Предыдущий материал был посвящен сути белорусской идеологии. Этот - тому, чем она является по форме.

Сначала об эффективности работы идеологов, должности которых, оплачиваемые из бюджета, в Белоруссии есть на каждом предприятии, в органах управления, учебных заведениях и даже колхозах. На одном из семинаров по идеологии полковник-"афганец" попытался описать идеологическую работу в РБ с помощью метафоры: "В Афгане днем мы контролировали вроде бы всё - и умы, и дороги. А ночью всё контролировали оппозиционеры-душманы. В Белоруссии очень похожая ситуация". Я в этом сильно сомневаюсь. Поскольку не уверен, что белорусские идеологи реально контролируют хоть что-то и днем.

В сегодняшней Белоруссии речи белорусских идеологов звучат так же искренне, как патриотические песни Кобзона. Заполнению идейного вакуума в головах они не способствуют. "Идеологический человек" из "центра Европы" оказывается не рационалистом, а дикарем. Как субъект он готов лишь к разрушению и обгаживанию. Как объект - к самому грубому манипулированию. Например, холуйство ("уважение к руководству") уравновешивается жесткой мстительностью исподтишка ("уважение к себе и народу"), нечистоплотность прикрывается сусальными проповедями абстрактной "духовности", дикое невежество ("обретение национальной свядомости") трансформируется в интеллектуальное превосходство над "дурным народом" (2).

Анализируя то, что в Белоруссии обычно именуют идеологией, выделим внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект - это государственная идеология. Ее адресатов можно разделить на тутэйшых эурапейцев и советских славян.

Значительное число тех, кому еще нет 60-ти, разделяют идеологию древесного червя: "моя хата с краю", "свой карман ближе к телу", "но у меня же дети, что я могу сделать..."... Эти люди все еще надеются пожить как в Европе, работая как всегда. При этом боясь даже придти и посопеть в две дырочки на площади во время так называемых молчаливых акций протеста. Как результат - мысленно пребывая в Европе, на деле наши эурапейцы находятся в колхозной ж... жэстачайшэй реальности.

По мере исчезновения европейских иллюзий и с возрастом, извращенный гипериндивидуализм перетекает в другую крайность. Суть ее, сам того не понимая, четко сформулировал, делясь с радиослушателями мудростью, один из деятелей культуры и наставников молодежи из Национальной академии искусств РБ: "Хоть сзади, але в стаде".

С одной стороны нынешняя власть в идеологическом плане пока все еще является реакцией на "разгул демократии" начала 90-х гг. И уже в силу своей реакционности и консервативности не несет привлекательности для т.н. пассионарной (социально активной) части населения. Прежде всего, для молодежи.

Один из постулатов социальной психологии гласит, что именно идеи, которыми одержимы "пассионарии", обязательно станут доминировать в социуме - какими бы идиотскими не были эти идеи и каким бы разумным и рассудительным не было большинство социума. Дело лишь во времени. Сегодняшние молодые оппозиционеры-"пассионарии" в большинстве своем - это дети и внуки людей, голосовавших за нынешнего президента. Варианты развития событий:

• раскол общества по возрастному признаку (что маловероятно);

• осознание частью общества, что поддержка нынешней власти равнозначна отсутствию перспективы у их детей и внуков;

• массовая иммиграция молодежи, в случае возможности уехать за рубеж;

• интеллектуальная деградация в силу невостребованности, в случае не возможности уехать.

За пределами республики это прекрасно понимают. Именно поэтому западные идеологи "открытого общества" стремятся перераспределить финансовые потоки от оппозиционной номенклатуры в пользу более молодых "пассионариев", работающих с молодежью. Правда, не всегда получается - во всяком случае, если верить самим молодым оппозиционерам. Внутри республики об эффективности молодежной политики властей судить можно уже по такому факту: до сих пор ни один идеолог не смог внятно объяснить, сумел ли БРСМ (комсомол президента Лукашенко) добровольно, без административного ресурса, привлечь в свои ряды хотя бы пару процентов молодежи. Особенно учитывая затрачиваемые на его содержание колоссальные средства из бюджета.

