Ключевыми вопросами внешней политики Армении являются карабахское урегулирование, международное признание Геноцида армян и армяно-турецкое сближение. Об этом на конференции в Ереване 25 ноября заявил депутат от фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) Артак Закарян.

По словам Закаряна, в политическом поле Армении существует консенсус в вопросах международного признания Геноцида армян и мирного урегулирования карабахского конфликта. "Это стрежневые задачи, все остальное носит процедурный характер", - сказал депутат, добавив, что в процессе карабахского урегулирования при рассмотрении вопроса в широком контексте существуют определенные положительные сдвиги.

В качестве примеров прогресса политик отметил сохранение формата Минской группы ОБСЕ, принятие международным сообществом подходов армянской стороны и еще то, что Нагорный Карабах, "хотя опосредованно, но является стороной конфликта". "Следующим шагом будет полноправное участие НКР в переговорном процессе", - пояснил он, добавив, что не заметить указанные положительные сдвиги могут те силы, которые спекулируют темой Карабаха. На его взгляд, необходимости в изменении подходов армянской стороны в вопросах карабахского урегулирования и армяно-турецкого сближения нет.

Изменение подходов - императив

Подходы официального Еревана в карабахской проблеме и армяно-турецком процессе нуждаются в корректировке. Такое мнение выразил глава офиса "Ай Дат" и по политическим вопросам партии АРФ Дашнакцутюн (АРФД) Киро Маноян.

В опросе армяно-турецкого сближения Маноян повторил известную позицию оппозиционной партии АРФ "Дашнакцутюн" (АРФД) о необходимости отзыва подписей армянской стороны из-под протоколов по налаживанию отношений Армении и Турции. "Необходимо отозвать подписи армянской стороны и на стол переговоров поставить документ, содержащий исключительно положения об открытии коммуникаций в двустороннем порядке", - сказал политик. С другой стороны, как он считает, в этом вопросе Армения должна "беспокоить Турцию" посредством оказания на нее давления со стороны мировых центров силы.

Говоря о карабахском урегулировании, представитель АРФД в качестве положительного момента отметил то, что у международного сообщества сформировано понимание о том, что Нагорный Карабах не может быть в составе Азербайджана. В этой связи он особо подчеркнул, что не следует останавливаться на достигнутом, и необходимо предпринять действенные шаги по заселению районов вокруг Карабаха. "Кроме того нужно прилагать всевозможные усилия, чтобы НКР стала полноправной стороной переговорного процесса", - обобщил Маноян.

Процесс по Карабаху и армяно-турецкому сближению застопорился

С самого начала армяно-турецкие протоколы были обречены на провал, и сейчас процесс по сближению отношений между Арменией и Турцией зашел в тупик, заявил участвующий в конференции председатель фракции оппозиционной партии "Наследие" Степан Сафарян, оценив это в качестве положительной тенденции.

Касаясь тематики карабахского урегулирования, парламентарий подчеркнул, что здесь речь идет только о сохранении статуса-кво и не более. Для кардинального изменения ситуации Сафарян предлагает два варианта - признание Арменией независимости НКР и обращение в Международный криминальный суд по факту совершенных Азербайджаном этнических чисток в отношении армянского населения в конце 1980-х и вначале 1990-х гг.

В армяно-турецком процессе нет положительных сдвигов и оппозиционный Армянский национальный конгресс (АНК) выступает против подписанных в Цюрихе протоколов, поскольку в них содержится пункт о создании комиссии по историческим вопросам, заявил представитель АНК Владимир Карапетян, добавив, что только из-за этих положений указанные документы считаются неприемлемыми.

По поводу карабахского урегулирования оценки представителя от радикальной оппозиции также не утешительны. На его взгляд, не наблюдается никаких сдвигов в карабахском процессе в сторону урегулирования. Вместе с этим Карапетян считает необходимым организовать серьезные обсуждения относительно Мадридских принципов по поводу того, насколько он соответствует интересам двух армянский государств.