В убийстве дагестанского шейха винят "реваншистов"
Опасения, что убийство шейха
Президент республики
Депутат Народного Собрания
Представители практически всех конфесcий в Дагестане выразили соболезнования родным по поводу случившегося и высказались о недопустимости проявлений религиозной нетерпимости в обществе. Однако статистика тяжких преступлений в Дагестане постоянно растет, и это не может не беспокоить граждан республики. На фоне неспособности органов правопорядка обеспечить элементарные условия безопасности, в республике всё чаще слышны призывы к жесткой диктатуре. Немногочисленные акции протеста на площадях Махачкалы пока носят неполитический характер и направлены в основном против коррупции и незаконных действий силовых структур, но насколько долго может продолжаться такая ситуация, предсказать не берется никто.
Исамутдин Саидов, имам мечети "Баб-уль-Абваб" в южнодагестанском городе Дербент, инициатором строительства которой был шейх Сиражутдин, признается, что для их общины потеря учителя - большой урон. "Сиражутдин создал прочную основу, и мы обязательно продолжим начатое им дело по распространению ислама в Южном Дагестане", - говорит он. Сегодня Саидов является формальным преемником шейха. Раньше он больше был известен как ученый-богослов. Он представлял мечеть и открытый при ней филиал исламского университета на различных научных форумах и считался правой рукой шейха. У него, как отмечают эксперты, пока нет той харизмы и степени влияния, которой обладал Хурикский. Поэтому, чтобы удержать завоеванные за долгие годы позиции накшбандийского тариката в южном Дагестане, Саидову придется заново для себя налаживать дружеские взаимоотношения с главами всех районов этой части республики и утверждать собственное реноме последователя Сиражутдина Хурикского. Однако проводить при этом независимую от Духовного Управления мусульман Дагестана (ДУМД) политику, как это делал Хурикский, ему уже вряд ли удастся, и он будет вынужден согласовывать свои позиции с Махачкалой и действовать в русле требований ДУМДа. Это будет означать потерю суверенитета, но взамен он получит поддержку и ресурсы Духовного управления.
Конфессиональная палитра Южного Дагестана отличается от остальной республики тем, что здесь "традиционалисты" представлены не только последователями суфизма, но и шиитами. Шииты - в основном азербайджанцы, проживающие в старой части Дербента, и лезгины из селения Мискенджи Докузпаринского района. Привлечением верующих с других территорий Дагестана шииты почти не занимаются. Представители дербентской Джума-мечети, где в основном собираются шииты, объясняют это политикой нейтралитета. "Мы не навязываем никому свои убеждения, для нас главное, чтобы люди сердцем прониклись в нашу веру, а примут они её или нет - на всё воля Всевышнего!" - говорят они. Влияние шиитов на территории южного Дагестана из-за малочисленности их последователей (не более 35-40 тысяч человек, при общей численности населения южного Дагестана примерно в полмиллиона человек) незначительное. Правда, в последнее время и они несколько активизировались: издают свою газету "Джума", проводят различные благотворительные акции и т.д. Можно предположить, что для них главное - сохранить собственные позиции на фоне растущей популярности салафитов, особенно среди молодежи.
Открытого противостояния между салафитами и суфиями пока не наблюдается. После злопамятной драки в Дербенте в апреле 2005 года стороны соблюдают негласное перемирие. Но по большей части оно держится на постоянном вовлечении в религиозную сферу правоохранительных органов, поэтому считать нынешнее отсутствие внутрирелигиозных конфликтов долговременным явлением вряд ли можно.
Магомед Ханмагомедов (Дагестан)