Соредактор издающейся в Стамбуле армяно-турецкой двуязычной газеты "Агос" Баграт Эстукян дал интервью ереванскому еженедельнику "Деловой экспресс". В публикации поднят, в частности, вопрос о криптоармянах - потомках людей, которые в период османского владычества, и особенно в годы Геноцида 1915 года были вынуждены, ради сохранения жизни, сменить веру.

"Это явление, которое является на сегодняшний день вызовом для армянского мира, считает Эстукян. - Многие желают сегодня вернуться к своим истокам, к нему мы совершенно не готовы и, к сожалению, и сегодня не можем определиться, как к этим людям относиться. Криптоармяне знают, что их предки армяне, но они не владеют армянским языком, не христиане, но в то же самое время они - армяне... В основном они живут на востоке страны, но более всего сконцентрированы амшенские и дерсимские криптоармяне. В этих двух регионах люди наиболее хорошо сохранили язык и армянское самосознание. Амшенцы даже говорят на своем диалекте, который соответствует, по всей видимости, армянскому разговорному языку 300-400-летней давности. А дерсимцы язык потеряли, но сохранили самосознание. Можно предполагать, что численность всех криптоармян Турции может доходить до нескольких сотен тысяч человек. Довольно часто в наш Стамбульский патриархат обращаются критпоармяне с просьбой крестить их. Но насколько я знаю, Патриархат не готов к этому, потому что существует проблема менталитета. Человек приходит и говорит: "Меня зовут Ахмед, но моего деда звали Карапет, а бабушку - Мариам, и я хочу вернуться в армянство". В ответ на это ему предлагают взять христианскую литературу, почитать ее, потом пройти соответствующий экзамен и т.д. Не каждый, особенно деревенский, житель на это пойдет", - рассказывает Эстукян.

По его словам, сохранение национальной идентичности - "первейшая и самая сложная наша задача". "Что касается других проблем, то я бы отметил относительное обнищание стамбульских армян. У нас всегда было здесь неплохое положение по сравнению со средним уровнем населения. Сейчас мы эти позиции уступаем. Так получается из-за того, что мы не можем приспособиться к меняющейся структуре экономики. То, чем занимаются армяне в Стамбуле, - мелкая торговля, ювелирное дело и т.п. - основано, в основном, на традиционных ремеслах, и потому все новое проходит мимо нас. Когда Армения обрела независимость в очень трудный для нее период - обескровленная после землетрясения, блокады, шла война - мы, учитывая организованность республики во времена Союза, интеллектуальный уровень населения, думали, что за счет этого страна быстро справится с ситуацией. Мы думали, что уже лет через десять все встанет на свои места... Однако и сейчас - уже через 20 лет - видим, что Армении еще далеко от того, о чем мы мечтали. Думаю, что это случилось во многом из-за того, что не удалось разработать национальную стратегию развития. И в то же время олигархи в Армении проводят в жизнь свою "стратегию". В итоге мы можем видеть шикарные автомобиле в Ереване - "мерседесы" и лимузины, а вот процветающую Армению, к сожалению, не видим. Потому все наши надежды рухнули. И как население Армении покидает страну от безнадежности, так и диаспора с безнадежностью воспринимает Армению... Для меня очень тяжело осознавать это. Армения должна победить олигархов, но, к сожалению, я не вижу сил, которые смогут сделать это. А оппозиция не стала идеологической оппозицией. Они лишь говорят: "Выберете нас, мы лучше". А чем лучше? Ответа на этот вопрос у них нет", - считает соредактор газеты "Агос".