Руководитель администрации президента Азербайджанской Республики академик Рамиз Мехтиев дал 22 ноября эксклюзивное интервью газете "Бакинский рабочий", в котором, в частности, затронул тему ощущения гражданином себя частью государства, потребности в наличии сильного государства и сильного, волевого лидера.

Уже более 10 лет Р. Мехтиев активно позиционирует себя в статусе главного идеолога правящего режима. Интерес к большинству выступлений, статей и книг Р. Мехтиева, являющегося с 1994 года бессменным главой президентской администрации, обусловлен тем, что в них проступают стратегические намерения власти. В последние годы его аналитико-пропагандистская и публичная активность существенно возросла. По сути, стало уже традицией, что каждые 2-3 месяца глава президентской администрации академик Рамиз Мехтиев выдаёт на суд внешней и внутренней аудитории свои амбициозные и претенциозные политологические откровения. Вот и на этот раз, после некоторой паузы, он выступил на страницах газеты "Бакинский рабочий" с эксклюзивным интервью, призванным показать, каких успехов добился Азербайджан в деле воплощения национальной идеи, развития суверенной демократии и модернизации страны за годы правления Гейдара Алиева и, в особенности, за 8 лет президентства Ильхама Алиева.

В отличие от писаных статей и монографий Рамиза Мехтиева, которые при всей тенденциозности, противоречивости и эклектичности, всё же обладают определенной стройностью и идейно-тематической заданностью, его откровения в жанре газетного интервью производят крайне удручающее впечатление. Интервью вроде бы обо всём и ни о чём конкретно. Декларативно-пропагандистская заряженность и апологетический настрой, характерные для данного интервью, снижают почти до нуля его эвристическую значимость. Дабы не быть голословным, приведу некоторые фрагменты:

"Нет никакого сомнения в том, что в ХХI веке путь к достижению экономического процветания, свободной и достойной жизни, путь к укреплению независимости и безопасности нации лежит через внедрение демократических принципов и норм в социальную и политическую практику. Демократизация общества создает реальные возможности для реализации интеллектуального потенциала нации, открывает простор для ее выхода к рубежам наступающей новой цивилизации. Но и сама демократизация без сопряжения с национальной идеей, без учета национальных особенностей социума обречена на неудачу. Для того, чтобы национальная идея полноценно служила развитию нации, процветанию государства, она должна "оседлать" демократию, ориентировать общество на инновационную модернизацию. Овладевая умами людей, национальная идея должна реализовываться в решениях конкретных фундаментальных задач и целей нации. Следовательно, в современных условиях демократия становится важнейшим компонентом азербайджанской национальной идеи"...

"Современная национальная идея обогащается тем, что гражданин ощущает себя частью государства, видит в себе силы к преобразованиям, ощущает потребность в наличии сильного государства и сильного, волевого лидера. Президент Ильхам Алиев реализует политику, где национальная идея сочетает в себе как демократизацию политического пространства, поступательное и всестороннее экономическое развитие, интеграцию в мировое сообщество, так и сохранение национального духа и самобытности. В условиях глобализации - это архиважный фактор"...

"В наш век создание и развитие молодого независимого государства - очень тяжелая задача. Проводить реальную независимую внутреннюю и внешнюю политику в рамках национальных интересов, рассчитывая исключительно лишь на свои силы и ресурсы - архисложная задача. И тот руководитель государства, который добивается ее решения - поистине национальный лидер. Президент Ильхам Алиев успешно возглавляет страну на 20-летнем рубеже независимого существования и ведет государство к новым горизонтам, к переходу на качественно новый уровень развития. Благодаря взвешенной и последовательной политике страна все больше и больше завоевывает успехи на мировой арене как в культурном, так и в политическом контексте... Победа на самом крупном культурном соревновании Европы и получение статуса непостоянного члена Совета Безопасности ООН - все это результат проводимой умной, осмысленной политики. Вместе с тем, сами эти факты являются показателями признания Азербайджана со стороны мирового сообщества как государства, которое обладает возможностью оказывать влияние на решение международных проблем. Это и признание международного авторитета нашей страны".

Если отбросить из интервью всю откровенно агитационную риторику, то оно фактически сводится к вышеприведенным фрагментам, в которых господин Мехтиев на пропагандистском уровне вновь декларирует тезисы, характерные для всех его публикаций последних лет:

об особом (уникальном) пути развития и модернизации Азербайджана,

о суверенной модели демократии, "оседланной" национальной идеей,

об идеальной системе госуправления и не имеющих аналогов в мире темпах развития страны, достигнутых благодаря виртуозной власти Ильхама Алиева.

Эти тезисы нашли свое воплощение и в данном интервью. Но в отличие от его книг и статей, с гораздо меньшей степенью научной убедительности и с более высоким уровнем пропагандистского пафоса. Претензии на академическую научность и скованность пропагандистской тенденциозностью - это неустранимое противоречие, характерное для всего "творчества" Р. Мехтиева. Оно частично объяснимо тем, что Р. Мехтиев фактически обречён выступать в двойном амплуа: как амбициозный академик-ученый и как главный идеолог, шеф президентской администрации. Перехлест в апологетике и комплиментах - это наверно, неизбежно для автора, являющегося ответственным чиновником. Но не замечать никаких проблем и негативов в стране, включая коррупцию, монополизм, бюрократический произвол, забвение демократии, рост недовольства граждан и т.д. - это, по крайней мере, не очень достойно для автора, утверждающего себя в амплуа ученого.

Постоянно обосновывая весьма спорный тезис о суверенной демократии, и делая больший акцент на первом слове, чем на втором, Рамиз Мехтиев, по сути, пытается подвести некую теоретическую базу под одиозные политические реалии Азербайджана - несовместимые с требованиями демократии и современной эпохи. Он настойчиво постулирует целесообразность "оседлания" демократии национальной идеей, понимая под последней идеологию "гейдаризма", воплощенную в кланово-авторитарной и коррумпированной системе власти современного Азербайджана. Не потому ли столь противоречивыми, тщетными, "франкенштейноподобными" оборачиваются на практике попытки правящего режима "оседлать" демократию национальной идеей, что последняя загружается чуждым содержанием и избыточными целями. Под такой ношей идеологии "гейдаризма" и "мехтиевской" модернизации разве может устоять "конь демократии"?!