ИА REGNUM представляет интервью с генеральным директором 100%-го дочернего предприятия "Интер РАО ЕЭС" в Армении - компании "Электрические сети Армении" (ЭСА) Евгением Бибиным.

ИА REGNUM: Евгений Алексеевич, зима в Армении в этом году наступила рано. Успели подготовиться? Чем сейчас озадачены?

- За прошедший период в компании сделан большой объем необходимых работ, который позволяет надеяться, что зиму пройдем устойчиво. При этом, вернувшись к проверенной классической схеме работы в электросетевом комплексе, приняли назад в коллектив персонал, который ранее занимался ремонтами (388 человек). Так что в зиму войдем с большей надеждой на собственные силы и профессионализм наших работников. В настоящее время мы больше нацелены на задачи формирования планов будущего года.

Конечно, подведение итогов работ и оценка текущей ситуации - процесс постоянный. К примеру, в начале года утвержденный бизнес-план предполагал обеспечить по итогам года прибыль в 2,5 млрд драмов, и мы делаем все, чтоб эту задачу выполнить. Однако иллюзий по поводу того, что мы много зарабатываем, и нам некуда направлять эту прибыль, быть не должно. К примеру, бизнес-план 2011 года не предусматривает выплату дивидендов акционерам. То есть наш акционер - "Интер РАО ЕЭС", как впрочем и за прошедшие пять лет, дивидендов не получит, а заработанная прибыль уже распределена на инвестиционную программу.

Кроме прочего, кредитов компанией привлечено на $180 млн, и проценты за пользование кредитов зафиксированы, в основном, в валюте. От того, как будет меняться курс, зависит сколько млн драмов мы потратим на расчеты с банками. Пока же закладываем для этих целей $20,2 млн. И в целом, решая стоящие перед нами задачи 2011 года, мы отчетливо понимали, что в складывающейся ситуации без принятия немедленных мер по сокращению издержек, переходу на другие способы организации работ, снижению затрат на приобретаемые материалы, оборудование, услуги, невозможно было обеспечить устойчивую работу компании, оказавшейся в исключительно сложном положении.

Основной задачей, которая была поставлена нашим акционером, являлась оптимизация издержек компании и пересмотр наших подходов к сложившейся практике управления. Для этого мы вернулись к классической схеме работы управленческого аппарата. Пересмотрели организационную структуру исполнительного аппарата предприятия и возобновили работу ряда очень важных для предприятия служб, отделов, таких как департамент по обслуживанию приборов учета, отдел проектно-сметной документации, отдел по перспективному развитию сетей и присоединению новых потребителей, усилили службу главного инженера и т.д.

Все это было направлено, в первую очередь, на то, чтобы обеспечить четкий контроль над выбором решения, формированием затрат, осуществлением работ. Часть работ по проектированию сетей 0,4-10 кВ выполняем силами своей проектной группы. Все разрабатываемые сторонними проектными организациями проекты проходят через сито специалистов отдела перспективного развития, где оценивается само предложенное проектное решение, возможность его оптимизации, уход от избыточности в виде закладываемого проектировщиком резерва с учетом имеющегося видения по складывающейся конкретной ситуации развития этого региона. И это приносит очень хороший эффект.

Детальный контроль над формированием стоимости выполняемых работ сметчиками обеспечивает весьма существенную экономию средств, выстраивание конструктивных, четких взаимоотношений с проектными организациями, подрядчиками. А дальше все по цепочке - проведение конкурсов, выполнение договоров. При этом важнейшие условия - максимальная конкуренция и открытость. В этой части хоть и сделали уже серьезные шаги вперед, но еще, считаю, резервы у нас есть.

Тщательная проработка конкурсной документации, а затем абсолютно понятные, прозрачные торги с максимально возможным привлечением участников позволят заслужить со стороны поставщиков и подрядчиков уважение и доверие. Хотя уже сейчас результаты говорят о себе: только на строительно-монтажных работах мы сэкономили 1,4 млрд драмов. По части оптимизации закупок материалов снижение составило 411 млн драмов, при этом отдаем предпочтение местной продукции и производителям. Не в ущерб качеству, конечно.

