Евразийский союз может стать гарантом стабильности в Средней Азии: Ариэль Коэн о последствиях вывода войск США из Афганистана
Федеральный еженедельник "Российские вести" публикует написанную специально для издания статью ведущего эксперта Фонда "Наследие" (США) по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики
Однако, тайминг окончания военной кампании зависит не только от политической конъюнктуры. Многое зависит от геополитических последствий эндшпиля, в том числе и в Средней Азии. Говорить о том, что время для вывода коалиционных войск из Афганистана пришло, не просчитав эти последствия - как минимум, опрометчиво. Это решение, которое безусловно было принято в США благосклонно большинством населения, может больно ударить по стране, ее союзникам, по России и странам центральноазиатского региона в будущем.
Проект постепенного вывода войск, который предложил президент Барак Обама на прошлогоднем саммите НАТО в Лиссабоне, выглядит, по меньшей мере, малоубедительно. Инициатива базируется на плане методичной стабилизации ситуации в провинциях Афганистана с последующей их передачей афганским военным при выводе пропорциональной доли иностранных сил.
Окончательная передача территории и, как следствие, полный вывод натовских и американских солдат намечены на 2014 год. Однако, если порога стабилизации достичь не удастся, пришедший к власти в стране
Все предпосылки для такого сценария есть: режим президента Афганистана
Планы по передаче ответственности афганской стороне в 2014 году наивны, так как ежегодный показатель дезертирства в афганской армии достигает 20%, а если учитывать тот факт, что присутствие западных войск в мусульманской стране и поддержка ими дискредитированных местных институтов подпитывает радикальную пропаганду, то кому именно будет передаваться контроль за безопасностью, не совсем понятно.
При этом боевики Талибан в последние месяцы активизировались, совершая резонансные нападения и убийства в Кабуле и других частях страны. Жертвами их нападений становились многие высокопоставленные лица, от американских и европейских дипломатов, до брата президента Карзая.
Радикальные исламские организации только и ждут момента, чтобы расширить поле деятельности на север, через пористые границы Центральной Азии, и все предпосылки к этому есть. Социальная напряженность, коррупция и бедность государств Средней Азии предоставляют возможность радикальному исламу пускать корни в этом регионе. Государственная поддержка имамов и медресе недостаточна по сравнению с фанатизмом, харизмой и финансированием исламистов, которые попытаются создать себе надежный плацдарм для экспансии. Финансирование терроризма осуществляется еще и за счет наркотрафика, в большом объеме проходящего через регион, и объем которого только увеличится после вывода войск коалиции.
Две революции в Киргизстане и внутренние конфликты в Узбекистане и Таджикистане добавили нестабильность в неспокойном регионе. В этом контексте страны региона могут попытаться коллективно с Россией ответить на угрозу безопасности, имея общие с Москвой интересы по стабилизации ситуации и борьбы с наркотрафиком в Центральной Азии.
Киргизстан, Таджикистан и Казахстан - кандидаты на членство в
Сегодня США должны работать над расширением партнерства со странами Центральной Азии в области безопасности. Кроме того, Запад должен постоянно расширять и совершенствовать деятельность разведки в регионе, обмениваясь данными с партнерами в Центральной Азии для противодействия деятельности радикальных организаций.
США также должны уделять приоритетное внимание укреплению пограничного контроля в странах региона, борьбы с наркотрафиком и контрабандой оружия.
Что касается непосредственно стабилизации ситуации в Афганистане, то в первую очередь Вашингтону необходимо надавить на Исламабад, военная разведка которого негласно поддерживает Талибан еще с начала 1990-х гг., как противовес Индии. При такой поддержке со стороны Пакистана у талибов будут все возможности успешно сбросить правительственные войска после ухода контингента НАТО в 2014 году. И тогда Пакистан получит совершенно лояльного соседа с агентами разведки во главе государства.
При этом свою роль в укреплении безопасности может сыграть еще один игрок - Китай. Пекин, имеющий свои экономические интересы в Афганистане, может оказать давление на Пакистан, чтобы сдерживать экстремистские элементы на афганско-пакистанской границе. Все это могло бы улучшить ситуацию в целом, обеспечив возможность сотрудничества между китайскими, российскими и западными силами".