Экологи: Штокман рентабелен за счет экономии на экологической безопасности

Москва, 21 ноября 2011, 22:01 — REGNUM  Компания Штокман Девелопмент АГ (ШДАГ) представила результаты анализа рисков разливов углеводородов на встрече, организованной Газпромом и посвященной экологической безопасности проекта "Приразломная".

По заказу ШДАГ компания "Научно-методический центр "Информатика риска" подготовила анализ рисков возникновения аварийных разливов углеводородов при разработке Штокмановского месторождения. Он показал, что степень риска довольно высока, пишет "Беллона". По данным НМЦ, вероятность аварийного разлива конденсата при бурении скважины наиболее высока в третий год эксплуатации. При этом известны случаи, когда неконтролируемые выбросы из скважин продолжались в течение нескольких лет. "Компания еще не разрабатывала план ликвидации аварийных ситуаций, но она не права, когда говорит, что при реализации проекта не будет оказано воздействие на особо охраняемые природные территории, - заявил главный инженер "НМЦ "Информатика риска" Валентин Журавель. - В случае аварийного разлива конденсата или другого нефтепродукта, загрязнение достигнет территории Кандалакшского заповедника в течение четырех часов...". В рамках Штокмановского проекта важно разработать отдельные планы ликвидации аварийных ситуаций для этапа бурения, для береговых и морских объектов, для газопровода, терминалов и прибрежных акваторий и общий план для эксплуатации. "Сегодня компания (ШДАГ) не готова к ликвидации аварийных разливов нефти...", - подытожил Журавель.

"План ликвидации аварийных ситуаций должен быть разработан уже сейчас, что позволит еще на стадии проектирования оценить доступность и эффективность технологий ликвидации разливов нефтепродуктов и утечек газа в условиях Арктики, и, что особенно важно, оценить стоимость подобных работ и возможных экологических выплат, - говорит эксперт "Беллона-Мурманск" Нина Лесихина.

На встрече ШДАГ представила результаты оценки воздействия проекта на окружающую среду по стандартам международных банков, в том числе на процесс изменения климата. По данным компании, выбросы парниковых газов в период строительства составят около 355 тысяч тонн в год, а на этапе эксплуатации - 615 600 тонн в год, что суммарно превышает уровень значимости и требует учета. В настоящее время у компании отсутствует какая-либо климатическая политика, что может привести не только к усилению воздействия проекта на процесс изменения климата, но и к искусственному завышению рентабельности проекта за счет недооценки рисков, связанных с изменением климата, пишут экологи. К таким рискам относятся: изменения в количестве и распределении осадков, ледовой обстановки, увеличение штормов и ураганов, повышение уровня моря, изменение береговой линии, более высокая заболеваемость среди населения и многое другое, что требует оценки еще на этапе планирования.

На предложение "Беллоны" разработать климатическую стратегию ШДАГ в рамках реализации Штокмановского проекта, в частности провести анализ рисков и для проекта, связанных с изменением климата, а также выработать меры по управлению выбросами парниковых газов, компания так ничего и не ответила. Также формально компания отнеслась и к оценке воздействия проекта на птиц. В материалах экологической оценки не учитывается воздействие на птиц Новой Земли, хотя расстояние от лицензионного участка до нее значительно меньше, чем до побережья Кольского полуострова.

При этом Юрий Александровский, менеджер по экологическому мониторингу и ОВОС компании Штокман Девелопмент АГ отметил финансовую несостоятельность компании для проведения комплексной экологической оценки, сказав, что "если компания богатая и хочет дополнительно исследовать что-то, то, пожалуйста, но ведь проект должен быть рентабельным". При этом компания до сих пор не закончила оценку акустического воздействия проекта, воздействия газогидратов на флору и фауну и многое другое. Таким образом получается, что акционеры ШДАГ будут принимать инвестиционное решение, не имея полного представления о финансовых затратах, связанных с объективной оценкой экологических рисков и ликвидацией последствий возможных аварийных ситуаций, так как видимо, в противном случае, это сделает Штокмановский проект нерентабельным, говорится в сообщении "Беллоны".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.