Михаил Логвинов: Quo vadis, Афганистан? Элементы сценарного анализа

Москва, 14 Ноября 2011, 12:46 — REGNUM  

Разрабатывать сценарные прогнозы на тему послевоенного (war on terrorism) устройства Афганистана стало не только модным, но и необходимым. Афганистан после 2014 года - это очередная преподнесенная мировому сообществу загадка из "Тысячи и одной ночи". Как будет развиваться это "кладбище империй" после вывода коалиционных войск, могут с достоверностью сказать, пожалуй, лишь политики-авантюристы и претендующие на обладание полной, совершенной истиной "эксперты"... Вместе с тем, развитие ситуации за последние 10 лет с завидной регулярностью опровергало прогнозы как "демократизаторов", так и сторонников "реальной политики" из обоих лагерей.

Возможные сценарии развития

Эксперты, не склонные к одномерному видению ситуации, указывают на целый спектр теоретически возможных, но в некоторых случаях маловероятных, сценариев. Афганистан может развиться в централизованную демократию, децентрализованную демократию, совместить территории с демократическими и недемократическими формами правления, распасться на мини-"княжества" или превратиться в государство с федеративными элементами управления; в Афганистане может разразиться анархия или же страна станет централизованной диктатурой. Развитие на пути к централизованной демократии или же диктатуре представляются ввиду исторического опыта маловероятными, а распад или анархия - нежелательными для международного сообщества сценариями.

"Властная вертикаль" как модель управления?

Как недемократические (Аманулла Хан, коммунистический режим), так и демократические (режим Хамида Карзая) попытки централизации власти в Афганистане не привели к желаемым результатам. На данный момент они также представляются нежизнеспособными. Сильная, олигархическая по своей природе власть в Кабуле возможна, пожалуй, только в том случае, если клан Карзаев из племени Поползай пойдет на значимые уступки представителям Талибана и интегрирует их во все ветви власти. Уже ввиду сопутствующих рисков для олигархического правления Карзая подобный сценарий представляется маловероятным. Поскольку талибы смогли бы дестабилизировать режим или посредством борьбы с коррупцией, или же погрузившись в коррупционное болото и вызвав тем самым борьбу за передел финансовых потоков. К тому же, талибы не готовы к половинчатым решениям, да и на диалог с властью "теневое государство" Талибанистан идет без особой видимой охоты. Нельзя игнорировать и внутриполитические барьеры на пути сближения с движением "яростных мулл", поскольку не каждый афганец готов назвать талиба "братом".

Без поддержки талибов возможность дальнейшей консолидации карзаевского режима вызывает серьезные сомнения. Кроме этого, следует принимать во внимание и стремления молодого поколения образованных афганцев, не готовых мириться с политическим застоем, клиентелизмом и патернализмом в политике, без которых выживание карзаевских элит представляется маловероятным. Жизнеспособной олигархическая власть Карзая окажется лишь в случае баланса интересов между этническими группами и группами влияния, а также при наличии неформальных договоренностей с локальными боевиками. Тем не менее, после 2014 г. дворцу "Арг" придется интегрировать Талибан во власть - формально или неформально, - чтобы сохранить прежнее влияние. Не исключено, что Карзай попытается разыграть через Мохаммеда Касима Фахима в качестве своего последователя карту "Северного альянса".

"Братская война"

В случае нарушения хрупкого баланса после вывода коалиционных войск нельзя исключать и анархического сценария. В этом случае насилие вновь станет решением проблем на всех этно-социальных уровнях - от местных общин и деревень, в которых благодаря поддержке США образовались местные отряды полиции, до провинций и губерний, где талибы начнут реализацию своих целей, несмотря на приоритеты и возможные протесты некоторых слоев населения. Афганская полиция и армия не в состоянии оказывать сопротивление и защищать население, что подливает масла в огонь межэтнического кровопролития. Среднеазиатские государства и Россия вновь начинают поддержку "своих", что только усугубляет ситуацию.

Возрождение "Исламского эмирата"

Данный сценарий является возможным в том случае, если Вашингтону и Кабулу не удастся интегрировать Талибан во власть и/или заинтересовать талибов в участии в геополитическом проекте ТАПИ. Вместе с тем, любые формы сотрудничества возможны лишь в том случае, если движение "яростных мулл" не вызовет гнев феминистского движения в США, как это уже произошло в 90-е годы прошлого века. Говоря серьезно, без признания базовых демократических принципов "легализацию" Талибана трудно себе представить. Вместе с тем, известно, что талибы не отказались от возрождения "Исламского эмирата Афганистан". Таким образом, вероятно, что они попытаются превратить "теневое государство" Талибанистан в реальный эмират. Если международное сообщество и афганские силы безопасности, показавшие свою профнепригодность во множестве эпизодов, не сумеют эффективно противостоять этому развитию, вероятно, может повториться сценарий десятилетней давности. Вопрос лишь в том, насколько за последние три-четыре года талибам удалось расширить свое влияние на севере Афганистана, насколько вероятен новый поход "Северного альянса" против движения Талибан? Ввиду незаинтересованности государств-соседей в возрождении эмирата, вероятно возобновление поддержки Объединённого Исламского Фронта Спасения Афганистана. Вместе с тем, нельзя исключать, что разрастание влияния талибов на Севере при поддержке Исламского движения Узбекистана и др. групп значительно уменьшит мошь антипуштунского щита.