Кроме того, существенную экономию нам удалось обеспечить в деле управления кредиторской задолженностью. Благодаря ее реструктуризации ЭСА удалось сэкономить порядка 1,15 млрд драмов. По ряду направлений мы существенно сократили расходы путем отказа от услуг, которые мы можем выполнить самостоятельно - 980 млн драмов. Здесь бы я хотел акцентировать внимание на то, что в целях повышения стабильности и устойчивости компании, мы отказались от услуг и перевели в штат ЭСА сотрудников тех организаций, которые выполняли для нас работы по аутсорсингу (ремонт ВЛ 35/110 кВ, ремонт счетчиков) - "Энергачап", "Эктрак Сервис". Конечно, собственники этих компаний крайне неохотно расставались с этим доходным видом бизнеса, но для нас, в первую очередь, важна экономика и целесообразность. Ну, а цифры говорят сами за себя. И это при том, что данные функции мы начали самостоятельно исполнять с мая и августа.

Теперь мы имеем собственные службы, персонал с перспективными планами, с четким пониманием, как, какую работу и в какие сроки мы можем выполнить. В наших планах - дальнейшее развитие, повышение квалификации сотрудников и качества оборудования. Подобная политика позволила нам сэкономить сотни миллионов драмов, которые были направлены на реализацию неотложных работ. Отказ от приобретения оборудования не первой необходимости дал эффект - 1,4 млрд драмов, оптимизация финансовых потоков - 680 млн драмов. Под броской фразой оптимизация финансовых потоков заключается рутинная, ежедневная работа по переговорам с банками - кредиторами о снижении процентных ставок, нудные переговоры с компаниями о снижении стоимости предоставляемых услуг и т.д. Конечно, мероприятия, которые мы выполнили, цифры, которые я привел, имели как чистую экономию в виде "кэша" на счетах, так и снизили затраты, учитываемые в бизнес-плане и положительно влияющие на экономику компании. По нашему мнению, чистая экономия от этих мероприятий к концу года составит не менее 2 млрд драмов. Освободившиеся средства направляются на решение текущих проблем системы. А их немало.

С учетом всей имеющейся прибыли в текущем году инвестиции были запланированы на уровне 10 млрд драмов. Самым крупным инвестиционным проектом 2011 года стало строительство для центра Еревана новой подстанции закрытого типа - "Цицернакаберд 110 кВ". Она уже готова на 99%. На сегодняшний день вопрос ее подключения во многом зависит от готовности потребителей подключиться к новой подстанции. Не завершено строительство крупного торгового центра "Далма" у стадиона "Раздан", приостановлено строительство большого жилого комплекса там же, хотя в договоре срок подключения - март 2011 года. Вообще - невыполнение договорных обязательств по линии технологического присоединения со стороны клиентов - отдельная тема.

К примеру, подстанция "Цицернакаберд 110 кВ", кроме того, что обошлась нам в 3,6 млрд драмов, вложенные в ее строительство средства учитываются в нашей инвестиционной программе, которая находится под контролем регулятора (Комиссии по регулированию общественных услуг - ред.) только пропорционально объемам нагрузки. Комиссию в этом плане мало интересует, что наши потенциальные клиенты нарушили договоренности. С нас спрашивают - почему были направлены инвестиции в объект, который по сути пока оказывается невостребованным? В результате они могут быть засчитаны компании в качестве инвестиций, только в объеме, пропорциональному загрузки подстанций.

В этом году кроме "Цицернакаберда" мы завершили проект по реабилитации релейной защиты воздушных линий 110 и 35 кВ, что обошлось нам в 4,5 млн евро. Особо хотелось бы отметить также успешно завершенные работы по выносу трех подстанций 35 кВ из зоны затопления озера Севан в соответствии с правительственной программой. Завершая начатые в 2011 году работы, особое внимание было уделено снижению количества незавершенных объектов и уменьшению складских запасов оборудования.

Так, вследствие реализации проекта по реконструкции закрытых распредустройств подстанций и распределительных пунктов, 750 ячеек со склада были установлены на объектах и существенно улучшили надежность работы электросетевого комплекса. Это очень важно и значимо для нашей компании. Выполнен также весь необходимый объем ремонтных работ на электросетевых объектах. Кроме прочего немалый объем средств в этом году мы потратили на присоединение новых 2200 потребителей - порядка 2,2 млрд драмов. Около 90% новых потребителей, как правило, это - дома, квартиры и коттеджи. За редким исключением бывают крупные объекты, хотя с крупными потребителями работать всегда интересно и перспективно. В целом, можно сказать, что намеченные на этот год программы, будут выполнены.

ИА REGNUM: Все это влияет на стабильность энергопоставок?

