Территории Санкт-Петербурга, на которых располагаются объекты промышленной архитектуры - потенциально привлекательны для инвесторов и должны войти в городскую среду при закрытии промышленных предприятий или выводе их с исторических территорий. Но ныне освоение этих территорий вызывает у архитекторов и градозащитников определенные опасения - их не просто сложно осваивать, сложно сохранить памятники при их перепрофилировании и приобретении ими новых функций. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM об этом сегодня, 1 ноября в ходе круглого стола "Новая жизнь в старых стенах", который состоялся на Петербургском культурном форуме в "Ленэкспо" доктор архитектуры Маргарита Штиглиц.

Какова должна быть мера коммерциализации памятников, какие преференции должны быть у бизнеса, который берется за эксплуатацию памятников - эти вопросы еще предстоит решить. "У компаний, осваивающих эти территории, есть лишь обременения, но нет налоговых льгот", - отметила Штиглиц.

Специалист КГИОП Валентина Лелина привела примеры сохранения и использования зданий-памятников промышленной архитектуры - башню "Водоканала" - ныне "Музей воды", бизнес-центр "Депо №1" на Варшавском вокзале, бывший литейный цех металлического завода - ныне бизнес-центр "Кондратьевский" и другие. Маргарита Штиглиц с тревогой отметила, что даже при перепрофилировании бывших заводских зданий нередко гибнут архивы, бесследно исчезают станки начала минувшего столетия, закрываются заводские музеи. В городе нет музея техники, а недавно данное губернатором Георгием Полтавченко поручение о создании в городе Политехнического музея (об этом губернатор написал в Твиттере - прим ИА REGNUM) не решит вопроса сохранения раритетной техники. Нужен музей старой техники или, по крайней мере, надо попытаться спасти то, что возможно спасти.

Маргарита Штиглиц отметила, что некоторые объекты промышленной архитектуры, создававшие неповторимый облик города, уже не вернуть. "Например, на Синопской набережной из трех труб старинной прядильной фабрики, которые в городе называли "Вера, Надежда, Любовь", "Веры" и "Надежды" уже нет, осталась только "Любовь", - сказала Штиглиц.

Вообще проблема сохранения старинных кирпичных труб затрагивалась на круглом столе не однажды. Валентина Лелина напомнила, что на заводе "Севкабель" (бывший "Сименс") есть даже тост за заводскую трубу, а на Александровском заводе говорят, что "вся жизнь крутится вокруг трубы". Евгений Подгорнов, автор проекта "Музея воды" и руководитель архитектурной студии ООО "Интерколумниум", напомнил, что сохранение кирпичных труб, которые не используются в технологическом цикле, еще до недавнего времени представляло сложность, так как кирпич разрушался, но теперь есть технология, но она достаточно сложна, и проще трубу снести.

Президент ГМЗ "Петергоф" Вадим Знаменов отметил, что зачастую уникальные объекты промышленной архитектуры используются лишь как элитное жилье для ограниченного круга людей, но он готов предложить проект, который был бы интересен широкому кругу людей и в то же время приносить доход.

Архитектор Рафаэль Даянов ( руководитель архитектурной мастерской "Литейная часть - 91") говорил о ряде "подводных камней" с которыми сталкиваются проектировщики, начинающие работать с объектами промышленной архитектуры и привел ряд примеров. Например, Даянов напомнил о проекте "Измайловская перспектива", когда просто "забыли" про Митрофаньевское кладбище, и про "экологическую бомбу", которая заложена под Конюшенным ведомством на Конюшенной площади, где в тридцатые год прошлого столетия располагался гараж НКВД, а теперь там земля пропитана бензином и использование территории затруднено. "Инвестору без помощи государства не потянуть многих проблем", - считает Даянов. Архитектор также отметил, что у него вызывает опасение состояние конструкций неиспользуемых объектов промышленной архитектуры.

Управляющий заводом "Красное знамя" (арх. Эрих Мендельсон, блестящий образец архитектуры конструктивизма) Игорь Бурдинский, сообщил, что уже привлек два иностранных архитектурных бюро, но еще не решил проблем ни с окончательным проектом, ни с инвестором и также считает, что "проекту необходимо дать статус городского и значимого". Представитель модного петербургского места "Лофт Проект Этажи" (бывший Смольнинский хлебозавод) Савелий Архипенко считает, что среди архитекторов, инвесторов, девелопенров и местного сообщества необходима пропаганда уникальности объектов промышленной архитектуры. Архипенко сообщил, что сейчас в "Лофт Проекте Этажи" готовится масштабная выставка, посвященная реновациям и приспособлению объектов промышленной архитектуры в Европе.

Все участники круглого стола считают, что в КГИОП необходимо возродить отдел промышленной архитектуры, что и было занесено в обращение участников круглого стола к городским властям.