Несколько месяцев назад, обсуждая тему Молдовы и политической вакханалии в нашей стране, один мой коллега попросил меня назвать, навскидку, ну хотя бы "трех политиков, на которых реально можно "опереться" в Молдове". Не просто "опереться", а людей, которые смогли бы привести к разрешению нынешней ситуации в Молдове. Не считаю себя убежденным картежником, но называя фамилии "политиков" Молдовы, приходишь к выводу, что перетасовываешь одну и ту же колоду карт... крапленых карт.

И самый мрачный вывод сводится к тому, что де-юре и де-факто в Молдове НИЧЕГО не изменилось с 1991 года. Одни и те же "игроки"! Одни и те же ставленники "теневых баронов". Посудите сами... никуда не ушел лидер ПКРМ Владимир Воронин. Жаль признавать, но, как и в те злосчастные 90-е он по иронии судьбы находится в том же, своеобразном здании МВД, и пытается вразумить толпу "митингующих". Тот же самый Дмитрий Дьяков умело всплывает под разными брендами и ре-брендами политтусовок и "кооперативов". Никуда не делся и незабвенный Петр Лучинский, который запустил незабываемые проекты "Рындуника", "Фурника"... вот теперь и на флору перешел - "дуб" зеленый появился. На местах и сторонники объединения "сейчас или никогда"...

То есть все на месте, никто никуда не ушел. Более того, и не собирался. Да и куда?! Лучше быть первым на деревне - на провинциальной политической арене. Мелкие склоки и конфликты на публике приводят к появлению разного рода республиканцев, социалистов, народников, регионалов, демократов и либералов разных мастей и пород. Как тут не вспомнить народную мудрость: "три молдавана - пять партий" Только суть и "программа" одна - любой ценой удержаться у власти, прогнуть под себя оставшийся (и так немногочисленный) электорат. Не изменились призывы и проекты наших "вождей" от евроинтеграции до таможенного союза. Даже тексты выступлений напоминают "демократические" 90-е. Те же клятвы в верности Бухаресту, Брюсселю, Москве, Вашингтону и прочим географическим точкам. С той же пеной у рта политические аналитики делают прогнозы о возможных и невозможных альянсах нанашей, кумэтров и финнов молдавского кооператива "политбюро".

Даже НЕ-выборы 18 ноября президента Молдовы превратили в шоу с прелюдией о ночных тайных встречах, о сговорах и публичных обидах. На экранах разыгрываются "звездные войны", а за ширмой тот же привкус просроченного временем авантюризма.

Этот авантюризм перекочевал и через Днестр, в Приднестровье. Казалось бы, откуда в более или менее спокойном регионе такое противостояние. И кому оно выгодно? Побывав в Приднестровье, понимаешь, что некоторые события в ПМР и Молдове схожи по почерку закулисного "режиссера". Только финал не совсем подается пониманию простого обывателя. Ведь цели и задачи были совсем другие. Сколько бы не бил в себя в грудь "молодой реформатор", что никакой сдачи он не проповедует, он идет по уготовленному для него сценарию.

Недавние визиты в Бухарест и Кишинев высокопоставленных чинов из Москвы и ЕС свидетельствуют о намеченном пути сдачи Приднестровья. Казалось бы, вот он результат, которого все давно хотели и добивались - разрешение последствий приднестровского конфликта. Но что реально сулит нам этот финал? С каким "центром тяжести" произойдет этот процесс?

В Кишиневе безвластие. Все попытки изыскать хоть какую-то вертикаль власти сводятся к нулю. Альянс за евро трещит из-за частных интересов. Исторически ни один альянс в Молдове, против кого бы он ни был создан, долго не существует. Не вмещают альянсы личные амбиции политических ЗАО.

Да и оппозиция, в лице ПКРМ, честно говоря, бледнеет. Каждая попытка рядовых и нерядовых членов партии коммунистов обновить и реформировать партию блокируется сверху. Ни для кого не секрет, что к досрочным выборам ПКРМ необходима новая стратегия, новая программа действий. Не факт, что после досрочных выборов ПКРМ сохранит то же самое количество мандатов.

