Иван Муравьев: Чьи самолеты безопасней?: как ложные стереотипы и преклонение перед западным губит будущее России

Москва, 18 ноября 2011, 11:11 — REGNUM  

На Всероссийской конференции транспортников в Новосибирске 8 ноября премьер-министр России Владимир Путин сообщил, что российские власти с 2012 г. будут субсидировать процентные ставки при приобретении иностранной авиатехники в лизинг региональными компаниями. Многие средства массовой информации в этой связи напомнили заявление президента Медведева, который после катастрофы самолета Як-42 с хоккейной командой "Локомотив" на борту сказал, что безопасность людей важнее поддержки отечественного авиапрома, и распорядился подготовить программу масштабной закупки новых самолетов вне зависимости от страны их производства.

Для начала мы хотели бы разбить эту логическую связь: субсидирование процентных ставок по лизинговым платежам предполагается ввести для региональных лайнеров вместимостью до 50 мест. Сейчас на авиарынке России самолеты такого типа пользуются самым высоким спросом, а в России такие самолёты не производятся. То есть субсидирование закупки иностранных лайнеров будет введено не из соображений их повышенной безопасности, а из-за отсутствия российских аналогов, хотя и здесь есть задел - самолеты Ан-140, которые пытается производить самарский "Авиакор" и которые теоретически могли бы заменить устаревшие Ан-24, но они слишком дороги. Так, цена Ан-140 составляет более 20 млн. долларов: другой вопрос, почему он так дорого стоит, но самолет есть.

Однако важно другое: вне зависимости от причин, побудивших правительство России помогать региональным авиакомпаниям покупать самолеты для местных перевозок, а в перспективе и заменить отечественные самолеты на "Боинги" и "Аэрбасы", утверждение "иностранные самолеты безопаснее, чем российские" в общественном мнении имеет очень, к сожалению, большой вес. Как мы видим, даже президент нашей страны придерживается этой точки зрения.

Никому даже в голову не придёт спорить с тем, что безопасность пассажиров является приоритетом номер один. Но убедительных данных, говорящих о том, что безопасность самолетов напрямую зависит от их зарубежного происхождения, нигде не приводится. Мы попытались изучить этот вопрос и столкнулись с тем, что ни Росавиация, ни Ространснадзор, ни Минтранс - никто не публикует ясной статистики по авиапроишествиям в России.

В интернете нетрудно отыскать данные о серьёзных авиаинцидентах и авиакатастрофах, повлекших за собой человеческие жертвы. Так, например, в конце августа вице-премьер С. Иванов сообщил, что в 2011 году с гражданскими самолетами в России произошло 26 авиапроисшествий, в том числе 13 катастроф, в которых погиб 81 человек (это говорилось ещё до сентябрьской катастрофы, в которой погибла хоккейная команда "Локомотив"). По сравнению с 2010 годом, количество катастроф возросло в два раза, а количество погибших в них - в четыре. Изучение списка этих происшествий нам недвусмысленно показывает: падают самолеты и вертолеты, выпущенные в СССР или современной России. Однако официальное расследование двух самых нашумевших катастроф этого года - Ту-134 в Петрозаводске и Як-42 в Ярославле - показало, что причиной обеих трагедий стало нарушение правил полетов, а совсем не технические проблемы на борту. Как преодолеть недисциплинированность и надежду на "авось" в авиации - это, пожалуй, самый важный вопрос, стоящий перед профильным министерством и контролирующими органами. Но то, что он не решается с помощью закупки иностранных самолётов, - это очевидно!

Тем временем, статистика, отражающая нефатальные авиапроисшествия, связанные с техническим состоянием эксплуатируемых в России самолетов, в настоящее время нигде не публикуется. Хотя эти данные дали бы нам веские основания для обсуждения зависимости безопасности самолетов от страны производства. В условиях этого информационного вакуума нам пришлось самостоятельно провести мониторинг сообщений информагентств об аварийных и вынужденных посадках самолётов. И, по данным этого исследования, оказалось, что аварийных посадок "Боингов" в России было больше, чем происшествий с самолетами КБ Антонова. Если считать инциденты с судами одного типа, то Боинги-737 аварийно приземлялись столько же раз, как и Ан-24.

