Элгуджа Кавтарадзе: "Интерес Турции в Грузии всегда был в продвижении своих интересов дальше - на север"

Москва, 28 ноября 2011, 13:22 — REGNUM  

Интервью ИА REGNUM с доктором политических наук Сухумского университета Грузии (Тбилиси), профессором Элгуджа Кавтарадзе.

ИА REGNUM: В последние годы динамично развиваются транспортно-энергетические и экономические отношения между тройкой стран региона: Турцией, Грузией и Азербайджаном. По вашему мнению, насколько велик потенциал этих отношений?

Экономический союз является важным и естественным элементом в отношениях между этими странами. Эти связи должны развиваться, но смотря: как и в каких направлениях. К примеру, сегодня Турция вкладывает большие инвестиции в Грузию, однако экспорт товаров из Турции в Грузию намного превышает импорт из Грузии в Турцию, и вообще турецкий рынок имеет ряд ограничений для наших товаров. Поэтому экономическое содружество должно развиваться, но с учетом интересов и особенностей всех стран-участников.

Если не будет политической воли руководителей, то не будет и развития экономических отношений, поэтому думаю, что Турция должна больше внимания уделять поддержке Грузии в некоторых внешнеполитических вопросах. Я понимаю, что у Турции с Россией широкие политические и экономические отношения, но на Кавказе, между региональными государствами, к которым себя относит и Турция, должны быть более крепкие связи с учетом взаимных интересов. Создается ощущение, что турецко-грузинские отношения, хоть ныне и стабильные, но хрупкие, и возможен их срыв по причине изменения политических приоритетов Анкары в угоду Кремля. Потому что Россия - имперское и непрогнозируемое государство - только и думает о том, как ослабить и подчинить себе южнокавказские страны.

ИА REGNUM: В чем состоит угроза российско-турецкого тандема для Закавказья?

К примеру, Азербайджан не должен особо доверять России и Турции. Ведь российско-турецкие отношения строятся на взаимном столкновении некоторых интересов в нашем регионе и Азербайджан должен осознавать, что интересы турецкой и российской внешней политики, могут быть обеспечены во вред азербайджанским интересам. Я думаю, что страны Южного Кавказа, в первую очередь Азербайджан и Грузия, должны лоббировать интересы друг друга и выступать вместе с одних позиций по многим принципиальным политическим вопросам.

ИА REGNUM: В чем негативные и позитивные стороны активной экономической экспансии Турции в Грузии?

Положительной стороной является рост турецких инвестиций в Грузию и ее инфраструктуру. Но негативной стороной является то, что турецкий инвестор, вкладываясь в Грузию, строя здесь бизнес, создает в основном рабочие места для турок, а не для местных грузинских кадров и рабочих. То есть турецкий капитал создает условия и рабочие места для турок, что с их стороны дальновидная политика, однако грузинская сторона должна тоже научиться лоббировать интересы своего народа и местной рабочей силы. Грузия уже не та страна, с мнением которой могут не считаться, однако грузинской стороне следует думать о том, как реализовать этот потенциал в отношениях с Турцией.

ИА REGNUM: Общеизвестно, что любым экономическим интересам сопутствуют и политические тоже, и каждая страна инвестирует в другую, продвигает там и свои политические планы. То есть экономическая экспансия всегда сопровождается и политической. В чем проявляется это во взаимоотношениях Турции с Грузией?

Интерес Турции в Грузии всегда был в Черном море, в продвижении своих интересов дальше - на север. В этом плане Грузия и особенно приграничная Аджария являются предметом повышенного интереса Турции. Дело в том, что турецкая сторона очень много вкладывает инвестиций в Аджарию, которая всегда была предметом повышенного политического интереса, как Турции, так и России.

ИА REGNUM: Вы имеете в виду, что турецкая сторона, инвестируя в Аджарию, делает ставку на мусульманское население этого региона?

Я думаю, что здесь больше политики, чем экономических интересов, речь идет не о религиозных приоритетах Турции, а о ее геополитических интересах в Причерноморском и Южно-Кавказском регионах. И Аджария является лучшей точкой, откуда можно обеспечить эти интересы. Ныне Грузия не просто коридор, а государство, которое должно активнее защищать свои интересы и понимать важность приграничных с Турцией регионов.

