Не исключено, что в 2012 году Франция станет представителем интересов Европейского союза в Минской группе (МГ) ОБСЕ, осуществляющей посредническую миссию по урегулированию карабахского конфликта, и впоследствии разместит свой миротворческий контингент в регионе конфликта. В 2012 году во всех трех странах-сопредседателях МГ ОБСЕ - России, Франции и США - предстоят президентские выборы, и, как показывает история переговорного процесса, в преддверие выборов и некоторое время после них внешнеполитическая активность стран-посредников снижается.

Но вопреки этой логике 17 октября 2011 посол Франции в Армении Анри Рено заявил, что переговоры по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта должны быть возобновлены в срочном порядке, поскольку нет ничего опасней, чем бездействие. С призывом возобновить переговоры к Баку и Еревану в начале октября обратился и президент Франции Николя Саркози. А уже в ноябре Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон выразила от имени Европейского союза обеспокоенность отсутствием прогресса в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. И Франция, и ЕС фактически признали снижение активности и продуктивности МГ ОБСЕ, но не выступили против самого формата переговоров. Такая позиция приобретает особый смысл на фоне участившихся сообщений и комментариев о вероятности или необходимости замены Франции в МГ ОБСЕ на представителя ЕС.

Идею замены поддерживает директор европейских программ Международной кризисной группы (ICG) Сабина Фрейзер. ICG традиционно выступает в качестве экспертного органа, работающего для правительства США. Еще в 2008 году Сабина Фрейзер предложила передать ЕС место французского представителя в Минской группе. Сегодня она заявляет, что такая замена могла бы придать новый импульс переговорному процессу. Фактически эксперты США не только не выступают против участия ЕС в переговорном процессе, но и активно поддерживает эту идею. Сами стороны переговорного процесса - Армения и Азербайджан - пока официально не высказали своей позиции, однако среди парламентариев этих стран участие ЕС вместо Франции не вызывает энтузиазма.

На днях тема участия ЕС в числе сопредседателей МГ ОБСЕ была вновь поднята представителем Европарламента - болгарским евродепутатом Кристианом Вигениным. Летом 2011 года Вигенин был избран сопредседателем Парламентской Ассамблеи "Восточного Партнерства" - "Евронест", членами которой, в частности, являются Азербайджан и Армения. Вигенин в интервью Panarmenian.Net сказал, что ЕС должен быть больше вовлечен в процесс урегулирования конфликта. Он заявил, что "формат Минской группы ОБСЕ не приводит к какому-либо результату на протяжении многих лет", и сообщил, что в Европарламенте обсуждался вопрос замены французского сопредседателя МГ на представителя ЕС. Он не исключил, что этим представителем могла бы стать Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон. Трудно представить, однако, что глава внешней политики ЕС - без скандала и отставки - оставит свою высшую должность и займёт пост сопредседателя МГ в ранге посла и будет непосредственно заниматься формальностями, связанными с разрешением карабахского конфликта, в том числе и подготовкой встреч сторон переговоров - президентов Армении и Азербайджана.

С другой стороны, слова Кристиана Вигенина стали лишь очередным подтверждением намерений ЕС вовлечься в процесс урегулирования карабахского конфликта. 20 мая 2010 года возможную посредническую миссию ЕС поддержал Европейский парламент, приняв резолюцию 2216, автором которой выступил другой болгарский евродепутат - Евгений Кириллов. В этой резолюции заложена необходимость замены сопредседательства Франции на сопредседательство ЕС. В статье 41 подраздела "Планируемая стратегия ЕС" резолюции говорится: "(Европарламент) считает неизбежным увеличение роли ЕС в Минской группе посредством установления мандата ЕС для французского сопредседательства в этой группе".

Как видим, ни о какой смене формата МГ ОБСЕ речи не идет. Более того, вполне логично, что Франция, которая наряду с Германией является ядром Европейского союза, будет представлять не только Париж, но и весь ЕС. Наделённый мандатом ЕС, представитель Франции, таким образом, одновременно станет представителем ЕС.