Безусловно, в нашей статистике могут быть неточности и ошибки, она может учитывать только часть данных, но при отсутствии другой информации, наши подсчеты определенно отражают общую картину - советские и российские самолеты ничуть не более аварийны, чем зарубежные. А если это так, то противопоставление "поддержка российского авиастроения - или безопасность" - это, мягко говоря, ложный выбор. И руководствуясь этим ложным противопоставлением Россия может сначала отказаться от собственной авиационной промышленности, а затем окажется, что безопасность не только не повысилась, но даже упала. Ведь закупка новых самолетов подразумевает приобретение тренажеров и обучение пилотов на новом уровне, а с этим в наших авиакомпаниях и учебных центрах тоже есть большие проблемы.

Если мы всерьёз озабочены авиационной безопасностью, нужно избавиться от стереотипа "иностранное - значит лучшее". Давайте для начала опубликуем официальную статистику по техническому состоянию авиапарка, используемого в России, а также данные об авиапроисшествиях, связанных с техническими неисправностями. Затем необходимо разобраться: какие из этих происшествий были связаны с конструктивными особенностями лайнеров, а какие с некачественным обслуживанием. Только с опорой на такие данные можно будет ответственно выявлять связь между безопасностью и типами воздушных судов. До тех же пор любые утверждения - это всего лишь стереотипы.

Статистика авиационных происшествий в 2011 году (аварийные и вынужденные посадки самолетов)

