Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра Политических Исследований "Атлас", аналитиком Эльханом Шахиноглу (Баку):

ИА REGNUM: Господин Шахиноглу, почему Тегеран в последнее время начал оказывать сильное давление на Азербайджан?

Можно назвать несколько причин. Во-первых, проекты NABUCCO и Транскаспийский трубопровод вошли, если и не в завершающую, то в фазу интенсивных переговоров. Мандат Европейской комиссии, данный ей ЕС, активизировал переговорный процесс. Брюссель одновременно ведет переговоры и с Баку, и с Ашхабадом. По моим наблюдениям, глава Туркменистана готов зажечь зеленый свет этим двум проектам. Президент Азербайджана тоже близок к позитивному решению. Поэтому Тегеран так раздражен. Так как руки режима Ирана не доходят до Брюсселя, Тегеран давит на партнера ЕС - Баку. Едва ли не каждый день в Иране против Азербайджана устраивают какую-то провокацию. То это антиазербайджанские лозунги в отдельных мечетях, то это высосанная из пальца "международная конференция" против Азербайджана, и напоследок анонсированная главой иранского филиала Хезболлах угроза штурма консульства Азербайджана в Тебризе. За всем этим стоит официальный Тегеран. Иран не та страна, где неофициальные структуры могут проводить конференции, направлять своих сторонников против консульств и так далее. Хорошо, что Тегеран вовремя одумался и отменил штурм консульства.

ИА REGNUM: А что бы случилось, если Хезболлах все-таки реализовал свой план по штурму консульства? Это могло бы привести к полному разрыву отношений между двумя странами. Кроме того, Иран осложнил бы отношения и с Анкарой. Хотя на словах отношения между Тегераном и Анкарой характеризируются как дружественные, на деле это не так. Анкара оборвала отношения с режимом Асада в Сирии, а Тегеран двумя руками все еще держится за него. Есть обоснованные подозрения, что Тегеран имеет тайные контакты с террористической организацией ПКК. Но если даже допустить, что Иран имеет идеальные отношения с Турцией, всё равно давление Тегерана на Азербайджан не останется без ответа со стороны Анкары. Приведу пример 2001 года. Тогда военные самолеты Ирана часто пересекали границу Азербайджана. Лишь ответная демонстрация турецких военных самолетов над главной площадью Баку стала показательным месседжем для Тегерана, что Турция всегда рядом. На этом провокации иранских самолетов прекратились. И на этот раз могло бы случиться нечто похожее. Нападение на консульство Азербайджана в Тебризе не осталось бы незамеченным со стороны Анкары. Западные страны тоже бы не остались в стороне. Сейчас не 1980-е годы, когда религиозные клерикалы штурмом завладели посольством США в Тегеране. Кольцо вокруг Ирана со стороны Запада и так сжимается, не хватало еще штурма консульства. Поэтому Тегеран одумался.

ИА REGNUM: А какие контрмеры может использовать сам Баку против Тегерана в случае необходимости?

Во-первых, не надо бояться Тегерана. Я полагаю, что у Азербайджана имеются более действенные рычаги, чем те, которые использует Тегеран.

ИА REGNUM: Что вы имеете в виду?

Я имею в виду фактор южных азербайджанцев. Последние годы азербайджанцы Ирана сильно активизировались. Они борются за свои права. Один мой знакомый, приехавший из Ирана, так и сказал, "сегодняшний многомиллионный Тебриз больше азербайджанский город, чем город Ирана". В Тегеране должны понять, что провокации против Азербайджана бумерангом ударят по нему самому. Азербайджанцы Ирана не могут быть простыми наблюдателями того, как Тегеран давит на Баку или готовит штурм консульства. Кроме того, если Тегеран проводит конференцию против Азербайджана, что мешает нам провести в Баку большую конференцию по проблемам южных азербайджанцев, на которую могли бы приехать сотни, если не тысячи азербайджанцев из разных стран?

ИА REGNUM: А как же тогда политика баланса официального Баку, афишированная с начала 2000-х годов?

После соглашений, подписанных в городе Измир, Азербайджан вошел в новую фазу стратегических отношений с Турцией. До этого Кремль очень надеялся на газовое месторождение "Шахдениз", несколько лет назад в Баку приезжал президент России Дмитрий Медведев, переговоры шли о новых контрактах. Баку готов был подписать новые газовые контракты с Кремлем, но надежды президента Ильхама Алиева на то, что этим Москва приблизит справедливое решение Нагорного Карабаха, не оправдались. Почти трехлетнее посредничество Медведева в урегулировании карабахской проблемы фактически закончилось ничем. Ильхам Алиев долго медлил с Анкарой, но, в конце концов, понял, что кроме Турции, никакая другая страна не может стать стратегическим союзником или стратегическим партнером Азербайджана. Поэтому Алиев подписал с Анкарой не только газовые соглашения, но и дал зеленый свет строительству нового трубопровода между Азербайджаном и Турцией, чем обрадовал и страны ЕС. Газ из месторождения "Шахдениз" пойдет не через Россию, а по территории Турции в Европу. И это привело к тому, что Ильхам Алиев заявил буквально на днях, что внешняя политика Азербайджана основана не на балансе, а на интересах страны. А это не что иное, как отмежевание от баланса во внешней политике. На очереди новые соглашения с НАТО и с ЕС. Но это уже другая история, с внутренними проблемами и требованиями о политических и экономических реформах...