Решение проблем джавахских армян властями Грузии может стать в глазах международного сообщества той "хорошей историей", которая стимулирует рост рейтинга грузинского государства в мире. Наглядный и позитивный пример того, как Грузия относится к национальным меньшинствам, в частности, к проживающим в Джавахети армянам, будет способствовать также успешным шагам в дипломатической борьбе с Южной Осетией и Абхазией. Однако страхи и фобии, которым подвержено грузинское общество и политическая элита страны, препятствуют реализации сценария усиления страны и способствуют применению привычных стереотипов и клише.

Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил 9 ноября на встрече с журналистами замдиректора института Кавказа, политолог Сергей Минасян.

По его словам, страхи и фобии Грузии относительно армянонаселенного региона Грузии Самцхе-Джавахети становятся понятными, если их рассмотреть в контексте августовской войны 2008 года и истории с Южной Осетией и Абхазией. "В отношении джавахских армян власти Грузии предпочитают идти по самому легкому и эффективному, по их мнению, пути. С одной стороны, силовые структуры усиливают давление на армянское население, а с другой - осуществляют в регионе экономические программы по развитию инфраструктуры", - отметил политолог.

Однако, как он утверждает, в этом вопросе Грузия может достичь гораздо большего эффекта, если кардинально пересмотрит свою политику и стратегию в отношении населения Джавахети. Эксперт считает, что в долгосрочной перспективе реальное удовлетворение требований джавахских армян послужит лишь укреплению грузинского государства, которое в настоящее время сдает свои позиции в глазах Запада, поскольку все вопросы, о которых заявляют общественные организации Джавахети основаны на международных обязательствах Грузии по защите прав человека и нацменьшинств. Как он полагает, вряд ли представляют угрозу для безопасности Грузии требования о прекращении преследования армян, расширении полномочий органов местного самоуправления, предоставлении армянскому языку статуса регионального в Самцхе-Джавахети и создание совместного армяно-грузинского университета в Ахалкалаке.

Политолог выразил уверенность, что в Грузии есть политические силы, которые рассматривают Армению как возможного союзника в вопросе улучшения грузинско-российских отношений. Помимо этого, по его словам, Армения считается партнером Грузии не только в силу сложившихся исторических обстоятельств, но также исходя из культурологических подходов как Евросоюза, так и США, которые традиционно воспринимают эти две закавказские республики как партнерские страны.

Следовательно, как указал эксперт, есть предпосылки для того, чтобы усилиями политологов и экспертов обеих стран создать на начальном этапе решения проблем джавахских армян атмосферу взаимного доверия. "Это по сути не ослабит соседнее государство, а послужит стимулом для усиления позиций Грузии в международном сообществе, станет той "хорошей историей", которая будет свидетельствовать о позитивном примере отношения к нацменьшинствам", - подчеркнул Минасян. Вместе с тем, по его мнению, это станет возможным лишь в случае уточнения властями Армении своей позиции и стратегии по данной проблематике, чего не происходит на протяжении десятков лет. Вероятно, как он заметил, в ходе официальных встреч на высоком уровне между двумя странами этот вопрос обсуждается, но проблема в том, что общество не информировано о диапазоне и содержании этих обсуждений.

"Я полагаю, что самая важная проблема в том, что не только на государственном уровне, но даже в армянском обществе не дан ответ на главный вопрос: "Чем является для Армении Джавахк?". Это только лишь приграничный район, единственный после Нагорного Карабаха, в котором компактно проживают 100-140 тыс. армян? Или же это еще одна головная боль для армянских властей и общества в целом? И так далее. Как только общество посредством широких обсуждений найдет наиболее приемлемый ответ, так в соответствии с этим и выстроится стратегия наших действий", - заключил Минасян.