Арестованного 3 ноября за разглашение государственной тайны экс-главу МВД, бывшего председателя Комиссии Сейма по национальной безопасности Дзинтарса Яунджейкарса (Партия реформ Шлесерса - ЛПП/"Латвийский путь") разместили в Рижской центральной тюрьме. Об этом сегодня, 4 ноября, сообщает портал nra.lv.

Яунджейкарс был отвезен в центральную тюрьму в четверг вечером. Там его поместили в специальный корпус, где находятся работники правоохранительных органов и другие должностные лица. В камере Яунджейкарс находится не один.

У заключенного изъяты неразрешенные вещи. При этом Яунджейкарсу предстоит пройти проверку здоровья и санобработку.

Как сообщало ИА REGNUM, следователи Бюро по предотвращению и борьбе с корупцией (БПБК) признали Яунджейкарса подозреваемым в подстрекательстве госслужащего к разглашению гостайны и в нарушение тайны корреспонденции. Если вина Яунджейкарса будет доказана, то ему как должностному лицу, которое было предупреждено о запрете распространения гостайны, грозит до пяти лет тюрьмы, принудительные работы или штраф до 200 минимальных зарплат.

Задержание и арест Яунджейкарса совпал с выходом в свет книги о латвийских спецслужбах "Другая кухня: под законной "крышей", которую написал коллектив авторов во главе с известным журналистом Лато Лапсай. На основе богатого документального материала она затрагивает тему вседозволенности, бесконтрольности и безнаказанности латвийских спецслужб, жертвой которых может стать любой житель Латвии.

Презентация книги состоялась в день задержания экс-министра. Верный своему принципу приглашать на презентацию героев новой книги Лапса пригласил и представителей латвийского антикоррупционного ведомства. "Мы спецслужбы пригласили, но, как можно прочесть в новостях, сегодня у них очередное "маски-шоу". В книге это очень подробно описано - как только у руководства БПБК появляются мнимые или реальные неприятности, или даже возможность неприятностей, то они используют свой универсальный метод и приходят в гости/ До сих пор это помогало", - отметил Лапса в интервью радио Baltkom.

В опубликованной 3 ноября порталом Delfi.lv статье "В БПБК повторится история airBaltic" Лапса также прокомментировал результаты работы конкурсной комиссии по отбору кандидата в руководители латвийского антикоррупционного ведомства. По мнению журналиста, комиссия остановила свой выбор на самом неподходящем кандидате, который не только не способен решить проблему коррупции в стране, но и не собирается решать ее в принципе. ИА Regnum публикует статью полностью: "Скажу коротко и ясно: в процессе избрания нового начальника Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией на наших глазах немного грустным и смешным образом повторяется история airBaltic.

Люди, принимающие решения, кажется, настолько устали и так счастливы, что освободились от противного Флика или Вилнитиса, что на какие-либо долгосрочные государственные решения они просто неспособны. И ведут они себя таким же образом. Они просто затыкают дыру чем-то попавшимся под руку. Неважно, как это называется, - Гаус или Стрельченок. Они надеются, что все будет хорошо. Но, конечно, хорошо не будет. И вот почему.

Дело в том, что избранный кандидат, которого сейчас в один голос прославляют конкурсная комиссия, Delna, директор Бюро защиты Сатверсме, учитывая его замечательные качества, очевидно, является не лучшим, а, возможно, самым паршивым кандидатом, если смотреть с точки зрения интересов латвийского государства, а не наших милых политиков и работников самого бюро.

Нам говорят, что "нет сведений о риске влияния". К тому же, это человек с твердой позицией и принципами. Но подумайте сами - как человек с твердой позицией удержался на достаточно ответственном посту в БПБК и при Лоскутове, и при Вилнитисе, и при Стрике? Пока человек с "твердым хребтом" просиживал штаны и получал зарплату, другие, например, во времена Вилнитиса, писали заявления и уходили.

Почему уходили? Как раз потому, что у них был какой-то "хребет", а принципы для них были важнее стабильных доходов. В отличие от нового начальника БПБК, который целиком и полностью от этих доходов зависит. Как минимум с 14 мая 2008 года, когда его супруга за 44 000 латов купила квартиру в Адажи (96 кв.м.), которая теперь заложена в банке за 84 000 латов при кредитной ставке 5,5%.

Человек с такими обязательствами, зарплата которого в БПБК в прошлом году "на руки" была не больше 700 латов в месяц, у которого есть жена и недавно родился ребенок, находится на таком ипотечном крючке, что никакие принципы в работе он просто не может себе позволить. Он будет делать все, что потребуется, чтобы сохранить свою личную финансовую стабильность. (Не будем говорить о том, хватит ли ему на все это официальной зарплаты).

Обладатель супертвердого хребта уже это доказал, прогибаясь под любую власть в бюро. Нам его нахваливают - мол, уже второй раз избран руководителем комиссии БПБК по этике, то есть имеет авторитет среди сотрудников. А слышал ли кто-нибудь о хотя бы одном работнике БПБК, на которого эта комиссия косо посмотрела?