ИА REGNUM: В Грузии часто приходится слышать, что рост сепаратистских настроений в армянонаселенной Джавахетии и поддержка этих настроений со стороны Армении представляет серьезную угрозу для грузинского суверенитета. Насколько эта проблема существует?

В геополитическом плане армянская дипломатия на Южном Кавказе находится в реанимационном состоянии и армянская государственность сама себя поставила под большую угрозу. Если бы Армения научилась дружить с соседними странами, в первую очередь с Грузией, которая была и остается центром геополитики региона, то это пошло бы на пользу армянским интересам. Также Армении следует пересмотреть состояние своих отношений и решить межнациональный конфликт с Азербайджаном, являющимся ведущим и самым большим государством региона.

Вызывает удивление и возмущение, когда грузинского посла в Ереване вызывают в МИД и спрашивают, почему Грузия не признает так называемые выборы в никем не признанном Нагорном Карабахе? Это чушь и такая армянская дипломатия в итоге обернется тем, что Грузия пересмотрит свои отношения с Арменией. Если Армения хочет выжить на Южном Кавказе, то должна пересмотреть свои отношения с Грузией и Азербайджаном. Сказка о "великой Армении" уже кончилась и является пройденным этапом, на который уже никто из внешних сил не делает ставку. Никогда не было и не будет "великой Армении" - ныне есть армянское государство, и ее властям следует думать, как сохранить и развить его. Мир меняется, и Армения должна это понять и надеяться не столько на старшего брата - Россию, сколько подумать о том, как найти язык с соседними странами.

ИА REGNUM: Вы хотите сказать, что армянский фактор уже не играет важной роли в Закавказье?

Распад СССР привел к развалу политических, экономических связей, краху общей системы, поэтому Армении следует наконец-то понять, что нет союзного центра, который будет содержать ее только потому, что она есть. Вряд ли Запад будет кормить Армению, потому что его интересы не совпадают с тем, что может предложить армянский фактор на Южном Кавказе. Я понимаю, что Армения живет и строит политику через призму исторических интересов. Но следует модернизировать эту историческую модель, мировоззрение, воспитание общества и не забывать, что жить только прошлым - значит потерять будущее.

Армянское государство должно посмотреть, где оно находится и в каком положении оказалось, иначе продолжение нынешней политики приведет к гибели этого государства. Жить за счет своего зарубежного лобби и иностранных подачек можно еще несколько лет, ну пусть еще 20 лет, а потом что будет? Это же ситуация квартиранта, который к тому же живет в долг, а не за свои деньги.

ИА REGNUM: Что вы можете сказать о транспортно-энергетических проектах, в которых участвует Грузия, в частности о коридоре Баку-Ахалкалаки-Карс?

Такие проекты повышают роль Грузии, приносят ей большие финансовые инвестиции и вклады в инфраструктуру, делает важным звеном международной экономической системы. Но вместе с тем Грузии следует учитывать, что любой экономический, в первую очередь энергетический и транзитный проект имеет свою политическую составляющую. Что это в первую очередь политика, а потом уже экономика.

ИА REGNUM: Железная дорога Баку-Ахалкалаки-Карс преследует целью соединить коридором Китай через Среднюю Азию, Кавказ и Турцию с Европой. В итоге китайские товары получат дополнительный доступ на европейские рынки. Что даёт Грузии участие в этой транспортно-экономической цепочке?

Это довольно солидный международный проект, от которого получат пользу все его участники, но надо посмотреть, как будет делиться выгода от него. Следует проанализировать, как этот проект окажется на геополитической стабильности в нашем регионе, какие конкретные прибыли получит Грузия. Я думаю, не следует просто так давать Китаю монополию на этом маршруте, а строить партнерские взаимовыгодные отношения. Дело в том, что Китай - это довольно опасное государство со своими амбициями и геополитическими приоритетами, которые могут навредить странам нашего региона. Связка Китай-Россия-Иран далеко не комплиментарно настроена к странам Южного Кавказа и в любое время будет искать возможности влиять на политику этих стран посредством транзитно-экономических коридоров.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.