Главы трех государств СНГ - президенты России, Белоруссии и Казахстана Дмитрий Медведев, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко - подписали договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Позже президент Белоруссии Александр Лукашенко даже высказал мысль о введении единой валюты для упрощения торговых расчетов. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от аналитического агентства "Инвесткафе", эксперты полагают, что новая структура потребует не только экономических преобразований, но и политических.

"С одной стороны, это похоже на реинкарнацию СССР, с другой - почему бы и нет, если ни одна из трех стран в итоге не перетянет одеяло на себя, - прокомментировала аналитик "Инвесткафе" Анна Бодрова. - Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - это, судя по заявлениям первых лиц России, Белоруссии и Казахстана, большой шаг вперед к цели, которая была обозначена еще раньше. ЕЭС, Евразийский экономический союз, пока существует только на бумаге, но, учитывая активную работу в этом направлении, останется в таком состоянии недолго".

Соглашение о ЕЭК является пока только нормативным актом, предусматривающим определенную степень интеграции РФ, Белоруссии и Казахстана, напомнила эксперт. "К 2015 году все законодательно-нормативные работы должны быть завершены, и тогда появится единый кодекс евразийского пространства, что на практике будет означать создание союза, - отметила она. - Российский президент в выходные поспешил заверить, что судьбы еврозоны будущий ЕЭС не повторит, потому что страны начинают плотно работать внутри альянса с примерно равных позиций, включая общую советскую историю и "экономическую память". Столь плотная интеграция подразумевает и введение впоследствии некой единой валюты. Президент Белоруссии Александр Лукашенко уже успел заверить всех, что с единой валютой будет очень удобно и он давно "за"".

"Это как раз понятно: Минск у России закупает газ и нефть, расплачиваясь американскими долларами, а процесс конвертации явно не выгоден белорусскому рублю. Вполне возможно, что позже тройственный союз и вырулит на общую единицу расчетов, если сам он, конечно, окажется жизнеспособным, - пояснила Бодрова. - В условиях, когда европейская экономика явно страдает от отсутствия центра политических и экономических решений (принцип создания еврозоны был совсем иным), новое "трио" предусмотрело и это. Столицей ЕЭК избрана Москва и, скорее всего, здесь же будет располагаться и центр ЕЭС. Возможно, это повод задуматься об истинном назначении будущего экономического альянса".

Интересно, что активизация работы по созданию Евразийского экономического союза произошла тогда, когда в еврозоне возник кризис, добавила аналитик. "Возможно, определенную роль сыграло желание Москвы укрепить связи с соседними экономиками, чтобы в случае чего выстоять и особенно не пострадать. Другое дело, что торговый оборот между странами и так был бы легким при условии работы Таможенного союза, а запуск ЕЭС потребует не только экономических преобразований, но и политических: кому-то придется взять на себя ответственность за дальнейшие реформы в рамках интеграции, - сообщила она. - Сейчас для России и ее валюты подобные действия умеренно позитивны. Если можно совместно работать, то почему бы не работать, хотя вместо Белоруссии с ее вечными экономическими коллапсами интереснее было бы взять в "хоровод" Украину: там и выход к морю, и промышленность поживее, и гривна стоит не шатается. Позже к ЕЭС актуально было бы привлечь Узбекистан с его сельским хозяйством... А там, глядишь, и польза от разговоров в верхах появится, и прежде всего, для малого и среднего бизнеса".