Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра политических исследований "Атлас" Эльханом Шахиноглу (Баку):

ИА REGNUM: Господин Шахиноглу, так ли все гладко в отношениях Азербайджана с Россией, как отметил в Москве глава администрации президента Азербайджана Рамиз Мехтиев?

Визит Рамиза Мехтиева в Москву был приурочен к работе III съезда Всероссийского Азербайджанского Конгресса. И господин Мехтиев, как всегда, использовал подвернувшийся шанс, дабы еще раз подтвердить высокий уровень отношений между двумя государствами. На встрече со своим российским коллегой Сергеем Нарышкиным он отметил, что "отношения между Россией и Азербайджаном находятся на пике своего развития". Но что в данном случае имеет в виду господин Мехтиев наверное только ему одному известно. О каком пике в развитии отношений может идти речь? Особенно сегодня, когда в отношениях между странами явно проглядывают моменты напряженности.

Общественность и политические круги Азербайджана, как это не раз бывало и в прежние годы, недовольны тем, что Россия вооружает Армению. На днях Генеральный секретарь Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа был в Ереване, встретился с президентом Сержем Саргсяном. Бордюжа выразил удовлетворение уровнем сотрудничества с Арменией и отметил: "Проведение подобных встреч с руководящим составом секретариата ОДКБ и Совета нацбезопасности Армении позволяет находить некоторые вопросы, которые, возможно, решаются недостаточно активно, и, самое главное, создавать двойной напор по тем направлениям, которые наиболее важны и приоритетны для обеспечения безопасности Армении". Может ли Азербайджан после подобного рода слов и заявлений быть доволен политикой Москвы? Вряд ли.

ИА REGNUM: Но кроме союзнических отношений Москвы с Ереваном, есть и позитивные направления сотрудничества России с Азербайджаном...

Рамиз Мехтиев прав лишь в одном, когда говорит, что "отношения с Россией являются одним из приоритетных направлений внешней политики Азербайджана". Это действительно так. Вместе с тем, это не означает, что в двухсторонних отношениях нет серьезных вопросов, один из которых - вопрос территориальной целостности Азербайджана. Посредничество президента России Дмитрия Медведева в процессе урегулирования Карабахской проблемы за последние 2 с лишним года ни к чему не привело. Хотя были реальные ожидания. Кремль не решился нажать на Ереван, чтобы тот принял Мадридский план. Кроме этого, господин Мехтиев оценивает соглашение о статусе Каспия между двумя государствами как успех. Да, отчасти это успех, но по всему объему вопроса статуса Каспия между Азербайджаном и Россией еще существуют разногласия. На подходе проекты NABUCCO и Транскаспийского газопровода, которым активно противодействует Москва. Поэтому вряд ли вопрос статуса Каспия будет так скоро разрешен.

ИА REGNUM: Странно, что со стороны официальной Москвы не было никакой реакции по поводу Измирских соглашений между Азербайджаном и Турцией...

Вы правы. Соглашения по газу между Баку и Анкарой поставили крест на надеждах Москвы по транспортировке Азербайджанского газа в больших объемах через территорию России. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Турции в Измире подписали соглашение, по которому газ из месторождения "Шахдениз" будет поставляться по новому трубопроводу "Транс-Анадолу" в Европу. Ранее Кремль очень надеялся на это месторождение и Баку готов был подписать данное соглашение именно с Москвой. Но взамен Москва так и не предложила Баку ничего значимого. Главный интерес Азербайджана ясен: деоккупация земель и справедливое решение Карабахской проблемы. Баку ждал целых два года. И, в конце концов, не получив от Москвы желаемого, Баку дал Анкаре зеленый свет. Не думаю, что это решение Баку понравилось Москве. Поэтому, какие бы высокие слова о дружбе не говорили Мехтиев с Нарышкиным, вопросов в отношениях между странами меньше не стало.

ИА REGNUM: Сергей Нарышкин на встрече с Мехтиевым отметил, что при избрании Азербайджана непостоянным членом Совета Безопасности ООН, обе страны должны будут координировать свои шаги на международной арене. Возможно ли такое сотрудничество?

Действительно, это новый канал сотрудничества. Многие в Баку радовались, когда Азербайджан был избран непостоянным членом Совета Безопасности. Но в реальности все не так просто. Возьмем ситуацию с Сирией. Москва не поддерживает санкции против Сирии. Но союзник Азербайджана - Турция - выступает за санкции. Как в таком случае должен поступить Баку? Азербайджанская власть не может координировать свои шаги одновременно и с Москвой, и с Анкарой в Совете Безопасности. Поэтому желания Нарышкина о координации всех шагов в Совете Безопасности с Баку могут и не сбыться.

ИА REGNUM: А как быть с Габалинской РЛС?

Здесь господин Мехтиев вообще перепутал все карты. Выступая на съезде Всероссийского Азербайджанского Конгресса, он отметил, что оба государства добились соглашений в вопросах статуса и условий эксплуатации Габалинской РЛС.

ИА REGNUM: И где же Мехтиев перепутал карты?

Ведь власти Азербайджана пока не согласились на условия России по эксплуатации Габалинской РЛС. Нового соглашения еще нет, а переговоры идут сложно. Хочу привести слова заместителя министра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова за два дня до того, как Мехтиев анонсировал новое "соглашение" в Москве. Араз Азимов сказал буквально следующее: "Выплаты России за аренду Габалинской РЛС неадекватны ценности станции и рискам Азербайджана. С одной стороны, выплаты неадекватны той ценности и важности РЛС для интересов России, региональной и международной безопасности. С другой стороны, выплаты не соответствуют рискам и угрозам Азербайджана, позволяющего функционирование этой РЛС на своей территории". Получается, Мехтиев говорит одно, Азимов совсем другое. Или во внешней политике Азербайджана присутствует какая-то разобщенность, некий чиновничий беспредел, или же Мехтиев для того, чтобы снискать расположение Кремля, сыграл на желаемое опережение реалий.