"Победа Атамбаева означает сохранение действующей Конституции и парламентской республики, решений Временного правительства и уходящего президента Розы Отунбаевой, усиливает позиции политиков и партий из бывшей антибакиевской оппозиции, приведет к сохранению существующей политической стабильности, прагматичной и умеренной пророссийской ориентации Киргизии" - кандидат исторических наук, эксперт киргизского Центра "Полис Азия" Павел Дятленко поделился с ИА REGNUM своим видением поствыборной ситуации в Киргизии.

"В ходе прошедших свободных, прозрачных и конкурентных выборов президента в Киргизии (подобное произошло впервые за постсоветский период) вполне ожидаемую победу одержал премьер-министр и лидер Социал-демократической партии Алмазбек Атамбаев, набравший чуть более 63% голосов принявших участие в голосовании граждан.

Центральной избирательной комиссии по проведению референдумов и выборов удалось провести выборы на основе нового конституционного закона "О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша КР", который содержит много технических новшеств по процедуре выборов. Проведение выборов усложнило то обстоятельство, что выборы президента проводил новый состав ЦИК, сформированный из представителей разных политических партий.

В целом, итоги выборов показывают текущее состояние электоральных настроений и предпочтений в республике. Причем оно сложилось в течение последних полутора лет, после апрельской смены режима Курманбека Бакиева и прихода к власти антибакиевской оппозиции, состоящей из ряда разных по взглядам и интересам политиков и политических партий. Интересно, что текущее состояние электоральных настроений и предпочтений заметно отличается от состояния на октябрь 2010 года, когда прошли парламентские выборы.

Получение абсолютного большинства голосов в первом туре и значительный (кратный) отрыв от остальных кандидатов (Адахан Мадумаров и Камчибек Ташиев вместе набрали 29% голосов избирателей) дает новому президенту не только необходимую легитимность, но и большой кредит доверия для проведения собственного политического курса и заявленных преобразований. Новый глава государства имеет определенный коридор политического маневрирования и запас времени для стабилизации и развития экономики и политической системы, но они у него заметно меньше, чем у первых двух президентов республики.

В киргизском обществе существует много серьезных, ясно сформулированных ожиданий и сигналов в адрес Атамбаева и ему предстоит с ними считаться в течение своего президентского срока. Алмазбеку Атамбаеву не получится позиционировать себя только как абстрактного "лидера нации", как верховного арбитра, находящегося над политической схваткой. От избранного президента настойчиво ждут реальных действий по обеспечению мира, стабильности, интеграции, развития.

Можно полагать, что победа Атамбаева означает сохранение действующей Конституции и парламентской республики, решений Временного правительства и уходящего президента Розы Отунбаевой, усиливает позиции политиков и партий из бывшей антибакиевской оппозиции, приведет к сохранению существующей политической стабильности, прагматичной и умеренной пророссийской ориентации Киргизии, основанной на стратегических интересах республики и их значительном совпадении с российскими в центральноазиатском регионе, и вхождению республики в обозримом будущем в состав Таможенного союза. В силу перечисленного, можно считать "постоктябрьский вектор" политического развития Киргизии на период полномочий избранного президента продолжением "постапрельского".

В период между выборами и вступлением избранного президента республики в должность высока возможность выступления сторонников проигравших кандидатов, но они будут урегулированы с помощью политических переговоров со всеми заинтересованными лицами и силами, участвовавшими в прошедших президентских выборах.

Мадумаров и Ташиев, занявшие второе и третье место по итогам голосования в президентской гонке, постараются различными способами закрепить достигнутый ими электоральный успех и будут стремиться конвертировать его в реальную политическую власть при формировании нового правительства или на ближайших выборах.

Победа Алмазбека Атамбаева может привести к созданию нового состава правительства и переформатированию существующей парламентской коалиции, состоящей из фракций Социал-демократической партии Киргизии, партий "Республики" и "Ата-Журт". Позиции фракции социал-демократов в действующем созыве парламента и партии в целом заметно усиливаются после избрания Атамбаева главой государства. В центральноазиатской политической культуре пост президента обладает не только реальной, закрепленной в законодательстве, но и большой символической властью.

Нельзя исключать возможность проведения досрочных парламентских выборов, что связано с послевыборным изменением баланса политических сил и необходимостью его закрепления в новом составе правительства, в парламенте и исполнительной ветви власти. Возможна ротация чиновников всех уровней - от муниципального до республиканского, включая посты спикера и премьер-министра, причем она может проходить в течение ближайших нескольких лет".