"Этот народ имел право жить": в Чувашии открылась этнофутуристическая выставка "Аванарт"

Чебоксары, 8 ноября 2011, 12:39 — REGNUM  В Чебоксарах, в Центре современного искусства, начала работу выставка "Аванарт", которая открылась в рамках одноименного этнофутуристического фестиваля. На одной экспозиционной площадке объединены художники из пяти регионов Приволжского федерального округа. В основе их творчества - этническая культура, попытка переосмыслить путь развития своего народа, его дух, его уникальность. При контрасте "почерков", своеобразности и узнаваемости стилей, мастеров объединяет духовная близость: оно глубоко философично и эмоционально, родовые традиции получают новую жизнь в форме актуального искусства, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

С одной стороны, творчество каждого - попытка всесторонне осмыслить процесс развития этнической идентичности, с другой стороны каждый художник - представитель того или иного народа Поволжья, у которых пересекается история, культура, традиции. "Всё это перетекает друг в друга, в какой-то синтез. Мы можем почувствовать, что у нас есть точки соприкосновения с другими народами, что мы живём рядом и взаимопроникаем друг в друга", - поясняет автор проекта, искусствовед, заместитель директора Чебоксарского художественного училища Анастасия Григорьева.

По словам чувашского этнофутуриста Праски Витти (народный художник Чувашии, заслуженный художник России), границы традиционных художественных школ становятся тесными и не позволяют в полной мере отразить глубину, "ширь многовековую", содержание многих культур: "И вот наступило время, когда профессиональные художники взялись за продолжение и развитие искусства своего народа". "Меня сильно беспокоит, что мой народ пытаются столкнуть с большой дороги развития цивилизации на обочину. И я иду позади него, показываю, какой народ хороший, какая у него культура, какая у него духовная среда. И чтобы потом, когда нас не будет, никто не сказал, что этот народ не имел права жить, у него не было художников, у него не было музыкантов, одни были верноподданные чиновники", - сказал художник. Отметим, что Праски Вити, скорее, больше известен за пределами Чувашии, чем у себя на родине.

На выставке также представлены работы двух этнофутуристов, которые не только своё творчество посвятили этой тематике, но и живут в деревнях, превратив свои дома в мастерские и выставочные центры одновременно. Экспозицию "Аванарт" открывают работы известной удмуртской художницы Зои Лебедевой, которая известна и за рубежом. "Это профессиональный художник, который приехала в свою родную деревню и стала заниматься там творчеством. Этот уклад, удмуртский дух через прикладное искусство перерос в актуальное искусство", - поясняет искусствовед Анастасия Григорьева. При этом художница для воплощения своих идей использует в буквальном смысле всё, что попадёт под глаза: почки вербы в её руках превращаются в часть ритуально-обрядовой одежды, бумага - в настенный ковёр, ткань - в гирлянды. Всё, что её окружает, может стать предметом искусства, это инструменты в создании новых произведений. Отметим, что накануне выставки у художницы сгорел дом и мастерская, сгорели и предметы, которая Зоя Лебедева создала специально для экспонирования в Чебоксарах. "Это большая трагедия для человека. Но это человек мощной энергии, силы и стойкости. Она не падает духом, ходит по пепелищу и говорит, что даже из этого можно выставку сделать, если всё правильно обработать", - сказала Анастасия Григорьева.

В деревне живёт и чувашский художник Георгий Фомиряков. По его мнению, раньше все стремились из деревень в города: "Теперь, я думаю, художники будут стремиться обратно из городов в деревни". "Когда заходишь на такие выставки, сразу охватывает тепло человека. Это сразу все замечают. Тут не нужно мудрить, не надо знать каких-то законов из области профессионального искусства - просто тепло и приятно", - поделился впечатлениями художник.

Отметим, на выставке также представлены работы Булата Гильванова (Татарстан), Измаила Ефимова (Марий Эл), Михаила Садовникова (Саратов), Станислава Юхтара и Татьяны Черновой (Чувашия).

Как ранее сообщало ИА REGNUM, название фестиваля происходит от чувашского "аван" (хороший, честный) и английского "арт" (искусство). "То есть хорошее искусство, очищенное от конъюнктуры", - поясняют авторы проекта. Его символом является единорог с уникальной чувашской вышивкой 18 века, стилизованный в пиктограмму. По словам художников, единорог встречается у многих народов, символизируя соединение познания и свободы. В основе концепции фестиваля - идеи этнофутуризма, объединяющие прошлое, настоящее и будущее самобытной культуры. Минимальный масштаб - Поволжье, с размахом - до Приуралья. Предполагается, что в фестивале примут участие свыше 30 художников из 10 городов России. "Чувашия находится на стыке финно-угорских и тюркских народов. Именно на территории нашей республики должно произойти объединение творчества различных народов Поволжья и Приуралья", - считает Анастасия Григорьева. При этом она подчёркивает, что данный проект - это большой эксперимент: "Хотелось привезти, показать, познакомить разных художников, которые занимаются этнофутуризмом".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.