* подготовлено на основе сообщений СМИ

Типы лайнеровДатаМестоПричинаКомпания
Иностранные    
Boeing    
Boeing-767-30001.01.2011Ростов-на-Дону Трансаэро
Boeing-75709.02.2011НовосибирскНе убралось шасси 
Грузовой Boeing18.04.2011Екатеринбург  
Boeing 757-20004.06.2011КрасноярскНеисправность в гидравлическом комплексе управления закрылкамиСеверный ветер
Boing-73706.06.2011ОмскОтказ системы кондиционирования 
Boeing-73709.06.2011Ростов-на-ДонуНесимметричная уборка закрылковДонавиа
Boeing-73522.06.2011Ростов-на-ДонуРазгерметизация кабины 
Boeing-76729.07.2011МинскОтказ подачи топлива в правый двигатель самолетаГТК Россия
Boeing-76721.08.2011Южно-СахалинскПовреждение шассиТрасаэро
Boeing 737-20004.09.2011Петропавловск-КамчатскийНекачественная сборка топливной системыСахалинские авиалинии
Boeing-76720.10.2011СимферопольОтказ генератораГТК Россия
Boeing-73701.11.2011ЕкатеринбургРазгерметизация кабиныОренбургские авиалинии
Boeing-73707.11.2011Санкт-ПетербургНеполадки в бортовых системах 
Boeing-74711.11.2011МоскваТехнические проблемы на бортуТрансаэро
Boeing 757-20011.11.2011ЯкутскТехнические неполадки с поддувом кабины пилотовЯкутия
Airbus    
А-32015.04.2011Ульяновск Авианова
A-32019.07.2011Екатеринбург Уральские авиалинии
А-32006.11.2011НовосибирскОтказ аэронавигационной системыУральские авиалинии
А32016.11.2011ЛондонНеполадки в работе двигателяАэрофлот
Другие иностранные лайнеры    
АТР-4218.02.2011МоскваОтказ двигателяЮТэйр
SRG-20017.09.2011ОмскПерегрев левого двигателяИрАэро
АТР-7522.10.2011ТюменьОтказ генератора 
SGJ 20009.11.2011УраяНе выпустились закрылки. ОбледенениеЮТэйр
Советские и российские    
Антонов    
Ан-14818.04.2011Минеральные водыПосадка на строящуюся полосу 
Ан-228.04.2011Краснодарский край  
Ан-2431.05.2011Южно-СахалинскПосторонний шум в передней стойке шасси 
Ан-202.06.2011Новосибирсквая областьПерегрев двигателяРОСТО
Ан-2414.06.2011Красноярский крайПомпаж правого двигателяКатэкАвиа
Ан-221.06.2011МаганПадение давления воздуха в двигателе и масла в тормозной системеПолярные авиалинии
Ан-224.06.2011БлаговещенскПадение давления масла 
Ан-2411.07.2011Томская область Ангара
Ан-2408.08.2011БлаговещенскВыкат за пределы ВПП 
Ан-1209.08.2011МагаданНеисправности в двигателе 
Ан-2427.10.2011МомаРазгерметизации кабины из-за появления трещины на лобовом стеклеБурятские авиалинии
Туполев    
Ту-13427.05.2011ТюменьОтказ двигателяЮТэйр
Ту-15402.07.2011ЕкатеринбургОтказ двигателяУральские авиалинии
Ту-15407.07.2011МахачкалаОтказ двигателяАвиалинии Дагестана
Ту-15416.07.2011АбаканОтказ двигателя 
Ту-15429.07.2011ТомскРазрыв одного из шести колес левой стойки шассиАлроса
Яковлев    
Як-4211.06.2011МоскваЗаклинили колеса левой стойки шассиТулпар-эйр
Як-4207.11.2011СаратовТечь в топливном баке 
Ильюшин    
Ил-7630.09.2011Челябинская областьОтказ двигателяВоенно-транспортный
Ил-7614.11.2011МоздокНеисправности в одном из двигателейТранспортный самолет МВД
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
29.03.17
«Мы здесь не власть»: Украина оккупирована «рукой Кремля»
NB!
29.03.17
Дания: отправив солдат в Эстонию, мы защитимся от агрессии России
NB!
29.03.17
Битва за Арктику: Госдума вспомнила о приграничном сотрудничестве в регионе
NB!
29.03.17
Путин и Лукашенко 3 апреля обсудят функционирование единого рынка ЕАЭС
NB!
29.03.17
Порошенко: Россия строит «альтернативную Европу»
NB!
29.03.17
Тефт: Тиллерсон прибудет в Москву и встретится с Лавровым и Путиным
NB!
29.03.17
Высокий суд Лондона вынес решение в пользу РФ по долгу Украины в $3 млрд
NB!
29.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 29 марта
NB!
29.03.17
Православные активисты оспорят в суде референдум по Исаакию
NB!
29.03.17
Молдавия: Спикер парламента указал президенту Додону его «место»
NB!
29.03.17
Кургинян: Запрещая обсуждение проблем, власть развязывает руки «навальным»
NB!
29.03.17
Кургинян о власти: Система работает против лидера
NB!
29.03.17
Россия снаружи: брендинг изменит ситуацию?
NB!
29.03.17
Кургинян об акциях 26 марта: «Нас волокут в катастрофу распада страны»
NB!
29.03.17
Украину могут отстранить от «Евровидения» из-за ситуации с Самойловой
NB!
29.03.17
«США нужно менять курс в Азии, иначе велика вероятность войны с Китаем»
NB!
29.03.17
Акции 26 марта: «Пропаганда «борьбы с коррупцией» идет в школах»
NB!
29.03.17
«Ситуация в школе — самая главная проблема», — о причинах протеста 26 марта
NB!
29.03.17
Родители не хотят воспитывать своих детей — «мы получили последствия»
NB!
29.03.17
«Пока мы ничего не предложим молодежи, будет побеждать Навальный»
NB!
29.03.17
Первый пошел? Ливан может сделать ставку на создание гражданской нации
NB!
29.03.17
«Патриотического движения на улице нет»