- 100% гарантий того, что сбоев не будет, мы не можем дать в принципе. Износ нашего комплекса составляет 80%. Кроме того, природно-климатические форс-мажоры также не исключены. А в остальном, при среднестатистических погодных условиях, я думаю, что у нас будет все нормально. Тем более за лето мы проделали много работ, по крайней мере расчистили от деревьев наши линии, что не раз становилась причиной отключений энергоснабжения. Особенно мы сталкиваемся с этими проблемами в заказниках, в заповедниках и на частных территориях.

Одной из самых острейших проблем остается приведение в нормальное состояние линий низкого напряжения, которые нам достались в наследство от 90-х гг., когда не существовало четких правил техприсоединения, был ослаблен контроль над строительством сетей - вот и подключались к нам новые потребители кто на жердях, кто на трубах. При их передаче на баланс государственной компании в начале 2000 годов вопрос необходимых инвестиций в их восстановление не был учтен. Мы сегодня практически стоим перед фактом неотложного восстановления этих сетей, а средств необходимых нет - вот и латаем дыры.

Жители уже забыли, что эти сети строили сами, теперь по прошествии времени всем хочется иметь надежное и качественное электроснабжение. А есть еще и безхозные сети, электросети, принадлежащие частным лицам, структурам, которые либо не могут либо не хотят их содержать - да мало ли таких ситуаций по стране. И это оказывает существенное влияние на надежность и качество нашей работы. Но мы руки не опускаем, и делаем все необходимое для решения стоящих задач.

ИА REGNUM: В период кризиса в Армении существенно сократилось потребление электроэнергии. А как сейчас?

- Если говорить о потреблении, то прогноз на конец года - рост на 9% к уровню прошлого года, в следующем году - считаем - динамика сохранится. А это уже ставит очень серьезные проблемы перед нашими коллегами из компании "Оператор электроэнергетических систем". Экономика нашей компании напрямую зависит, как будут загружены генерирующие мощности и обеспечена оптимальная работа наиболее дешевых источников электроэнергии. Выработка сверхдорогой электроэнергии Разданской ТЭС выше плана может существенно повлиять на экономику и финансовое положение компании. Очень надеемся на ожидаемый к концу года запуск современного, технологичного 5-го блока Разданской ТЭЦ.

Весьма тщательно мы готовимся к следующему году в плане прогноза объемов распределения электроэнергии. Нам необходимо уже сегодня спрогнозировать объемы покупки и продаж электричества. А для этого важно знать, к примеру, будет или нет работать "Наирит", и если будет - какая мощность ему потребуется?

ИА REGNUM: А какая заявка по "Наириту" - будет работать?

- Заявка, представленная заводом, предполагает запуск со второй половины 2012 года. Так вот, наш прогноз на следующий год говорит, что рост потребления составит около 10%. При этом мы закладываем рост по населению 6-7%, доля населения в общем потреблении составит 40-42%. Есть ряд существенных факторов, повлиявших на ситуацию. Например, запуск новых мощностей на Зангезурском медно-молибденовом комбинате сегодня фактически дал прирост потребления на 20 МВт. Есть еще несколько новых крупных заявок.

На основе прогнозов мы уже работаем над бизнес-планом 2012 года и формируем инвестиционную программу. С учетом определенных рисков мы зафиксировали инвестиции на уровне 7 млрд драмов. На следующий год планируется увеличить затраты на восстановление и реконструкцию сетей 0,4 - 10 киловольт, которые нам достались в наследство в плачевном состоянии. Есть и вовсе алогичные ситуации. Приведу пример. На Севане есть подстанция "Личк-220", которая принадлежит ЗАО "Высоковольтные электрические сети", а часть оборудования подстанции - частной компании "Ива", через которую снабжаются наши потребители.

Частник в оборудование ничего не вкладывает, оно ветшает, периодически энергоснабжение прерывается. Подходить к этому оборудованию опасно для жизни, оборудование работает на честном слове. А в отключениях обвиняют ЭСА. Мы вынуждены сегодня решать эту тупиковую ситуацию. Для этого необходимо подключить 9 населенных пунктов от другой подстанции, построить новые электрические сети. Весь проект оценивается в 200 млн драмов. И такие случаи не единичны. Кстати, там сейчас работы уже начаты.

ИА REGNUM: Как обстоит дело с коммерческими потерями, удается их сокращать?

