Американцы познакомили Ригу с коллекцией русского "восточного авангарда" (Латвия)

Москва, 8 ноября 2011, 23:38 — REGNUM  7 ноября в рамках Рижского Фестиваля, в кинотеатре Splendid Palace прошел единственный в Риге показ американского документального фильма The Desert of Forbidden Art ("Пустыня запрещенного искусства"), ставший сенсацией кинофестивалей и абсолютным открытием для зрителей всего мира. Работа над фильмом, который посвящен уникальной и наиболее полной коллекции русских советских авангардистов, творивших в Узбекистане в 1920-1930-е годы, собранной в Нукусском музее Игорем Савицким (1915-1984), продолжалась с 2003 по 2010 год. Картина американских кинодокументалистов получила отклик на Западе, но прошла практически незамеченной в России, передает сегодня, 8 ноября, корреспондент ИА REGNUM из Риги.

Организаторы Рижского Фестиваля и инициатор данного проекта агентство "PR - Линия" сделали показ бесплатным. Перед и после демонстрацией картины выступил соавтор и продюсер фильма Чавдар Георгиев. Сам Георгиев родился в Одессе в семье тогдашнего консула Народной Республики Болгарии в СССР и прекрасно владеет русским языком. Со степенью бакалавра он закончил Чикагский институт искусства и является аспирантом Киношколы Южнокалифорнийского университета. В настоящее время он участвует в съемках остросюжетного вмериканского фильма "Невский проспект", которые проходят в Риге.

Соавтором Георгиева по картине "Пустыня запрещенного искусства" стала Арманда Поуп. Фильм рассказывает об уникальном человеке и уникальной коллекции, собранной его трудами в государственном музее искусств Республики Каракалпакстан. Основатель коллекции, художник, археолог и коллекционер Игорь Савицкий, совершил настоящее чудо - в 1966-1984 годах он вывез из Москвы и других городов Советского Союза свыше 44 тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев, настоящих гениев раннего советского авангарда. Его расчет оказался верным - вдали от столицы советского государства и от могущественных "чиновников от искусства", запрещенные и неугодные власти полотна обрели шанс на жизнь. При этом коллекция создавалась на государственные деньги, которые выделялись музею на приобретение экспонатов. "Есть советское искусство и есть савицкое искусство", - шутил коллекционер, который последние приобретения для музея делал во время отлучек из московской больницы, будучи уже смертельно больным. За время своей подвижнической деятельности он проделал путь в 1700 км из Нукуса в Москву и обратно свыше 20 раз.

В фильме собраны интервью с современниками, коллегами и учениками Савицкого, искусствоведами и художниками, использованы кадры документального кино, уникальные фотодокументы. Авторы правдиво рассказывают о непростой истории Советского Союза, трагической судьбе его интеллигенции. Картины, которые показаны в фильме, поражают яркостью и смелостью своей формой, силой своего содержания. Игорь Савицкий в фильме говорит голосом голливудского киноактера Бена Кингсли.

Авторы ленты встревожены судьбой коллекции, будущее которой неопределенно. Узбекские власти не заинтересованы в сохранении уникального собрания, западные музеи и коллекционеры готовы растерзать его на части, что неизбежно приведет к гибели целого. Россия не проявляет никакого интереса к этому пласту великой русской по сути культуры, возникшего в результате синтеза русской художественной школы, течений искусства начала ХХ века и самобытной культуры Востока - так называемого "восточного авангарда".

Картина была показана на фестивале "Послание к человеку" в Санкт-Петербурге и во Владивостоке. На вопрос корреспондента ИА Regnum, получила ли лента отклик в России, и не возникло ли у российской стороны желание посодействовать сохранению этой коллекции, Георгиев ответил: "У "Газпрома" было желание купить несколько работ. Еще в Нукус приезжал Церетели. Мы думали, что россияне отреагируют на этот фильм с большим энтузиазмом, но, к сожалению, этого не произошло. Может быть, его покажут на канале "Культура", но пока у россиян нет планов на этот фильм. Интересно, что в Израиле его показывали уже везде и все русские в Израиле его видели, и им это интересно. А в России интереса мы не встретили - нет пророка в своем отечестве. Фильм не видели и на родине Савицкого - в Киеве. Но рано или поздно фильм придет в Россию. Для нас было важнее познакомить с ним международную общественность, чтобы она смогла помочь повлиять на Узбекистан в плане сохранения этой коллекции".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
25.05.17
The Guardian: «Вашингтон опять оказался несдержанным на язык»
NB!
25.05.17
«Рубль столкнется с трудностями»
NB!
25.05.17
«Европа даже не представляла себе уровень деградации Украины!» — обзор
NB!
25.05.17
Владимир: реституция как индикатор беспомощности власти перед церковью
NB!
25.05.17
The National Interest: Нужна «беспрецедентная кампания» давления на КНДР
NB!
25.05.17
Die Zeit: Берлин отказал Анкаре в политическом диалоге
NB!
25.05.17
Пропаганда из Минска мешает жить Белоруссии
NB!
25.05.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Владимир Пахомов
NB!
25.05.17
«Нефть: час Х»
NB!
25.05.17
«Доллар нашел точку баланса»
NB!
25.05.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 25 мая
NB!
25.05.17
Детский омбудсмен Кузнецова больше вопросов не вызывает
NB!
25.05.17
Пушков: Единство с Брюсселем по вопросу о Крыме заведет США в тупик
NB!
25.05.17
«Шелковый путь» или «бикфордов шнур»?
NB!
25.05.17
Минздрав РФ, люди требуют помощи!
NB!
25.05.17
Драки внутри США не избежать. Ударит ли Трамп первым?
NB!
25.05.17
Кризис ушел, иностранный инвестор пришел. Вести из Казахстана
NB!
25.05.17
«Испанские танки впервые после Второй мировой вплотную подойдут к России»
NB!
25.05.17
Приднестровье: Додон — враг
NB!
25.05.17
Венесуэльское противостояние: каждый занят своим делом
NB!
25.05.17
Знали ли японцы о планах Германии напасть на СССР?
NB!
25.05.17
Страны ОПЕК+ намерены продлить соглашение: чего ждать?