Можно долго рассуждать об уходе Игоря Додона из партии. Наверняка найдутся сторонники его ухода и противники. Одно ясно - ПКРМ теряет младореформаторов, людей, которые способны даже в одиночку добиться весомых результатов, людей, которые пользуются как внутренней, так и внешней поддержкой, людей, которым верит электорат. С такой политикой кадров партия коммунистов столкнется с проблемой сохранения себя в качестве партии как таковой.

В создавшихся условиях отчетливей становится необходимость утверждения третьей силы - общественного движения, направленного на сохранение Молдовы как государства, своеобразного Национального Конгресса Молдовы.

Целями данного движения должны стать восстановление целостности нашей страны путем проведения внеочередных выборов на всей территории Молдовы. Создание двухпалатного Парламента (сенат из представителей Молдовы, Приднестровья и Гагаузии и нижней палаты из депутатов всех регионов). Для возрождения экономики Молдовы необходимым шагом является присоединение к Таможенному Союзу Россия-Беларусь-Казахстан. Внесение законодательных норм по полиэтническому согласию в Молдове.

Весомым вкладом в восстановлении Молдовы является и постепенное вовлечение в Евро-Азиатское сотрудничество.

Молдове необходимо новое, КАЧЕСТВЕННО НОВОЕ, руководство, необходимо движение для народа, объединяющее представителей всего общества.

Послесловие к действию...

Не успели высохнуть чернила и охладеть страсти аналитиков Молдовы, как молдавский политический бомонд стал живо обсуждать уход из Партии Коммунистов Молдовы одних из лидеров этой партии, а именно Игоря Додона, Зинаиды Гречаной и Вероники Абрамчук. Оно и понятно, ведь в последние месяцы, несмотря на кажущееся спокойствие, в рядах ПКРМ наметились тенденции к развалу партии, под подтекстом реформ, обновления и т.п. Лидер Партии коммунистов и его политтехнологи уже не могут сдерживать центробежные силы внутри партии. Все заявления о том, что "партия очищается", "становится сильней" - пустой звук. Еще с 2001 года В.Н. Воронину было не раз рекомендовано провести реформу партии...Вот он результат.

Не хочется верить в то, что голоса Додона, Гречаной и Абрамчук будут отданы в копилку Альянса за евро. Однако все последние "тайные" встречи и "внешний фактор" говорит о том, что Молдова перекраивается под новую схему.

"Группа Додона" уже заявила о своем желании примкнуть к Партии социалистов. То есть план Кремля по переформатированию левого крыла оппозиции запущен. Несмотря на высказанный многими аналитиками скептицизм относительно нулевого результата от подобных шагов, "группа Додона" решилась на шаг к отторжению от ПКРМ. Что же в результате?! А в конечном итоге ничего определенного не случится. "Обновленная" Додоном Партия социалистов положительных результатов не получит. Электорат Молдовы всегда наказывал перебежчиков. Многое будет зависеть и от окружения нового лидера социалистов. Пример... - Лупу. Стоило ему появиться в тандеме Дьяков/Плахотнюк, как рейтинг его стремительно пошел вниз.

Следует отметить, что параллельно, на другом полюсе политсобытий, в ПМР идет активная раскрутка Каминского и поддержка на самом высоком уровне в определенных коридорах власти.

В Кишиневе, после встречи Филата в Санкт-Петербурге, идет попытка "подытожить" выборы президента от 18 ноября, в Комрате - продвижение бренда башкана Гагаузии - Партии Регионов. То есть, все мы, господа, стоим на пороге интересной развязки - появления новой структуры власти, которая на определенном отрезке времени должна будет, хоть иллюзорно, представлять "единство целей и задач".

Но, зная противоречия скрепленного наспех "альянса за 18 ноября", осмелюсь предположить, что судьба его более недолговечна, чем когда бы то ни было. Личностные и бизнес-интересы актеров данного расклада достаточно разные и противоречивые. Несмотря на временную поддержку, как Запада, так и Востока, они непременно столкнутся с экономическими, политическими и прочими вызовами данного региона.

Нас ждут перемены. Готовы ли в Москве и Брюсселю к последствиям разыгранного сценария?!

Андрей Бурачёв - сотрудник МИД Молдавии с 1993 по 2005 гг., ныне проживающий в Лондоне.