В настоящее время Белоруссия испытывает нелегкие времена. Долгое время откладываемые проблемы никуда не делись и требуют решения.

По большому счету, есть 2 пути выхода из нынешней ситуации: Первый - "либеральный". Выполнить условия кредиторов, оговорив некоторые уступки. Второй - "девальвационный". Повторить путь, испробованный в 1996-2000 годах и в 2011 году. Других путей создания новой работающей экономической модели нет, так как своих ресурсов для этого нет, а кредиторы на этот путь денег не дадут. Да и в глобальной экономике уже вряд ли получится создать новую модель, придется встраиваться в мировую экономику, ища свои ниши.

"Либеральный" путь

Минусы. Падение жизненного уровня населения, и, как следствие, недовольство людей. Спад производства, потеря определенной свободы действий у Белоруссии (придется выполнять уже озвученные и новые условия кредиторов).

Плюсы. Шансы на выправление экономики в течение нескольких лет (в условиях мирового кризиса это совсем не гарантировано).

"Девальвационный" путь

Минусы. Подвешивание нынешних проблем на новый период, нестабильность в экономике.

Плюсы. Относительная свобода для принятия решений у Белоруссии, загрузка реального сектора (правда, срок такой свободы ограничивается объемом собственных ресурсов).

Но повторить "девальвационный" путь будет намного сложнее, чем во второй половине 90-х годов, и даже в 2011 году, так как повторить экономическую ситуацию на внешних рынках в эти периоды не получится. Экономика Белоруссии - это открытая экономика, а внешняя торговля - это больше половины ВВП. Россия - это большая часть энергоносителей и рынок сбыта продукции промышленных предприятий и сельского хозяйства. Страны ЕС - поставщики оборудования, технологий и рынок сбыта продуктов нефтехимии.

В настоящее время Россия реализует проекты Таможенного союза и его развития - ЕЭП. В этих проектах "девальвационная" экономика Белоруссии ее не устраивает, так как это дает преимущества для субъектов хозяйствования Белоруссии перед российскими. Поэтому невыполнение условий ЕврАзЭС может повлечь ответные экономические шаги от России. В 2012 году Белоруссия должна вернуть МВФ около $0,5 млрд. Это не много, но и не мало (около 10% от нынешнего объема ЗВР). В 2013 году нужно возвращать МВФ уже более $1,7 млрд, что уже достаточно существенно. Соответственно договариваться придется. Отказ от выплат (дефолт) вряд ли устроит Россию (почти член ВТО, серьезный экономический партнер Запада). К тому же России совсем не хочется быть единственным донором Белоруссии.

Во второй половине 90-х Россия "не замечала" потерь из политических соображений, в 2011 году - шла на уступки из расчета на запуск ЕЭП. А без России "девальвационная" экономика Белоруссии работать долго не сможет. Попытки найти дешевые энергоносители не в России принесли только потери, и вряд ли они будут продолжены.

Что будет с курсом дальше?

Основная проблема - Нацбанк почти не использует ЗВР при регулировании курса (только то, что удается скупить на той же бирже). Попытки сократить спрос на валюту большого экономического эффекта пока не дали (многие владельцы валюты просто ждут прояснения ситуации). Основная причина такого поведения субъектов хозяйствования и потенциальных инвесторов - неопределенность в выборе пути со стороны руководства страны. В этой ситуации расходовать ЗВР на поддержание курса на любом уровне неправильно и нецелесообразно. И даже поступления от продажи "Белтрансгаза" ($2,5 млрд) и займа под залог акций "Нафтана" ($1 млрд) ничего не меняют. Без четкого плана дальнейших действий расходовать ЗВР нельзя. А здесь очень много зависит от переговоров с кредиторами.

В настоящее время идет торговля. МВФ хочется обеспечить условия возврата кредита, но ему не нужна откровенная конфронтация в период мирового кризиса, создание прецедента не возврата долга. России хочется обеспечить равные возможности своим субъектам хозяйствования, но не нужен конфликт перед запуском ЕЭП. Белоруссии хочется обеспечить дополнительные валютные поступления, но не хочется терять экономический суверенитет. Идет процесс поиска компромиссов.

До конца этого года Белоруссии нужен договор с МВФ о новой кредитной программе и объявление о перечислении второго транша кредита ЕврАзЭС. Причем речь идет не столько о деньгах, сколько о документах ($440 млн - не имеют принципиального значения). Важен сам факт признания (одобрения) проводимых решений.

Но поднимать ставку рефинансирования до уровня инфляции (100% и выше) не имеет смысла, так как это создаст большие проблемы реальному сектору, особенно в конце года. Очередное повышение ставки рефинансирования до 40% (рублевые ресурсы Нацбанка до 60%) - это шаг навстречу кредиторам. Теперь Белоруссия ждет ответных действий. Если же кредиторы будут настаивать на своих условиях (не идти на уступки), то возможен и "девальвационный" сценарий (об этом уже заявлено).

Попутно коммерческим банкам рекомендовано не увлекаться ростом процентных ставок по депозитам (ожидается, что в следующем году ставки будут существенно ниже вместе с заметным сокращением инфляции), то есть банкам советуют задуматься о возможных последствиях уже сейчас. Банкам также настоятельно предложено за свой счет решать проблемы валютных и рублевых кредитов населения (государству не нужны лишние проблемы в период ухудшения экономической ситуации). В 2011 году банки получили достаточно большую прибыль, поэтому предполагается, что они могут и поучаствовать в социальных проектах.

Выводы:

"Девальвационная" экономика вряд ли будет выбрана, так как у Белоруссии нет необходимых валютных ресурсов и нет контроля внешних рынков. "Либеральная" экономика в чистом виде также не будет принята, так как потеря экономического суверенитета для Белоруссии неприемлема. Скорее всего, будет выбрана "либеральная" экономика с оговорками, при этом растянутая во времени. Каждый транш будет результатом дополнительных шагов навстречу друг другу.

Нынешнее правительство (заложник вынужденных реформ и переговоров) будет и дальше принимать "либеральные" решения. Потом, когда все решения будут приняты, оно, скорее всего, будет отправлено в отставку. Если все основные вопросы с кредиторами будут решены до конца этого года, то отставка будет уже в начале следующего. Если процесс переговоров затянется до весны следующего года, то отставка будет по окончании отопительного сезона, в мае.

В 2011 году инфляция составит, скорее всего, 110-120%, то есть все основные повышения цен и тарифов произойдут в текущем году. А в 2012 году инфляция составит 20-30%, то есть меньше нынешней ставки рефинансирования, которая, скорее всего, будет уменьшена по ходу развития ситуации.

Рост заработной платы в рублях будет, но не очень значительный, и сегментный (по мере потребности). Многие уедут на заработки в Россию и другие страны (высококвалифицированные кадры, строители и др.). Для бизнеса будут сделаны некоторые послабления (как минимум, до улучшения ситуации в экономике). Будет поддерживаться более-менее устойчивый обменный курс. Государство будет постепенно избавляться от непрофильных и второстепенных активов, искать инвесторов (в основном, крупных и лояльных).

Пока же Белоруссия попытается получить все плюсы от ЕЭП и, по возможности, попытается уйти от минусов ЕЭП или переложить их на субъекты хозяйствования и население.

Владимир Артюгин, эксперт bel.biz (Белоруссия)