В поисках ответа на вопрос о причинах активизации ЕС в вопросе урегулирования карабахского конфликта полезным будет вновь обратиться к резолюции Европейского парламента 2216. Статья 11 этого документа призывает Совет ЕС "исследовать возможность поддержки мирного процесса посредством миссий, осуществляемых в рамках общей политики безопасности и обороны, в том числе и путем направления в регион наблюдательской миссии, которая могла бы облегчить формирование международных сил по поддержанию мира после нахождения политического решения".

Вероятность ввода миротворческих сил в зону карабахского конфликта, а также их предполагаемый состав, не раз обсуждался в Армении и Азербайджане. При этом целесообразность этой операции практически не ставится под сомнение; по всей видимости, стороны принимают это как неизбежность. В июне 2011 года глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил о существующей договоренности с Арменией о том, что "миротворческие силы в зоне конфликта будут сформированы не из числа стран-сопредседателей (МГ ОБСЕ) и не из числа соседних стран". На это, менее откровенный, чем его бакинский коллега, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян сообщил, что Армения и Азербайджан последние три года вообще не обсуждали вопрос размещения миротворцев в Карабахе. Тем не менее, представитель МИД Азербайджана Новруз Мамедов еще в 2009 году заметил, что "было бы хорошо, если бы миротворческая миссия была бы организована из представителей вооружённых сил европейских государств и США". Эксперты в Армении склоняются к мнению о необходимости размещения в зоне конфликта миротворческого контингента, состоящего из представителей стран региона или стран-сопредседателей. Некоторые предлагают ввести контингент под эгидой ООН.

В такой ситуации присутствие миротворческого контингента ЕС в зоне карабахского конфликта, тем более в случае участия ЕС (посредством Франции) в переговорах, по всей видимости, удовлетворило бы и Армению и Азербайджан, особенно если контингент ЕС осуществлял бы свою миссию совместно с другими сопредседателями МГ - Россией и США.

Но каковы фактические возможности ЕС по осуществлению миротворческой миссии? ЕС не имеет собственной армии. Но в феврале 2004 года в Брюсселе Франция, Германия и Великобритания подписали документ о формировании 13 боевых групп. Операции этих групп должны опираться на мандат ООН, а решение о направлении группы принимает ЕС. Военные и миротворческие возможности ЕС может увеличить и созданная летом 2011 Веймарская группа быстрого реагирования. Ее участники - Польша, Германия и Франция - готовятся уже через два года выполнять боевые задания не только в Европе, но и по всему миру. Как заявил в июле 2011 года посол Польши в России Войцех Зайончковски, ЕС располагает большим потенциалом, но медленно и не очень оперативно реагирует на происходящие события. Он сказал, что ЕС работает над тем, "чтобы не только страны-члены реагировали на кризисные ситуации, но и ЕС в целом". Посол не исключил, что в задачи Веймарской группы могли бы войти и миротворческие операции.

Кроме того, 12 мая 2011 года Венгрия, Польша, Словакия, Чехия (Вышеградская группа) также подписали документ о создании совместного военного корпуса ("боевой группы"), руководящую роль в котором будет играть Польша. Он должен быть сформирован к первой половине 2016 года и будет существовать в рамках вооруженных сил ЕС. В объявленных планах боевой группы - операции в Косово и Афганистане.

Как видим, к моменту, когда, вероятно, будет решаться вопрос о вводе миротворческого контингента в зону карабахского конфликта, ЕС уже будет иметь собственных миротворцев. До и для этого ЕС следует обеспечить лишь легитимность своего присутствия в урегулировании. В первую очередь, ему необходимо стать участником переговорного процесса, уполномочив французского сопредседателя выступать от имени ЕС.

Не исключено, что это произойдет уже в 2012 году, когда сопредседателя МГ ОБСЕ от Франции Бернара Фасье сменит Жак Фор, бывший посол Франции на Украине. И в течение 2012 года, пока в России, США и Франции идут выборы, ЕС может взять инициативу в свои руки.