Азербайджанские и армянские СМИ в последнее время часто обращаются к теме избрания Азербайджана непостоянным членом Совета Безопасности ООН. По понятным причинам и в силу 20-летнего противостояния некогда считающихся "братских республик" можно легко предположить - что будет приемлемо для одной стороны, то подлежит резкому отторжению другой.

Однако при более пристальном рассмотрении казалось бы диаметрально противоположных комментариев этого политического события можно выяснить любопытные закономерности, хотя бы по части наличия степени демократизации и плюрализма, если не каждого из государств, то, по крайней мере, наиболее политизированных слоев этих стран. То бишь, насколько широк и многообразен спектр экспертных оценок - как по отношению к официальной точке зрения каждой из сторон, так и в сравнении с "заочными" коллегами-оппонентами.

Для начала напомним. Как уже сообщало ИА REGNUM, в Генеральной Ассамблее ООН состоялось голосование по выборам последнего непостоянного члена Совета безопасности ООН на 2012-2013 гг. от восточноевропейских стран. На голосование были выдвинуты кандидатуры Словении и Азербайджана. В ходе первого раунда голосования 24 октября Азербайджан набрал 116 голосов, а Словения - 77. Поскольку ни одна из сторон не набрала необходимые 129 голосов, был назначен новый раунд голосования. Однако, как позже заявил министр иностранных дел Словении Самуэль Збогар, представляемая им страна отозвала свою кандидатуру. Таким образом, в ходе последнего голосования, оставшийся без конкурентов Азербайджан стал непостоянным членом Совета безопасности ООН. За Азербайджан проголосовали 155 стран, 24 страны воздержались, 13 по-прежнему проголосовали за снявшую свою кандидатуру Словению.

Как и следовало ожидать, радужный тон последующих выступлений по этому поводу с азербайджанской стороны предопределил заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева, который отметил, что избрание республики в Совет безопасности ООН является очень значимым историческим событием и поздравил азербайджанский народ с этой победой. "Кандидатуру Азербайджана поддержали 155 стран, которые, проявив доверие, избрали нас членом этой достойной структуры. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность всем странам, поверившим в нас, проявившим к нам доверие и большое уважение. Азербайджан будет служить идеалам этой организации, миру, безопасности, демократии, справедливости", - отмечается в заявлении, размещенном 25 октября на президентском сайте Алиева.

В полном соответствии с "табелью о рангах" заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов практически публично процитировал президентское выступление и по части "исторического события", и относительно "роста авторитета страны на международной арене". Однако при этом Гасанов расширил границы обсуждаемого вопроса до привычной пропагандистской эксплуатации темы как карабахского конфликта, так и проблемы беженцев, о которых глава государства в данном случае умолчал.

Впрочем, в тот же день, но уже выступая перед членами Кабинета министров, Алиев отметил и про захватническую политику Армении против Азербайджана, и про невозможность Еревана конкурировать с Баку на дипломатической арене. Напомнил он и про то, что "Армения отозвала свою кандидатуру очень тихо, чтобы об этом позоре не узнали много людей, много стран".

По словам же Гасанова, статус непостоянного члена в Совбезе ООН позволит Азербайджану в первую очередь внести в повестку вопрос территориальной целостности. "Территориальная целостность Азербайджана в течение многих лет не восстановлена, в стране более миллиона беженцев и вынужденных переселенцев. Невозможность возвращения этих людей в свои дома превратилась в основную проблему в международном масштабе. Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт при посредничестве Минской группы ОБСЕ так и остается нерешенным. Пользуясь двухлетним непостоянным членством в СБ ООН, Азербайджан потребует восстановления норм международного права", - отметил Гасанов, подчеркнув преимущества этого успеха для официального Баку.

Вряд ли можно предполагать, что подобное расширение комментного поля и "перестановка сигнальных флажков" произошли исключительно по личному почину завотделом администрации президента. Как бы то ни было, но в позиции официального Баку возникло некое противоречие, поскольку до этого оптимистичного прогноза глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, отвечая на вопросы западных журналистов в Нью-Йорке о том, может ли Баку использовать СБ ООН для обсуждений карабахского вопроса, дал отрицательный ответ. "Это зависит не только от нашего пожелания, а от Армении и стран-сопредседателей МГ ОБСЕ", - сказал Мамедъяров.

