Нефтяные запасы Азербайджана рассчитаны на 50 лет, а газовые - на 60 лет, начиная с текущего - 2011 года. Как заявила научный сотрудник Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Гюльмира Рзаева в интервью корреспонденту газеты "Третья Сила" Кямалу Али, таковы данные международных топливных компаний. По словам Рзаевой, в настоящее время в Азербайджане наблюдается пик нефтедобычи.

Готов ли Азербайджан жить в условиях завершения поставок нефти и газа на мировой рынок?, - поинтересовался журналист. Гюльмира Рзаева отметила, что в последнее время в Азербайджане думают об этом и принимают соответствующие меры. "Запущено несколько государственных программ по развитию секторов экономики, не связанных с нефтью. Развивается программа обеспечения продовольственной безопасности Азербайджана, спонсирования фермерских хозяйств, строительства туристических объектов, шоссейных дорог, скоростной железной дороги, аэропортов, школ и больниц, спортивных сооружений, IT, возобновляемой энергии. Возможно, сегодня не все из этого видно, хотя мы ездим по первоклассным шоссейным дорогам, а в регионах построено много больниц и школ. Но через несколько лет мы лучше и сильнее почувствуем преимущества развитой инфраструктуры", - считает эксперт.

"Если же говорить о сроках окончания добычи нефти и газа, то начнем с того, что Азербайджан имеет удобное географическое положение, а вокруг страны сложилась очень выгодная геополитическая ситуация. Азербайджан - не только экспортер нефти и газа, мы можем быть транзитной страной на пути экспорта гигантских объемов топливных ресурсов между Центральной Азией и Европой. Как известно, природных запасов в Центральной Азии намного больше, чем в Азербайджане. Туркменистан, к примеру, занимает 4-е место в мире по запасам газа. Если по азербайджанскому пути будут транспортироваться углеводороды из Центральной Азии, то наша страна останется очень важным игроком на европейском топливном рынке и важнейшей страной в регионе, получая от этого гигантскую прибыль", - продолжила Гюльмира Рзаева.

Отвечая на вопрос о ближайших планах Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR), она сказла, что компания в настоящее время находится в переговорном процессе с возможными покупателями в рамках проекта "Южный газовый коридор". "В то же время Госнефтекомпания определяет свой стратегический выбор между глобальными транспортными проектами ITGI, TAP и NABUCCO. Азербайджанская госкомпания выберет проект, предлагающий наиболее прибыльные и легкоосуществимые возможности экспорта топлива в Европу. Если для Европейского Союза NABUCCO остается самым важным и желанным, то Азербайджан свободен в выборе между проектами", считает она.

Комментируя влияние событий в арабских странах на топливную политику Азербайджана, Гюльмира Рзаева отметила, что страны Северной Африки были основными поставщиками топлива в Европу. "Объем поставок из арабских стран достигал 30%. Конечно, после того, что случилось, эти страны расцениваются в ЕС как ненадежные партнеры. В этих условиях выросло значение Азербайджана, гарантирующего надежный и долговременный экспорт нефтепродуктов в Европу и даже в Америку. Это обстоятельство может увеличить переговорные шансы азербайджанской стороны в общении с импортерами азербайджанских нефти и газа", - считает эксперт Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана.

Стоит отметить, что проект "Южный газовый коридор" предполагает коммуникационный обход территории России через Каспийское море. Для этого ЕС, Баку и Ашхабад обсуждают возможность строительства Транскаспийского газопровода, настаивая при этом, что вопрос прокладки газовой магистрали по дну Каспия может быть решен вне зависимости от негативной позиции России и Ирана. В Москве и Тегеране в свою очередь не согласны с такой постановкой, считая, что проект может угрожать экологии региона, а также указывая на неурегулированность вопроса статуса Каспийского моря. Еще одно государство каспийского бассейна - Казахстан - пока не спешит озвучивать свою позицию по данной проблеме, как полагают эксперты, рассчитывая в дальнейшем присоединиться к обходящему Россию экспортному маршруту.