Подъем уровня Чебоксарского водохранилища до проектного уровня 68 м позволит обеспечить гарантированную глубину судового хода 4 м по всей Волге в течение 24 часов в сутки. К такому выводу пришли специалисты генерального проектировщика достройки Чебоксарского гидроузла - ОАО "Инженерный центр энергетики Поволжья" (ИЦЭ Поволжья) на основе предпроектного обследования водохранилища. В настоящее время длина судового хода по р.Волге от Чебоксарского шлюза до Городецкого составляет 333 км, при этом гарантированная глубина 4 м обеспечивается лишь на участке протяженностью 279 км, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Чебоксарской ГЭС.

Основным проблемным местом является 54-километровый участок от Нижнего Новгорода до Городецких шлюзов, где гарантированная глубина на судовом ходу составляет 2,3 м. Крупнотоннажные суда класса "река-море" вынуждены либо недогружаться, либо производить перегрузку на другие виды транспорта, а пассажирский круизный флот - перевозить пассажиров автобусами или ожидать попусков воды из Горьковского водохранилища. Этот "узкий" участок большегрузные суда преодолевают за несколько суток, так как гарантированная судоходная глубина выдерживается в период навигации лишь четыре часа в сутки.

Как показали результаты обследования, при поднятии уровня Чебоксарского водохранилища до НПУ 68 м гарантированная глубина судового хода 4 м будет обеспечена круглосуточно независимо от сбросов Нижегородского гидроузла. При этом за счет спрямления судовых ходов их общая протяженность по Волге сократиться на 7 км - до 326 км.

При обследовании притоков Волги в зоне Чебоксарского водохранилища специалисты ИЦЭ Поволжья установили, что из-за непроектного уровня гарантированная глубина 4 м на реке Оке и реке Ветлуге в настоящее время отсутствует, а на реке Суре составляет всего 63 км. Общая протяженность судовых ходов на Волге и притоках составляет 473 км, из которых глубина 4 м обеспечена лишь на участке в 342 км - по Волге и Суре.

При НПУ 68 м гарантированные глубины 4 м будут на 748 км, в том числе по Волге - 326 км, по Оке - 99 км, по Суре - 175 км, по Ветлуге -148 км.

Пока же "особый" режим судоходства не дает возможность создать единый глубоководный маршрут по международному транспортному коридору "Север - Юг", который имеет стратегическое значение для развития экономики России. Глубоководная магистраль позволит направить транспортные грузопотоки между Каспийским и Балтийским морями по более выгодному волжскому пути, а не через Атлантику. Решение проблемы судоходства - одна из главных задач реализации проекта завершения строительства Чебоксарской ГЭС, делают вывод ученые.

Единая глубоководная система создавалась с целью объединения речных бассейнов Волги, Дона, Невы в единую сеть с гарантированными глубинами 4 м для обеспечения соединения по внутренним водным путям 5 морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, проект строительства Чебоксарской ГЭС был разработан Куйбышевским филиалом "Гидропроекта" совместно с головным институтом "Гидропроект" (г. Москва) в 1963 году, в 1967 году его утвердил Совет Министров СССР. Пуск первого гидроагрегата Чебоксарской ГЭС был осуществлен при пониженной отметке Чебоксарского водохранилища (61 м) 31 декабря 1980 года. В целях обеспечения навигации весной 1981 года уровень был повышен до 63 м. Окончательный срок работ по зоне затопления водохранилища до проектной отметки 68 м был запланирован на 1987 год. Однако в связи с недостаточным финансированием, неполной готовностью зоны затопления и незавершенными работами по защите земель и населенных пунктов реализация проекта была приостановлена. Вопрос завершения "долгостроя" неоднократно поднимался руководством Чувашской Республики, Министерством экономики РФ и энергетикам, а также Ассоциацией "Большая Волга". 21 апреля 2010 года председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение о принятии предложения Минэкономразвития России, согласованного с Минприроды России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минэнерго России и Правительством Чувашской Республики, о подготовке в 2010 году изменений в проектную документацию "Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге", предусматривающих возможность установления нормального подпорного уровня Чебоксарского водохранилища на отметке 68 м.

Президент Дмитрий Медведев на совещании в Астраханской области 17 августа 2011 года отметил, что разработка проектной документации по проекту "Строительство Чебоксарской ГЭС на реке Волге" в части, касающейся поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки нормального подпорного уровня 68 метров, должна быть завершена в 2011 году. При этом глава государства отметил, что нельзя "сидеть между стульями" годами, десятилетиями и наблюдать, как мелеет Волга, - "просто потому, что мы не можем принять окончательное решение".

Напомним, Чебоксарское водохранилище расположено на территории трёх субъектов России - Нижегородской области, Чувашии и Марий Эл - и уже на протяжении более 25 лет является для них "яблоком раздора". Проблемным остаётся вопрос подъёма уровня воды до 68-й отметки. Чувашия вместе с энергетиками выступает за подъём уровня воды до проектной отметки, ссылаясь на обмеление реки, узкий транспортный коридор и угрозу экологической катастрофы. Марий Эл и Нижегородская область против повышения из-за затопления территорий.

На Чебоксарской ГЭС установлено 18 гидроагрегатов общей мощностью 1404 МВт. В условиях непроектной эксплуатации гидростанции ежегодная недовыработка составляет около 1,5 млрд кВтч электроэнергии, а более 600 МВт мощности остаются законсервированными.

С января 2008 года Чебоксарская ГЭС является филиалом ОАО "РусГидро" - одной из крупнейших генерирующих компаний России, объединяющей 68 объектов возобновляемой энергетики в РФ и за рубежом. Установленная мощность ОАО "РусГидро" составляет 26,1 ГВт, включая Саяно-Шушенскую ГЭС им. П.С.Непорожнего (6400 МВт), на которой в настоящее время ведутся восстановительные работы.