Запомнился случай,когда двое идеологов одного из государственных ВУЗов долго и взахлеб описывали, как прекрасно поставлена в их структуре идеологическая работа с молодежью, особенно в части пропаганды преимуществ обязательного послевузовского распределения. А потом вскользь, с возмущением упомянули, как их студент выпрыгнул с 11-го этажа родного ВУЗа. И сделал это нарочито вызывающе. Назло идеологам, прямо на крыльцо. Ему, видите ли, не понравилось распределение из столичного Минска в "чернобыльскую" Гомельщину. И он "специально вернулся оттуда, чтобы сделать пакость". Естественно, на высокой [само]оценке их идеологической работы это никак не отразилось.

Внешний аспект - это идеология государственности. Ее носителей среди граждан пытаются дифференцировать в зависимости от отношения к Западу в лице ЕС/США и Востоку в лице России. Само же белорусское руководство мыслит рамками СССР, воспринимая доставшуюся территорию почти как сверхдержаву, расположенную в "центре Европы". И парадоксальным образом полагает, что Белоруссия что-то значит на международной арене.

Запад - это хорошо. Мешают, правда, разные поляки, немцы, литовцы, шведы, французы и прочие, говоря президентским языком, "козлы" типа Баррозу. Россия - это нечто по-азиатски большое и плохо управляемое, в отличие от "процветающей синеокой" Белоруссии, руководимой мудрым, несменяемым Батькой.

Подобное восприятие соседей секретом не является. Также как жэстачайший административный и информационно-пропагандистский прессинг всех несогласных, достаточно посмотреть и почитать госСМИ Белоруссии. К сожалению, нынешний белорусский режим не понимает простой истины. Любая власть крепка не количеством побежденных идеологической "контрпропагандой" врагов, а числом остающихся сторонников, готовых эту власть поддерживать. Рулевые белорусской идеологии этого зачастую и не хотят понимать. С экранов и газетных полос они вовсю "мочат" и Восток, и Запад, лишаясь поддержки электората и ничего взамен не получая.

Самое забавное, что Запад и местную "оппозицию" поливают грязью зачастую "свои хлопцы", полностью разделяющие "оппозиционные" взгляды и считающие себя западниками. Примеров этого я наслушался и навидался во время работы в Доме прессы. Когда после очередных выборов ушлые хлопцы, периодически, от души веселясь, пересчитывали выручку за тексты "разоблачительных" телесюжетов, постоянно поминая добрым словом "однокурсника Киселя" (3). Все эти Михаси и Сержуки, хоть и работают в правительственной прессе, при этом полностью разделяют взгляды тех, кого "разоблачают" - что, впрочем, не особо скрывают и даже хвастаются этим и смеются над госспонсорами.

Наполеон Бонапарт когда-то емко сформулировал тезис: "штыками можно добиться чего угодно, но усидеть на них нельзя". Можно заменить "штыки" на "дубинки ОМОНА" или "административный прессинг". Но смысл фразы, кстати, принадлежащей управленцу-практику, а не идеологу-теоретику, не изменится ни на йоту.

Благодаря многолетней работе в Академии управления при президенте РБ, о том, как ушлые хлопцы стремительно плодятся и оккупируют властные структуры, знаю не понаслышке. А вот остается ли во властных коридорах после этого хоть кто-то готовый искренне, а не на словах, поддерживать нынешнюю власть не знаю. Точно знаю, что работать никто из них не хочет, а порой и не может. Им это и не нужно. Они считают, что хитроумно объегоривают-"наклоняют" всех. На самом деле обманывают они, прежде всего, сами себя.

Ссылаться на экономический кризис, как на причину потери поддержки власти, глупо. Почему? Кризис - это не причина, а следствие, того, что рулят не профессионалы, а хитроумные "свои хлопцы". Чем это оборачивается для населения показывает нынешнее резкое падение уровня жизни. Чем для власти? Наглядный пример - судьба всенародноизбранного "национального героя" и многократного президента Перу - Фухимори. Этот чэсный рыночник (то есть даже не "рыночний социалист", хотя, по мнению США, и слишком авторитарный) выиграл все президентские выборы. Но власть в результате проиграл. Вскоре после четвертой элегантной победы, обеспеченной 80% поддержкой электората...

(1) Подробнее см.: http://regnum.by/news/1459315.html

(2) При этом организация в РБ интеллектуальных центров напоминает анекдот: Рабиновичу во время коллективизации поручают организовать колхоз. Он берет мандат, маузер и дензнаки. Уезжает. Через месяц присылает телеграмму: "Колхоз организовал. Высылайте колхозников".

(3) Имеется в виде экс-председатель Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь.

Николай Малишевский