"Дело летчиков" создаст проблемы в таджикско-российских отношениях, которые за последние годы и так охлаждены. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил эксперт Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Абдунаби Сатторзода.

"Главный вопрос сейчас заключается в том, насколько эти отношения теперь могут ухудшиться. Вообще-то, история с летчиками - обычное явление. Во всех странах, в том числе и в России, законодательство предусматривает наказание за вторжение в воздушное пространство. И нет сомнений, что действия российского и эстонского пилотов являются уголовно наказуемым преступлением. Но, к сожалению, российская сторона, решила собрать из этой истории политические дивиденды. Дело дошло до президента и председателя Совета Федерации России. Но, считаю, что в итоге, все это можно расценить как дипломатическое и политическое поражение российских властей. Стало очевидно, что российские власти используют в отношении бывших союзных республик ту старую политику, которая была еще при царе, то есть, давление, шантаж и угрозы. Эта та политика, которую Россия использует в отношении Грузии, Молдавии, Абхазии и Южной Осетии. Да, конечно, таджикские власти должны были предвидеть такой ход событий. Но, Душанбе не ожидал такой бурной реакции. Россия показала свое истинное лицо. Думаю, что "дело летчиков" станет причиной того, что в будущем в таджикском обществе постепенно начнут забывать о доверии, надежде и ожиданиях от России", - считает Абдунаби Сатторзода из Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана.

Известный таджикский правовед Ашурбой Имомов считает, что таджикские власти до сих пор не предоставили достаточной информации о сути "дела летчиков". "В СМИ много информации, но мне, как правоведу, не из чего сделать правильные выводы. Говорят, что в одном из самолетов была контрабанда в виде одного авиационного двигателя. Но, разве один контрабандный двигатель можно поставить на весы против судеб десятков тысяч таджикских трудовых мигрантов? Думаю, что эта история существенно повлияет на дальнейшее таджикско-российских отношений. Россия ведь способна влиять не только самостоятельно. За нее это могут сделать и Узбекистан, и Казахстан, и Киргизия", - считает Имомов.

Махмадали Хаит, заместитель председателя Партии исламского возрождения Таджикистана в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил, что российские власти не должны были использовать карту таджикских трудовых мигрантов в "деле летчиков". "Но, к сожалению, так произошло, и теперь угроза депортации висит над десятками тысяч наших соотечественников. Хотя, за последние два дня тональность высказываний российских политиков немного ослабла, но эта история оставит свой след в таджикско-российских отношениях. Так как, это был очень существенный удар по двусторонним связям. И, думаю, что нынешнее похолодание в отношениях сохранится и в ближайшей перспективе. В будущем, пока российские власти не придут к определенному решению или пока таджикские власти не пойдут на уступки, Москва может предпринять против Таджикистана новые шаги. Складывается впечатление, что таджикские власти не предвидели такую реакцию Москвы на осуждение пилотов. К сожалению, наши руководители сначала наломают дров, а потом уже думают. Сейчас наши власти утверждают, что задержали российских пилотов по просьбе афганских коллег. Но, ведь они должны были подумать о том, как повлияет на отношение Таджикистана и России исполнение желаний афганцев", - отметил Хаит.

Политолог Парвиз Муллоджанов в интервью ИА REGNUM заявил, что в будущем, во время переговоров или решения спорных вопросов, Россия все больше станет использовать методы давления - депортацию мигрантов или же запрет на денежные переводы из Российской Федерации в Таджикистан. "В итоге, все это приведет к изменению системы таджикско-российских отношений. Конечно, история с летчиками разрешится, и Таджикистан останется в зоне интересов внешней политики России. Но среди российского руководства всегда была лоббистская группа, которая желает решать проблемы с бывшими союзными республиками исключительно с позиции силы. Почувствовав вкус, эта группа может усилить свое влияние среди российского руководства. Но я не согласен с заявлениями тех российских политиков и политологов, которые считают необходимым смену власти президента Рахмона. Ведь и российское руководство осознает, что в случае социального и политического излома у Рахмона нет альтернативы в вопросе сохранения стабильности в стране. И не считаю, что вследствие этой истории имидж президента Таджикистана опустится. Да, конечно, это дело не пройдет вовсе незамеченным. Сейчас эта тема живо обсуждается среди таджикского общества. Но доверие теряет не президент, а его окружение. И в действительности, думаю, что президент Рахмон изначально не был информирован о "деле летчиков". Эта была инициатива среднего звена чиновников, которые не предвидели такого хода событий", - заявил Парвиз Муллоджонов.