Американцы познакомили Ригу с коллекцией русского "восточного авангарда" (Латвия)

Москва, 8 ноября 2011, 23:38 — REGNUM  7 ноября в рамках Рижского Фестиваля, в кинотеатре Splendid Palace прошел единственный в Риге показ американского документального фильма The Desert of Forbidden Art ("Пустыня запрещенного искусства"), ставший сенсацией кинофестивалей и абсолютным открытием для зрителей всего мира. Работа над фильмом, который посвящен уникальной и наиболее полной коллекции русских советских авангардистов, творивших в Узбекистане в 1920-1930-е годы, собранной в Нукусском музее Игорем Савицким (1915-1984), продолжалась с 2003 по 2010 год. Картина американских кинодокументалистов получила отклик на Западе, но прошла практически незамеченной в России, передает сегодня, 8 ноября, корреспондент ИА REGNUM из Риги.

Организаторы Рижского Фестиваля и инициатор данного проекта агентство "PR - Линия" сделали показ бесплатным. Перед и после демонстрацией картины выступил соавтор и продюсер фильма Чавдар Георгиев. Сам Георгиев родился в Одессе в семье тогдашнего консула Народной Республики Болгарии в СССР и прекрасно владеет русским языком. Со степенью бакалавра он закончил Чикагский институт искусства и является аспирантом Киношколы Южнокалифорнийского университета. В настоящее время он участвует в съемках остросюжетного вмериканского фильма "Невский проспект", которые проходят в Риге.

Соавтором Георгиева по картине "Пустыня запрещенного искусства" стала Арманда Поуп. Фильм рассказывает об уникальном человеке и уникальной коллекции, собранной его трудами в государственном музее искусств Республики Каракалпакстан. Основатель коллекции, художник, археолог и коллекционер Игорь Савицкий, совершил настоящее чудо - в 1966-1984 годах он вывез из Москвы и других городов Советского Союза свыше 44 тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев, настоящих гениев раннего советского авангарда. Его расчет оказался верным - вдали от столицы советского государства и от могущественных "чиновников от искусства", запрещенные и неугодные власти полотна обрели шанс на жизнь. При этом коллекция создавалась на государственные деньги, которые выделялись музею на приобретение экспонатов. "Есть советское искусство и есть савицкое искусство", - шутил коллекционер, который последние приобретения для музея делал во время отлучек из московской больницы, будучи уже смертельно больным. За время своей подвижнической деятельности он проделал путь в 1700 км из Нукуса в Москву и обратно свыше 20 раз.

В фильме собраны интервью с современниками, коллегами и учениками Савицкого, искусствоведами и художниками, использованы кадры документального кино, уникальные фотодокументы. Авторы правдиво рассказывают о непростой истории Советского Союза, трагической судьбе его интеллигенции. Картины, которые показаны в фильме, поражают яркостью и смелостью своей формой, силой своего содержания. Игорь Савицкий в фильме говорит голосом голливудского киноактера Бена Кингсли.

Авторы ленты встревожены судьбой коллекции, будущее которой неопределенно. Узбекские власти не заинтересованы в сохранении уникального собрания, западные музеи и коллекционеры готовы растерзать его на части, что неизбежно приведет к гибели целого. Россия не проявляет никакого интереса к этому пласту великой русской по сути культуры, возникшего в результате синтеза русской художественной школы, течений искусства начала ХХ века и самобытной культуры Востока - так называемого "восточного авангарда".

Картина была показана на фестивале "Послание к человеку" в Санкт-Петербурге и во Владивостоке. На вопрос корреспондента ИА Regnum, получила ли лента отклик в России, и не возникло ли у российской стороны желание посодействовать сохранению этой коллекции, Георгиев ответил: "У "Газпрома" было желание купить несколько работ. Еще в Нукус приезжал Церетели. Мы думали, что россияне отреагируют на этот фильм с большим энтузиазмом, но, к сожалению, этого не произошло. Может быть, его покажут на канале "Культура", но пока у россиян нет планов на этот фильм. Интересно, что в Израиле его показывали уже везде и все русские в Израиле его видели, и им это интересно. А в России интереса мы не встретили - нет пророка в своем отечестве. Фильм не видели и на родине Савицкого - в Киеве. Но рано или поздно фильм придет в Россию. Для нас было важнее познакомить с ним международную общественность, чтобы она смогла помочь повлиять на Узбекистан в плане сохранения этой коллекции".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.