В этом же духе, но уже 29 октября высказался председатель партии "Айдынлар" Гуламгусейн Алибейли в интервью азербайджанскому изданию, который заметил, членство в СБ ООН может принести стране определенные политические дивиденды. "Естественно, будучи членом такой структуры, Азербайджан может высказывать отношение к протекающим в мире процессам с более высокой трибуны, участвовать в принятии тех или иных решений. Можно думать, что все проблемы Азербайджана таким образом решатся, но я против того, чтобы все связывать с этим событием", - отметил Алибейли. Он также добавил, что СБ ООН принимал несколько резолюций по урегулированию карабахского конфликта и поручил решение этого вопроса Минской группе ОБСЕ.

"Возвращение оккупированных Арменией земель не зависит только от Минской группы и Азербайджана. С этой точки зрения, не думаю, что избрание Азербайджана членом этой организации является тем фактором, который сможет оказать влияние на урегулирование нагорно-карабахского конфликта", - подчеркнул политик.

В целом же, за этими редкими исключениями, комментарии и мнения данному поводу пребывали в дискурсе высказываний, прозвучавших из президентского дворца - с императивным акцентированием карабахской проблемы. В частности, депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков заявил: "Избрание Азербайджана непостоянным членом Совбеза ООН - серьезное послание для Армении". Он отметил, что если Азербайджан поднимет в СБ ООН вопрос "оккупации Нагорного Карабаха Арменией, то получит большую поддержку, чем на предыдущих обсуждениях". Политолог выразил уверенность в резком росте протестов против захватнической политики Армении, что и отвечает интересам Азербайджана. "Нужно отметить и тот факт, что избрание Азербайджана непостоянным членом СБ ООН по-настоящему сильно расстроило Армению. Потому что они также выдвигали свою кандидатуру, но увидели, что не наберут и 10 голосов. Именно по этой причине они отозвали кандидатуру", - подчеркнул он.

По мнению депутат Милли Меджлиса Ганиры Пашаевой, это - дипломатическая победа, которая откроет перед Азербайджаном новые возможности. "Членство дает Азербайджану право непосредственно включать в повестку СБ ООН вопрос о нарушении территориальной целостности, дает Азербайджану возможность непосредственно выносить на повестку дня Совета вопрос о невыполнении резолюций, принятых СБ ООН. Тем самым Совет будет уделять больше внимания этому вопросу", - сказала депутат.

В свою очередь, исполнительный секретарь правящей партии "Ени Азербайджан", депутат Милли Меджлиса Али Ахмедов заявил об одной из грандиозныx побед азербайджанского государства и государственности. По его словам, эта победа показывает сильный рост роли, авторитета и значимости Азербайджана в мировом сообществе. "Азербайджан станет одной из передовых стран, борющихся с угрозами безопасности мира. То, что подвергшийся агрессии Азербайджан занял важное место в СБ ООН, положительно повлияет на борьбу с терроризмом во всем мире. Такой взлет позиции Азербайджана усилит и позицию страны в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, увеличит количество его сторонников, что в итоге приведет к справедливому решению конфликта", - заявил Ахмедов.

Свою солидарность оценкам и комментариям азербайджанских политиков и депутатов по этому поводу высказал также ведущий эксперт Фонда "Наследие" по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики Ариэль Коэн. Как он считает, избрание Азербайджана в Совбез ООН - заслуженное признание для страны, которая вновь обрела независимость и является уникальным примером моста между Востоком и Западом, Севером и Югом. "Азербайджан - страна, которая теперь станет гораздо более известна, внося вклад в вопросы предотвращения войны и обеспечения мира", - сказал Коэн. Он также добавил, что победа в голосовании, несмотря на все трудности, - большое достижение азербайджанской дипломатической команды во главе с министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым. "В жесткой борьбе азербайджанская дипломатия продемонстрировала, что достигла нового уровня развития", - заключил Коэн.

Самое парадоксальное, что даже спустя неделю и более того после избрания Азербайджана в Совбез ООН, ни само событие, так или иначе затрагивающее внешнеполитические интересы Армении, особенно с учетом того, что официальный Ереван 10 лет назад сам претендовал на это же место и именно на "вакантный период" 2012-2013 гг., ни хотя бы парад нелицеприятных оценок в адрес армянской дипломатии - все это не удостоилось адекватной оценки как президентского дворца, так отечественного МИД-а и других госструктур.