Распад и "план Б" для Афганистана

Наряду с "братскими войнами" возможен и распад Афганистана - по наиболее вероятному сценарию - на пуштунский Юг/Восток и населенный хазарийцами, таджиками и узбеками Центр и Север. Предпосылкой, однако, в данном случае является отказ Талибана от "национальных" амбиций, с которыми и связана активизация талибов на Севере и в центре Афганистана. За контролируемое разделение государства выступают некоторые американские эксперты, ссылаясь на неприемлемую цену в борьбе с терроризмом. Признавая, что талибы неминуемо получат контроль над их историческими плацдармами, аналитики призывают США и их союзников сконцентрироваться на контртеррористической стратегии в зоне пуштунского влияния и мерах по созданию национального государства на оставшихся территориях. Гарантом того, что Юг Афганистана не превратится в новую базу для террористов, являются новые возможности США: небо над пуштунским Афганистаном будет кишеть БПЛА, целью которых станут не только террористические группы, но и, при необходимости, новое правительство Талибов - так, госслужащие будут просыпаться каждое утро не зная, переживут ли они день...

Следует, однако, учитывать, что Север Афганистана уже превратился в пацдарм Талибана и этнических групп, близких идеологии Аль-Каиды, не готовых отдать эти территории без боя. Узбекские, таджикские и казахские джихадисты еще не отказались от цели свержения среднеазиатских диктаторов. Поэтому планы строительства национального государства могут быть нарушены их активизацией в северных и других провинциях. Кроме этого, преждевременно списывать со счетов многомиллиардный проект ТАПИ. Нельзя забывать также, что война в "Хорасане" идет не за "Пуштунистан", а за воссоздание исламского эмирата.

Федеративное устройство в Афганистане?

Если определить восстание и его подавление как формы политической борьбы военными средствами, становится очевидно, что победить в антиповстанческой борьбе проще, если политическая система соответствует предпочтениям участников политического процесса. История Афганистана показывает, что "политике большинства" и централизации власти следует предпочесть "политику консенсуса" и властную децентрализацию, делегирование властных полномочий. Сильный центр возможен здесь только при наличии в определенной степени автономной периферии. Афганистан обречен на то, чтобы стать федеральным образованием с эффективными структурами местного самоуправления и репродуцируемыми механизмами коммуникации между центром и периферией и наоборот. То, что Афганистан - это страна переговоров, понимают даже в США. Но вести переговоры с Талибаном, чтобы сохранить изжившую себя олигархическую систему управления или сделать возможным неформальное участие "яростных мулл" в процессе принятия решений, - неумно. Пора менять политическую систему управления в целом, что, кстати, не вступит в противоречие с конституцией страны. Тогда участие в политическом процессе на всех уровнях станет возможным и без автомата или пояса шахида.

Использованы материалы:

Stephen Biddle, Fotini Christia, J Alexander Thier: Defining Success in Afghanistan. What Can the United States Accept? // Foreign Affairs, Juli/August 2010.

Robert D. Blackwill: Plan B in Afghanistan // Foreign Affairs, January/February 2011.

Citha D. Maaß, Thomas Ruttig: Afghanistan vor neuem Bürgerkrieg. Entwicklungsoptionen und Einflussfaktoren im Transitionsprozess // SWP-Aktuell, August 2011.

Д-р (PhD) Михаил Логвинов - преподаватель политологии в Хемницском университете (Германия), исследователь проблем радикализации и терроризма, а также методов противодействия терроризму, автор специализированных журналов криминальной полиции и бундесвера.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
18.01.17
Путин подарил Додону карту исторической Молдавии без Румынии и Украины
NB!
18.01.17
Когда на самом деле Украина воссоединилась с Россией
NB!
18.01.17
Федерализация Молдавии возвращается: Додон «выучил уроки и ошибки» Воронина
NB!
18.01.17
«Трамп наносит удар по НАТО, на который не отважился Кремль»
NB!
18.01.17
Реальные власти Молдавии дезавуировали обещания Додона Путину
NB!
17.01.17
Декоративный президент Молдавии Додон имитирует «евразийскую интеграцию»
NB!
17.01.17
Израиль и палестинцы: будут резать и будут бить?
NB!
17.01.17
Выход в паритет евро и доллара может оказаться блефом?
NB!
17.01.17
ВПК России запретили закупать импортные аналоги отечественной продукции
NB!
17.01.17
Тупики и лабиринты ОБСЕ: что предлагает Австрия по Карабаху
NB!
17.01.17
Стоимость севастопольского участка трассы «Таврида» вырастет втрое
NB!
17.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 17 января
NB!
17.01.17
«Решение ЕСЧП является уничижительным по отношению к детям»
NB!
17.01.17
Американские военные в Польше: спиной к России, лицом к Германии?
NB!
17.01.17
В аэропорту Калининграда вновь коллапс
NB!
17.01.17
Премьер Литвы признал: недовольство БелАЭС — вопрос политический
NB!
17.01.17
Генсек Совета Европы обеспокоен декриминализацией «шлепков» в России
NB!
17.01.17
Захарченко: «В победу Украины уже Украина не верит»
NB!
17.01.17
Паритет доллара и евро в 2017 году не отменяется?
NB!
17.01.17
Порошенко ждет помощи от главы КНР в ситуации с Донбассом
NB!
17.01.17
«Дональд Трамп – это новый Рональд Рейган?» — The American Conservative
NB!
17.01.17
Внук Назарбаева публично назвал имена казахстанских «врагов народа»