В Москве 25 ноября состоялись белорусско-российские переговоры, на которых был заключен ряд стратегических соглашений. Своё мнение по поводу характера соглашений и тому, насколько они выгодны партнерам по Союзному государству, в интервью ИА REGNUM высказал глава Белорусской региональной группы сторонников "Интернациональной России", руководитель информационно-аналитического портала "Империя" Юрий Баранчик.

- Каковы экономические итоги состоявшихся в пятницу в Москве переговоров на высшем уровне?

- Экономические итоги последнего Госсовета, прошедшего в Москве, просты и конкретны. Во-первых, закончена эпопея с продажей-покупкой оставшегося 50% пакета акций "Белтрансгаза". Россия приобрела оставшиеся 50% акций за 2,5 млрд. долларов, т.е. ровно по той же самой цене, что и первый 50% пакет акций. Соответственно, республика продала данный актив за 5 млрд. долларов, о чем предварительно и договаривались. В сложившейся ситуации - имеется в виду запуск "Северного потока" с учетом ввода в следующем году в строй его второй ветки, это, конечно, выгодная для обеих сторон сделка. Белоруссия гарантирует себе транзит газа, загрузку мощностей трубопроводной системы, получение транзитных платежей, сохранение рабочих мест. Россия обеспечивает себе прибыльность поставок газа на белорусский рынок, получение под собственный контроль самой короткой газовой трубы до границы с ЕС.

Во-вторых, серьезное продвижение в области интеграционных процессов, связанное с введением в 2012 году Единого экономического пространства, а с 2015 года - Евразийского союза, позволило России предоставить Белоруссии как члену Единого таможенного пространства серьезную интеграционную скидку на газ. В результате чего в следующем году Белоруссия будет платить за газ не 300 долларов, как предполагалось ранее, а 164, т.е. почти в два раза меньше. Соответственно, серьезно повысится конкурентоспособность белорусской промышленной продукции на российском и казахстанском рынках. А это, опять-таки, сохранение зарплат и рабочих мест.

В-третьих, решился вопрос по кредитованию строительства Белорусской АЭС. Россия выделяет Белоруссии кредит в 10 млрд. долларов на строительство АЭС мощностью 2,4 ГВт. Этот кредит будет дан на 10 лет и с погашением в течение 15 лет. Строительство Белорусской АЭС будет вести российский "Атомстройэкспорт". Т.е. уже через семь лет республике не надо будет закупать столько газа и тратить на него столько валюты, сколько сегодня. По подсчетам экспертов, ежегодная экономия составит порядка 1 млрд. долларов. Станет дешевле и белорусская электроэнергия. Возможно, республика начнет ее экспорт. К тому же мы на много лет вперед решим вопрос с обеспечением собственной электроэнергией промышленного роста, ввода новых промышленных предприятий.

В-четвертых, скидка на газ, а также покупка "Белтрансгаза" позволит где-то на 3,5 млрд. долларов нарастить наши золотовалютные резервы. Т.е. появится серьезный фактор стабилизации курса национальной валюты. К тому же это пополнение ЗВР позволит с меньшими проблемами закрыть погашение долгов в следующем году перед кредиторами республики, которые, по подсчетам экономистов, в следующем году составят где-то 1,7-2,4 млрд. долларов.

- Имеют ли заключенные соглашения социальный эффект?

- Заключенные в Москве соглашения имеют прямое социальное измерение для поддержания социальной стабильности и гражданского мира в республике. Если человек ходит на работу, стабильно получает зарплату, обеспечивает старость родителей и растит детей, уверен в завтрашнем дне, он становится гораздо менее подвержен перманентно идущим с Запада угрозам расшатать социальную стабильность в нашем обществе по примеру прошедших совсем недавно в странах Арабского Востока переворотов.

Для того чтобы белорусы почувствовали все плюсы подписанных и в рамках Таможенного союза, и в рамках Союзного государства соглашений, достаточно, чтобы прошел где-то год. Думаю, к следующей зиме белорусы почувствуют серьезную прибавку к зарплате и начнут возвращаться на тот жизненный уровень, с которого началось падение зарплат в республике после кризиса весны-лета 2011 года.

