В случае высказываний нынешнего министра образования Белоруссии Сергея Маскевича по поводу обязанности граждан республики знать два языка, в очередной раз белорусское общество сталкивается если не с откровенным вредительством, то с диким непрофессионализмом чиновников. Который раз физики по образованию начинают говорить о гуманитарных проблемах, в которых, судя по их заявлениям, они мало что понимают.

***

Напомню, что в 2006 году нынешний спикер верхней палаты белорусского Национального собрания, доктор физико-математических наук, а тогда первый заместитель главы администрации президента Республики Беларусь Анатолий Рубинов попробовал глубокомысленно порассуждать (1) о многих актуальных проблемах современного мира, в том числе, о проблеме соотношения материального и духовного в человеке, в результате чего получил вполне аргументированный ответ православной церкви в лице диакона Андрея Кураева (2). Про "стихи" ученого-физика, которые повергли в шок большую часть интеллигенции постсоветского пространства - даже и вспоминать не хочется.

Вот теперь еще один доктор физических наук, нынешний министр образования республики Сергей Маскевич посчитал возможным озвучить свое мнение относительно того, является ли правом или обязанностью гражданина республики знать государственные языки: "У нас двуязычие трактуется (Конституцией - прим. авт.) как право гражданина выбирать язык. Я лично считаю, что нам необходимо трактовать (Конституцию - прим. авт.) иначе: двуязычие - это обязанность каждого владеть и одним, и вторым языком. Обязанность гражданина Белоруссии". Это высказывание уже стало предметом серьезной критической работы и осмысления экспертов и политологов. Тем не менее, как мне кажется, главные опасности данного подхода нынешнего министра образования республики, которые могут взорвать ситуацию в республике, все же не были до конца указаны специалистами.

Во-первых, тезис Сергея Маскевича вступает в противоречие сразу с двумя статьями Конституции Республики Беларусь. Во-первых, статьей 50, согласно которой "каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения". Подчеркиваю - каждый имеет право выбирать язык общения и то, какой язык (русский или белорусский) человек считает своим родным. Во-вторых, статьей 58, согласно которой "никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав". Т.е. выступление министра образования республики вступает в противоречие сразу с двумя статьями Конституции Республики Беларусь. С одной стороны, он хочет лишить граждан определенных прав, гарантированных им Конституцией, а с другой - хочет принудить их к исполнению тех обязанностей, которые Конституцией не предусмотрены. Что удивительно - пока никто из официальных лиц республики, прежде всего, конечно, в виду имеется Администрация президента, на это высказывание не отреагировал, хотя в других случаях, и читающая публика об этом прекрасно помнит, проблемы выносились аж на постоянно действующий семинар с участием главы государства.

Но если молчит государство, означает ли это, что должна молчать и общественность, которую хотят лишить права свободно выбирать язык общения, работы и обучения? Считаю, что в этом вопросе может быть серьезное поле для работы белорусских общественных объединений, которые выступают на стороне идеи белорусско-российского братства. Оставлять такие вещи без внимания - будет означать еще один крупный концептуальный прокол в работе таких организаций. Отсутствие реакции на это заявление с их стороны будет означать, что они с ним согласны. И если дойдет дело до того, что оно будет реализовываться в государственной языковой политике, то потом будет поздно говорить, что мы были против. Националисты-оппоненты вполне закономерно скажут - "А где же была Ваша гражданская позиция раньше? Ждали отмашки сверху?" И будут правы. Надо сегодня обращаться и к министру образования за разъяснениями, и, возможно, в Конституционный суд, и обращать внимание белорусской общественности, что ее права на свободный выбор языков общения, обучения и работы могут быть нарушены.

Подчеркиваю - никто никому не запрещает пользоваться одни из двух государственных языков республики. Даже тем, кто стал об этом недавно кричать с пеной у рта. Никто вам не запрещает. Единственное, что желательно - не запрещать нам говорить, работать и получать образование на одном из двух государственных языков, право на что, кстати, нам гарантировано Конституцией.

Во-вторых, что гораздо более серьезно, подобного рода заявления могут, ни много, ни мало, взорвать межнациональные отношения в республике, чего мы успешно избегали начиная с 1994 года, когда "свядомыя" националисты были вытеснены из гуманитарной сферы и сферы образования. Давайте вспомним - ведь именно с таких заявлений по поводу обязанности знать местные языки начиналось в 90-е годы прошлого века ограничение прав русскоязычных граждан в странах Прибалтики после того, как они вышли из Советского Союза. Начиналось все с запрета русского языка, а закончилось запретом на получение образования, запретом на работу, и как результат - запретом на гражданство. Сотни тысяч граждан в один момент стали негражданами, потеряли вследствие этого работу, не смогли получить образование, не смогли получить заслуженные пенсии и т.д. Может быть, эти процессы, в том числе, отъезд нежелающих принудительно говорить, получать образование и работать только на одном из двух государственных языков хочет простимулировать своим заявлением г-н Маскевич?