В отличие от официальных лиц и ведомств, которым вроде бы конституционно положено реагировать на то, что непосредственно связано с безопасностью государства и нации, для многих политологов и экспертов вопрос послужил темой для обсуждения. Кстати, проблема с "заговором молчания" по этому же вопросу возникает не в первый раз. В начале мая, например, как сообщили Trend в ООН, Армения отозвала свою кандидатуру на место непостоянного члена Совета безопасности ООН на 2012-2013 годы. Согласно источнику, учитывая тот факт, что Азербайджан также примет участие в этих выборах, "решение Армении, безусловно, расценивается как признание поражения".

Ереван не ответил на этот оскорбительный выпад, но в армянских СМИ появились сообщения о том, что Армения и не намеревалась бороться за место "под солнцем" СБ ООН. Новый "разоблачительный удар" последовал 21 мая, когда постоянный представитель Азербайджана при ООН, посол Акшин Мехтиев в интервью агентству АзерТАдж отметил, что сообщения СМИ Армении со ссылкой на официальные источники о том, "что якобы Армения не выдвигала свою кандидатуру на этих выборах и вообще, у нее не было таких намерений, противоречат фактам и вызывают только удивление". По словам дипломата, истина заключается в том, что "постоянный представитель Армении при ООН официально заявил, что Армения отзывает свою кандидатуру с выборов, проводимых в 2011 году, и выставляет на выборы, которые состоятся в 2031 году для избрания непостоянных членов Совета безопасности ООН на 2032-2033 гг.". То есть постпред Азербайджана громогласно уличил армянских дипломатов во лжи, но вновь все обошлось "втихую"- как для обвинителя, так и для обвиняемых.

Более того, постпред Азербайджана утверждал: "Безусловно, руководство Армении, осознавая, что ее попытки быть избранной в непостоянные члены Совета безопасности ООН потерпят фиаско, вынесло решение отозвать кандидатуру. Публикации в последние дни в армянской печати противоречивых материалов, преследуют цель скрыть от своего народа неудачи внешней политики официального Еревана".

Возможно, и есть доля истины в словах председателя армянской общественной организации "Европейская интеграция", политолога Карена Бекаряна, который заявил 30 октября в передаче телекомпании Еркир Медиа о том, что "при посредничестве Франции в европейском сообществе решили на голосовании в ООН совместно поддержать кандидатуру Словении". "Следовательно, попытка Армении выставить свою кандидатуру привела бы к серьезным проблемам внутри евросообщества, поскольку мы бы разделили голоса. Естественно, это было нецелесообразно", - отметил политолог. Возможно в этом скрыта и вся истина, однако, следовательно, все бонусы по точности политического анализа следует приписать квалификации аналитика, но никак не дипломатов, которые хранят гордое молчание, даже когда их обвиняют во лжи.

Но с той же уверенностью можно утверждать, что правомочна позиция эксперта фонда "Сивилитас" Татула Акопяна, который заявил:"Неправильно оценив ситуацию и сделав неправильные расчеты, Армения 3 месяца назад сняла свою кандидатуру в выборах, тем самым совершив грубую ошибку". При участии Армении в выборах, по его мнению, учитывая наличие конфликта между сторонами, не было бы дано предпочтение ни Азербайджану ни Армении, тем более, "что трое из постоянных членов Совбеза ООН являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ", занимающейся урегулированием нагорно-карабахского конфликта. Как утверждал Акопян, Армения, не стала бы непостоянным членом СБ ООН, но и Азербайджан лишился бы многих голосов. "В этом вопросе Армения, фактически, упустила из рук поддержку России", - отметил эксперт и констатировал - "а ведь Россия и Турция лоббировали интересы Азербайджана во время голосования, в то время, как Серж Саргсян находился с государственным визитом в России".

В целом солидарен с подобной оценкой отечественного внешнеполитического ведомства член-корреспондент НАН Армении, политолог Александр Манасян, который отметил, что "Анкара и Баку, как адепт турецкой дипломатии", в дипломатической войне с Арменией не жалеют сил и средств для достижения поставленной цели, в том числе и по занятию определенных ниш и трибун в международных структурах. Тогда как армянские дипломаты, по его словам, просто ленятся проявлять активность даже в проблемах стратегического значения.