- За предыдущие периоды было создано несколько систем коммерческого учета, которые стали для нас существенным подспорьем. Благодаря внедрению автоматизированных систем учета на сложных участках, где потери достигали 25%, нам удалось улучшить ситуацию. Благодаря этим системам, мы сократили потери до 6-7%. Такие системы уже работают в отношении 7 200 потребителей. В будущем году планируем увеличить их количество еще на 26 000. В этом деле мы спешим, поскольку именно в зимние периоды растет процент потерь. В целом, по году процент потерь не превысит норматив.

Кроме того, собственно в структуре ЭСА мы планируем внедрение ERP-системы, что также будет направлено на улучшение системы управления компанией. Работы начаты в 2011 году и пик активности придется на 2012 год. Для нас очень важно внедрение современных стандартов управления и повышение эффективности работы компании, поскольку мы представляем российский бизнес в Армении. При этом мы станем более понятными для потенциальных кредиторов и инвесторов. С другой стороны, очень важна и корпоративная ответственность компании, являющейся самым крупным работодателем Армении. Это почти 8 тысяч сотрудников и место в первой десятке крупных налогоплательщиков Армении, что накладывает на нас определенную ответственность, которую мы чувствуем и реализуем.

ИА REGNUM: Недавно Комитет государственных доходов Армении выдвинул претензии к ЭСА на довольно крупную сумму, с чем компания не согласилась. В чем суть этих претензий?

- Сегодня ситуация развивается для нас непросто, однако мы надеемся на конструктивную позицию комитета. Его претензии касаются деятельности ЭСА в 2009-2010 гг. У нас всегда были конструктивные взаимоотношения с налоговой службой и поэтому рассчитываем, что данный процесс будет протекать в соответствии с действующими законодательными актами, пониманием складывающейся ситуации. Мы не согласились с большей частью выдвинутых претензий и подали встречную жалобу. В целом проблема возникла из-за определенных разночтений в налоговом законодательстве, так сказать, в пограничных, не четко прописанных ситуациях.

С помощью позиции Комиссии по регулированию общественных услуг нам удалось доказать неправомерность существенной части претензий. Наша позиция также подтверждается разъяснениями, поступившими от Министерства финансов, Министерства юстиции и заключениями международно-признанных аудиторов. А оставшуюся часть будем оспаривать в законном порядке. Особую остроту возникшей ситуации добавило возбуждение следственным комитетом КГД уголовного дела, изъятие бухгалтерской отчетности в филиалах, компьютеров. Но здесь мы ситуацию оцениваем даже позитивно, т.к. это совпадает с нашими планами по наведению порядка.

При этом очень важно все-таки скорейшее разрешение возникшей ситуации, это существенно осложняет взаимоотношения с нашими кредиторами, партнерами, инвесторами, постоянно приходится давать разъяснения. При всем этом мы зарезервировали на наших счетах требуемую налоговым комитетом сумму, чтобы в случае чего, не нарушить финансовую устойчивость компании. А это, в свою очередь, изъяло из нашего оборота средства, причем, немалые. И это все в условиях начавшейся рано зимы, максимальной нагрузке по оплате кредиторам за работы, которые необходимо завершить и т.д.

Также, к примеру, налоговый комитет требует у нас выплатить налог по части тех потребителей - физических лиц, которые не заплатили нам за использованную электроэнергию и имеют задолженность. Население нам должно почти 3 млрд драмов. Часть этой суммы образовалась в период с 2002 по 2008 годы - 1,2 млрд драмов. Так вот налоговая считает необходимым денежную сумму списать и оплатить с нее подоходный налог за тех лиц, кому мы сделали такой подарок. Этим самым собственно подтверждается неэффективность нашей работы по взысканию долгов. Мы же в деле погашения прежних задолженностей не идем на крайние меры, к примеру, взыскания через суд и судебных исполнителей. Мы спокойно говорим с нашими должниками, обсуждаем необходимость покрытия долгов, составляем графики реструктуризации, при этом поставили перед собой цель в течение пяти лет решить эту проблему. Ведь мы ответственная компания, что уже не раз подтверждали.

Сказать, что у нас нет проблем - не будет правильным. Бывают и факторы воровства электроэнергии в сговоре с хозяйствующими субъектами и населением... В этом году мы уволили 107 человек - 7 начальников участков и 100 инспекторов. У нас есть телефон доверия (он размещен на сайте нашей компании, публиковался в СМИ), на который можно позвонить и анонимно рассказать о хищениях, нарушениях и пр. Это - текущие, будничные вопросы, которые, тем не менее, находятся в центре нашего внимания.