Сергей Маскевич как министр образования, и тем более, доктор физических наук, не может не знать, что вся физическая школа Белоруссии была создана после 1945 года учеными из Москвы и Ленинграда, которых специально привезли в Белоруссию, чтобы создать то, что сегодня мы называем белорусской наукой, что убедительно продемонстрировал на прошедшем на этой неделе в Минске Третьем Инновационном форуме лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов. И нынешняя белорусская физика, как и все остальные естественные науки и школы, создана, в основном, после войны выходцами из России, и существует именно на русском языке. Отказ от русского языка означает вымирание физической, математической и других фундаментальных научных школ в Белоруссии, поскольку незадействованным станет потенциал носителей языковой и только затем - научной культуры. Навряд ли белорусский министр образования хочет, чтобы "синеокая" опустилась на уровень картофельного Зимбабве. По чину не положено так думать.

Как показывает опыт прибалтийских стран, от обязанности знать местный язык до экзаменов по проверке этих знаний и последующего запрета говорить по-русски на работе, в школе, вузе, получать информацию из печатных и электронных СМИ - один шаг. Затем последует перевод печатных и электронных СМИ на один язык (и этот процесс уже запустил генеральный директор Первого телевизионного канала Геннадий Давыдько), а затем и полное вытеснение русского языка из коммуникационных и информационных потоков в республике. И если чиновник такого уровня не понимает, какие общественные процессы он запускает своими не вполне уместными заявлениями, к тому же идущими в разрез с Конституцией республики, то возникает резонный вопрос - а на своем ли месте находится товарищ доктор физических наук? Если же он делает их вполне осознанно, то тогда его высказываниям должна быть дана уже совсем другая оценка, и не только со стороны общественности.

И еще один аспект, который остался нерассмотренным экспертами в высказываниях г-на Маскевича. Если он хочет лишить граждан республики зафиксированного в Конституции республики права (!) выбирать язык общения, обучения, работы, или получения информации и перейти к обязанности его знать, то тогда вполне логично, что за отказ гражданина выполнять такую "обязанность" будет введено наказание. Если не будет наказания, как в Прибалтике, то тогда никто и не будет соблюдать очередной законодательный бред. Соответственно, для того, чтобы "обязанность" знать язык работала, необходимо ввести систему наказаний за нарушения. Что взбредет в голову г-дам маскевичам от образования - штраф, лишение работы, изгнание студента из вуза, тюремный срок или, как в Прибалтике, - отказ в гражданстве за отказ выполнять "обязанность" говорить на том языке, который имеет в виду г-н Маскевич - никому не известно.

Но было бы неплохо, чтобы г-н Маскевич, озвучивая свое мнение по языковой проблеме, сразу разъяснил и уровни наказания за отказ граждан от такой "обязанности", чтобы жителям республики, не желающим испытать на себе прибалтийский опыт в сфере языковой политики в белорусском исполнении, было понятно - сразу продавать жилье и переезжать в Россию, или другую страну, или еще можно будет на пару лет, пока отпрыск не закончит школу или вуз, обустроить параллельное информационное и коммуникационное сосуществование с помощью телевизионных тарелок и интернета, пока и туда не доберется какая-нибудь очередная "обязанность".

Думаю, и глубоко в этом убежден, что прибалтийский путь - это не тот путь, по которому должна пойти языковая политика в республике, особенно с учетом формирования Евразийского Союза. Тем более, что пока наши права свободно выбирать язык, учиться, получать информацию, работать и говорить на нем надежно защищены Конституцией республики от таких маскевичей от образования. Поэтому, сугубо на мой субъективный взгляд, Маскевич, как министр образования республики, должен либо дезавуировать свои высказывания, либо подать в отставку с должности министра, т.к. значительная часть белорусского общества восприняла его слова как прямую угрозу свободно общаться и получать необходимую информацию на том языке, на котором оно хочет, и право на что нам всем гарантировано Конституцией.

То, что в Белоруссии двуязычие - это серьезное достижение нашей культурной традиции. Нельзя запрещать использование языков ни под каким гуманитарным предлогом, не за это боролись наши предки на всем протяжении белорусской истории. "Языковое гетто" - это явно не тот путь, по которому должно идти развитие языковой культуры в Белоруссии.

Примечания:

1) http://www.sb.by/?area=content&articleID=55642;

2) http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=112.