- Каково политическое измерение подписанных в Москве соглашений?

Политическое значение подписанных соглашений огромно. Белоруссия и Россия подтвердили, что взятый в прошлом году курс на интеграцию в рамках Таможенного союза и построения Союзного государства носит стратегический характер. Россия показала, что при правильном подходе со стороны партнера, деньги для нее отходят на второй план. В этом плане мы видим серьезное отличие от политики тех же мировых финансовых структур, которые при наступлении кризиса, прежде всего, спасают свое и топят должников. Пример Греции в этом плане показателен. Как только премьер-министр страны попробовал посоветоваться с народом относительно того, надо ли стране продолжать залезать в кредитную петлю мировых финансовых воротил, или все-таки как Исландия отказаться от этого, мировая олигархия тут же сделала проведение референдума невозможным, а греческий премьер-министр вынужден был подать в отставку. Какая форма демократии может быть более демократической, чем референдум? Однако, на словах говоря о своей приверженности демократии, на самом деле Запад ее боится. Это, во-первых.

Во-вторых, пойдя на данные соглашения сейчас, Россия оказала серьезную экономическую поддержку Белоруссии. Сегодня руководству республики можно с гораздо большей уверенностью смотреть в будущее, чем раньше. Солидная подушка в ЗВР, плюс обеспечение конкурентоспособности белорусской промышленности и сохранение рабочих мест - это очень серьезно в условиях открытия российского рынка по нормам ВТО со следующего года.

- Чем Вы объясните такой вал критических публикаций со стороны прозападной белорусской прессы и экспертов в адрес подписанных на прошлой неделе в Москве соглашений?

- А что им остается делать, когда интеграционные процессы на постсоветском пространстве набирают ход? Только истерично кричать и подпрыгивать. Самое главное - в этих публикациях нет ни одного серьезного экономического аргумента, почему подписанные соглашения для республики носят негативный характер. Только крики об имперской политике Кремля и о сдаче белорусской собственности. Но позвольте, ведь оппозиция в случае прихода к власти и сама собирались ее продавать. Только другим геополитическим партнерам. Эти публикации показывают, что оппозицию волнует только собственные политические амбиции, а не социально-экономические интересы народа.

Оппозиционеры говорят о какой-то упущенной экономической выгоде, когда в случае невхождения республики в интеграционные процессы российский рынок бы просто закрывался, что привело бы к остановке наших заводов и взрыву ситуации в Белоруссии. Прозападной оппозиции это, конечно же, позволило бы прийти к власти, но интересы народа, который бы в этом случае навсегда лишился работы и достойной зарплаты, а республика практически всей крупной и системообразующей промышленности, как это и произошло во всех без исключения восточно-европейских странах и, особенно, Прибалтике, после их присоединения к ЕС, их в этом случае волновали бы меньше всего.

Вообще, в связи с этим я хотел бы сказать вот о каком парадоксе. Я знаю уже несколько примеров того, как люди, достаточно известные и не очень известные в политических и экспертных кругах белорусской прозападной оппозиции, работают в российских компаниях, получают зарплату в российских рублях, и при этом в своей общественной деятельности занимают откровенно антироссийскую позицию. На работе они общаются со своими коллегами, получают очень хорошую по белорусским меркам зарплату, но как только выходят "из ворот фирмы", сразу начинают нести грязь. При этом еще и считают "москалей", как они называют всех русских, за лохов, которые им платят зарплату, за которую они потом воюют с ними же. Это, конечно, достаточно хорошо характеризует "облико морале" современных белорусских революционеров.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Достигнутые соглашения носят серьезный и стратегический характер как для Белоруссии, так и для России. Экономически обе стороны заключили взаимовыгодные соглашения. Политически сделали еще один шаг на пути восстановления прежнего единства. Задача белорусской власти в этом контексте - не растратить тот капитал доверия, который сложился между руководством наших стран после достаточно сложного периода 2006-2010 годов, и заняться серьезными экономическими реформами, которые бы позволили обеспечить серьезный экономический рост как в ближайшие годы, так и на стратегическую перспективу, особенно с учетом снижения давления на национальную денежную единицу в связи с ростом ЗВР страны.