Разумеется, нет. И все это значит, что, если конкурсной комиссии и политикам (и, конечно, Юте Стрике с ее компаньонами) нужен удобный руководитель БПБК, который всегда поклонится и сделает, что сказано, то найден подходящий кандидат. Но тогда не стоит трындеть, что этот человек сделает БПБК сильным, независимым и еще неизвестно каким. Не так ли?

Во-вторых, конкурсная комиссия без смущения говорит нам, что главный плюс нового кандидата - безупречная репутация. О`Кей, когда-то "Новое время" назначило членом совета Агентства приватизации садовника Мадарса Ласманиса, у которого тоже была безупречная репутация (ведь кольраби, с которыми он работал прежде, действительно не могли сказать ничего плохого). Правда, никаких государственных экономических знаний у него не было.

Но, в конце концов, Ласманис должен был заботиться только о такой мелочи как надзор за продажей госимущества - ничего более. Сейчас же речь идет об учреждении, имеющем огромные репрессивные полномочия. И нам говорят, что его главное качество, благодаря которому он был избран, это не стратегическое видение или хотя бы характерное для Стрике желание вырвать жало всем плохим парням, это просто - репутация.

Теперь в Латвии это главный признак, по которому избирается человек, который будет руководить и направлять предотвращение и борьбу с коррупцией, чтобы плохие парни толпами сажались за решетку, причем, чтобы это происходило законно, без "маски-шоу". Главное требование вовсе не в том, чтобы это был выдающийся, мыслящий по государственному и энергический человек. Главное, что он не сделал ничего плохого или его хотя бы не поймали. Боже...

Судя по первым высказываниям политиков, в БПБК будет так же, как в [национальной авиакомпании] airBaltic, где нашли какого-то руководителя (у себя на родине он провалился (под руководством Мартина Гаусса венгерская национальная авиакомпания Malev нарастила свои убытки - ИА Regnum), но это не беда) и деньгами налогоплательщиков хотя бы на время заткнули финансовую дыру, а вместо какой-либо стратегии там - лишь пустые фразы и тихая надежда "государственных мужей", что все будет хорошо. А если не будет, через годик посмотрим, что дальше, зато пока эта головная боль нас не беспокоит.

При начальнике с безупречной репутацией и гибким хребтом можно прогнозировать то же самое: хотя бы на годик "государственные мужи" освободятся от головной боли. Не будет никаких крупных конфликтов. Периодически ради поддержания имиджа будут устраиваться "маски-шоу". И всех нас иногда будут радовать "слитые" разговоры и так далее. В общем, БПБК будет успешно выполнять свою функцию по развлечению общества.

Через год государство обнаружит, что для дальнейшей работы airBaltic нужны новые десятки миллионов. Так же неизбежно, учитывая желание обладателя гибкого хребта воздержаться от каких-либо реформ в работе БПБК, возникнет вопрос без ответа: а где же эти обещанные результаты? Где "крупная рыба" за решеткой? Где посадки, как сказали бы в большой соседней стране.

Без серьезных изменений в БПБК их нет и быть не может. Одно дело - профессионально прослушивать разговоры, болтаться по городу с масками на рожах, обещать и обещать, и совсем другое - профессионально собрать доказательства, чтобы эти "посадки" стали реальностью. О том, какова эффективность работы нынешнего, нереформированного бюро, по-моему, красноречиво свидетельствуют одно конкретное событие.

Итак, в начале октября прошлого года на портале pietiek.com появились сведения, что германский Фонд Фридриха Наумана организовал для отечественного объединения "За хорошую Латвию" как минимум три предвыборных семинара. То есть, команда [экс-министра экономики и сообщения, бывшего вице-мэра Риги Айнара] Шлесерса получала иностранное финансирование, что закон категорически запрещает. И теперь посчитайте, сколько времени у вас ушло бы на расследование этого случая? Месяц? Два? Даже если бы вы пошли в Германию пешком за доказательствами, больше трех месяцев не получается, правда? У себя дома еще проще: быстренько прочистить шлесеровцев и все, да?

А вот высокопрофессиональному БПБК на исследование дела понадобился... хотите верьте, хотите нет, - целый год. Бюро объяснило это завораживающими словами: "В рамках проверки фактов, упомянутых в Вашем заявлении, была запрошена, получена и оценена информация от разных лиц, в том числе от иностранных организаций. На продолжительность получения информации повлияла продолжительность проверки в целом, поэтому для проведения проверки и предоставления ответа понадобилось больше времени...".

Так будет и впредь. Пока при выборе руководителя БПБК профессионализм, четкое осознание целей и способность продуманно и решительно действовать будут второстепенными качествами по сравнению с выдающейся репутацией и способностью прогнуться под любую власть, микельсонсы, олигархи и прочая "крупная рыба" могут спать совершенно спокойно".