До и после приостановления деятельности Latvijas Krājbanka 21 ноября и Комиссия по рынку финансов и капитала (КРФК), и высшие должностные лица государства не только не выполняли своих прямых обязанностей, но и вводили общество в заблуждение, считает зампредседателя Гаркалнской краевой думы Карлис Бружукс. Об этом сегодня, 24 ноября, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Анализируя высказывания главы КРФК Ирены Крумане о высокой репутации латвийского банковского сектора (в сентябре), о достаточности капитализации банков (в октябре) и о том, что пока рано оценивать влияние банка Snoras на Латвию (18 ноября), становится ясно, что КРФК не только не выполняет свою функцию, но и публично вводит жителей Латвии в заблуждение, скрывая действительное положение дел и истинную финансовую ситуацию, считает Бружукс.

Он также напомнил высказывания спикера Сейма Солвиты Аболтини ("Единство") о том, что вкладчики Latvijas Krājbanka могут не беспокоиться за свои деньги 22 ноября, т.е. уже после того, как деятельность банка была приостановлена. Бружукс выразил непонимание, почему еще не описано имущество членов правления и акционеров, и почему мы должны ждать реакции Литвы. Если стране придется задействовать ранее не использованный гарантийный фонд, откуда на гарантийные выплаты государство готово потратить 200 млн латов (280 млн евро), а в самом банке обнаружена недостача в 100 млн латов (140 млн евро), то почему не сделать разумней и вложить недостающие 100 млн в банк, недоумевает Бружукс.

Упреки в адрес КРФК прозвучали и из соседней Литвы. Запоздалые действия со стороны Латвии привели к тому, что через латвийский Latvijas Krājbanka были произведены действия, не способствующие стабильности литовского банка Snoras и его латвийской "дочки" Latvijas Krājbanka, заявила министр финансов Литвы Ингрида Шимоните. "Латвия о решениях Литовского Цетробанка в отношении банка Snoras была проинформирована в среду [16 ноября], однако только в четверг [17 ноября] государство ввело первые ограничения на деятельность банка, а все остальные мероприятия были еще более запоздалыми", - заявила Шимоните.

В ответ руководитель КРФК Ирена Крумане и ее заместитель Янис Бразовскис категорически отвергли любые претензии со стороны Литвы. Упреки литовского министра безосновательны, поскольку уже 16 ноября КРФК позаботилась о том, чтобы без ее ведома не предпринималось ни одного действия, касающегося Latvijas Krājbanka, подчеркнули в КРФК. Переходя в контрнаступление, Бразовскис заявил, что Центробанк Литвы уже с начала октября был не в состоянии отвечать за происходящее в банке Snoras.

Между тем, как пишет сегодня газета Diena, КРФК уже в сентябре 2011 года знала, что последнее увеличение основного капитала Latvijas Krājbanka не было достаточно "чистым", однако никаких шагов не предприняла. Издание обращает внимание на то, что в истории c Latvijas Krājbanka остается много неясностей. Например, узнав о незаконных финансовых залогах на 100 млн латов и выслушав объяснения акционера банка Владимира Антонова, КРФК на три дня затянула решение о приостановлении операций в банке. Не совсем ясно, почему события не пошли по другому пути, и КРФК не поверила Антонову и не дождалась, пока он вернет деньги в банк. На соответствующие вопросы газеты в КРФК не ответили, а ранее в эфире Латвийского телевидения глава КРФК Крумане отказывалась отвечать на эти вопросы, ссылаясь на то, что правоохранительные органы ведут следствие, поэтому она не может открывать важную для следствия информацию.

О том, что в Latvijas Krājbanka имеется недостача в размере 100 млн латов, которые незаконно заложены в пользу третьих лиц, КРФК узнала только 18 ноября, после того, как банк не смог перечислить конкретные суммы денег, аккумулировав их на одном счете. Представители КРФК явились в банк, чтобы выяснить ситуацию. Председатель правления Latvijas Krājbanka Ивар Приедитис подтвердил, что нарушил свои полномочия, еще летом подписав документы о финансовых залогах. Приедитис признался, что пошел на это решение, полагая, что оно будет краткосрочным, всего на несколько дней, чтобы обеспечить финансирование другим бизнес-проектам Антонова.

18 ноября с помощью видеоконференции произошел трехсторонний разговор между представителем КФРК, Приедитисом и Антоновым, в ходе которого Антонов пообещал исправить незаконные действия и вернуть в банк все финансовые средства. В этих переговорах не участвовала председатель КРФК Крумане, которая с 16 ноября по 18 ноября находилась в командировке за пределами Латвии.

Несмотря на то, что уже 18 ноября в распоряжении КРФК была информация о незаконных финансовых сделках, подкрепленная словами Антонова, никаких действий не осуществлялось до вечера 21 ноября, когда КРФК сообщила о необходимости приостановки всех операций Latvijas Krājbanka. КРФК не предоставила изданию никаких объяснений о том, почему в отношении Latvijas Krājbanka не было принято никаких решений в течение трех дней и почему именно 21 ноября комиссия решила приостановить работу банка.

Как сообщало ИА REGNUM, в понедельник, 21 ноября, совет Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК) приостановил оказание всех финансовых услуг, предоставляемых Latvijas Krājbanka. Решение принято на основании констатации недостачи средств в банке. Руководство банка задержано. Начат уголовный процесс. КРФК разрешила выдавать ежедневно клиентам банка по 50 латов (70 евро). Вчера этой возможностью воспользовались свыше 40 тысяч человек: до 18 часов по местному времени из банкоматов Latvijas Krājbanka было снято немногим более 2 млн латов (2,8 млн евро).