Комментируя избрание Азербайджана в Совет Безопасности ООН, ученый-аналитик заметил, что азербайджанская дипломатия постарается максимально эффективно использовать эту трибуну в выгодном для себя свете, но возможно при этом попросту надоест своими заявлениями, чем и окончательно себя дискредитирует. "Однако не стоит пассивно ожидать подобного финала, поскольку отсутствие активности в некоторых вопросах может оказать стимулирующее воздействие на противника", - сказал Манасян.

Директор Центра региональных исследований, политолог Ричард Киракосян, в свою очередь, считает, что факт вступления Азербайджана в СБ должен стать уроком для Армении, которая должна быть не просто профессиональной в своей дипломатии и выступать в роли ответчика, но и инициативной. При этом политолог не видит опасности в избрании Азербайджана касательно карабахского процесса, так как Минская группа ОБСЕ, сопредседатели которой являются постоянными членами Созбеза ООН, не желают менять формат по урегулированию конфликта. "Пытаясь сфокусировать все внимание на карабахскую проблему в Совбезе ООН, Азербайджан проиграет. Баку имеет ограниченный политический капитал, и исчерпает все в попытках внести проблему в СБ, что ему, в конце концов, и не удастся сделать", - отметил Киракосян.

Как убежден руководитель Армянского центра стратегических и национальных исследований (АЦСНИ), политолог Манвел Саркисян, избрание Азербайджана должно стать для Армении значимым явлением, хотя бы по той простой причине, что это затрагивает карабахскую проблему. Руководитель АЦСНИ считает, что пропагандистский смысл имеет для официального Баку существенное значение, тогда как в позиции Армении по этому вопросу нет ясности и определенности. Для него совершенно непонятно, почему Армения пытается затушевать и не показывать свое присутствие на международной арене.

"Не знаю, может быть, в связи с этим событием еще последуют какие-то официальные заявления. Интересно будет посмотреть, как отреагируют власти нашей страны. Неужели непонятно, что на карабахский процесс может повлиять все. Даже то, что Азербайджан нашел еще одну площадку для пропаганды и агитации. В пропагандистской войне не придавать этому значение - неправильно. Конечно, это не самые ключевые моменты в карабахском процессе, но в любом вопросе касательно Нагорного Карабаха надо бороться до конца", - подчеркнул Саркисян.

Замдиректора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян полагает, что Армении вряд ли стоит опасаться каких-либо особых угроз в результате пребывания Азербайджана в составе СБ ООН, поскольку, даже без применения права вето, официальный Баку для принятия решения должен заручиться поддержкой двух третей от общего числа членов СБ. "В принципе, через 2 года в Азербайджане также поймут, что возможно для уязвленного самолюбия это была достаточно убедительная и приятная возможность, но в реальном плане у Азербайджана будет тот же самый итог, который есть сегодня. Что дал как Азербайджану, так и Турции достаточно широко разрекламированный ими же факт пребывания на посту председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Мевлюта Чавушоглу? Ничего, кроме нулевого и даже минусового результата, они не получили. С другой стороны, возможно, это и к лучшему, если энергия Азербайджана с военной риторики перейдет в некую политическую пропаганду в русле ООН", - указал Минасян.

"Да, возможно, это и результат дипломатического упущения Армении, нужно было вести активное антиазербайджанское лоббирование, но я не вижу в этом угрозы", - заявил на пресс-конференции 27 октября экс-замминистра обороны Армении, член Центрального управления Социал-демократической партии Гнчакян (СДПГ) Ваан Ширханян. Армянский политик выделил три основные направления внешней политики Армении: сохранение статус-кво в карабахском вопросе, отрицание установления каких-либо связей с Турцией до ее признания Геноцида армян и компенсации, и углубление союзнических отношений с Россией. "Слава Богу, выполнение всех трех задач сохраняется, так как в противном случае, даже нарушение одной из них станет угрозой для физического существования армянского государства", - заключил Ширханян.

Вероятно, после анализа выступлений и совершенно четко обозначившихся закономерностей, по крайней мере, в отношении армянской дипломатии, впору бы продолжить "молитвенный настрой" - Слава Господу, что в выполнении трех основных направлений внешней политики Армении участие МИД этой страны не стало доминирующим.

Гамлет Мкртчян - политический комментатор (Ереван)