Победные реляции президента Грузии Михаила Саакашвили об уступках России в переговорах по членству в ВТО - не более чем привычные для грузинского президента пропагандистские потуги. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил эксперт по проблемам Южного Кавказа Виктор Якубян. По его словам, Грузия изначально не была объектом в этих переговорах, торг шел между Москвой и Вашингтоном.

"Очевидно, что Россия дала согласие на мониторинг Швейцарии на пограничных с Абхазией и Южной Осетией пропускных пунктах не только взамен на вступление в ВТО. Надо исходить из того, что США в свою очередь также были остро заинтересованы в успешном завершении переговоров, поэтому не могли в данном случае диктовать односторонние уступки. И сегодня в Москве специально не реагируют на пропаганду Саакашвили, поскольку не могут раскрыть всю суть достигнутых договоренностей. Москва в определенной степени поступилась интересами Абхазии и Южной Осетии, но взамен американцы пошли навстречу ей в некоторых внутриполитических вопросах в самой Грузии, в чем мы убедимся в ближайшие месяцы", утверждает эксперт. По его словам, первым сигналом, свидетельствующим о том, что Вашингтон начал выполнять свою часть договоренностей, стала публикация мемуаров Кондолизы Райс, фактически свидетельствующих о психической неуравновешенности Саакашвили, ставшей, пожалуй, главной причиной войны в Южной Осетии. "Второй сигнал - это характер заявлений Генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена в Тбилиси, который сделал основной упор на вопросах демократии, фактически потребовав от Саакашвили проведения демократических выборов", отметил Якубян.

По его словам, эти и другие действия американцев весьма гармонируют с той внутриполитической ситуацией, которая складывается в Грузии после выхода на сцену миллиардера Бидзины Иванишвили: "это очень влиятельный и осторожный человек. Свое решение выйти против Саакашвили он мог принять только после согласования действий и получения гарантий из США. Не исключено, что такие же гарантии он получил из Москвы".

Виктор Якубян считает, что в США и России пришли к необходимости разрушения поствоенного статуса-кво в Грузии, поскольку он не отвечает задачам развития самой Грузии, а также тормозит развитие региона и постоянно угрожает его стабильности. "США добились своего. Они сняли с повестки взрывоопасные территориальные политические проблемы, а помирив Россию с Грузией, снимут и военную угрозу своим транзитным планам. Однако экономика Грузии не может развиваться без российского рынка, это уже очевидно. Не помогает даже американская кукуруза. Поэтому, сместив Саакашвили, они приведут на пост нового политика, который начнет ослаблять напряжение в отношениях с Москвой. Поддержка Бидзины Иванишвили будет играть в этом ключевую роль, даже с учетом того, что его лишили гражданства. Он может легко делегировать свой существенный электоральный потенциал любому политику, например, Ираклию Аласания. Как прогнозирует грузинская пресса, Саакашвили уйдет уже в декабре. Новый грузинский президент может вступить в диалог с Владимиром Путиным сразу после инаугурации. Это откроет широкие новые перспективы, в частности, Грузия может вернуться к переговорам о возобновлении железнодорожной связи с Россией через Абхазию, что разблокирует уже Армению, создав предпосылки для нового подхода к карабахской проблеме", - заявил эксперт. По его словам, стоит также вспомнить недавнее заявление президента России Дмитрия Медведева о " принципиально новой системе коммуникаций для Армении".

Резюмируя сказанное, Якубян отметил, что США и Россия решили вопрос членства в ВТО соответственно за счет интересов Абхазии, Южной Осетии и Саакашвили. "При этом лично Саакашвили пострадает больше, чем Абхазия с Осетией, поскольку мониторинг будет формальным. Речь о передаче информации, а не реального контроля над границей, сбора пошлин и тд. Потери Сухума и Цхивнала - моральные. Их просто не спросили. Но если все, к чему стремился Саакашвили, это читать отчеты швейцарцев о том, сколько тележек с мандаринами пересекло абхазо-российскую границу, и сколько людей в купальниках прошли в сторону Абхазии, то, можно сказать, он своей цели достиг", - сказал он.