Какими бы причинами ни объяснялась недавняя отставка мэра армянской столицы Карена Карапетяна, она свидетельствует, в первую очередь, о стремлении президента Армении Сержа Саргсяна консолидировать элиты и, в особенности, правящую Республиканскую партию Армении (РПА), которую он возглавляет, перед вступлением в парламентскую предвыборную. кампанию.

В этом свете знаковым обстоятельством выглядит выдвижение на пост мэра первого заместителя градоначальника Еревана, 37-летнего Тарона Маркаряна. Сделано это отнюдь не потому, что повышение чиновника на одну ступеньку является обыденным явлением в бюрократической иерархии. Мэр - не чиновник, это - политическая должность, и причины назначения могут быть поэтому исключительно политическими. В этой связи напомним, что сам Карен Карапетян никогда никаким городским хозяйством не занимался, долгие годы будучи руководителем концерна "АрмРосГазпром". Его назначение около года назад свидетельствовало о доверии президента Саргсяна к кадрам экс-президента Роберта Кочаряна, "человеком" которого считался Карапетян. Затем ситуация изменилась, Кочарян заявил о возможности своего возвращения в политику. Это привело к "разброду и шатаниям" как в проправительственной парламентской коалиции в целом, так и в рядах самих республиканцев - в частности. Стали муссироваться упорные слухи, якобы часть "старых" республиканцев, которые как бы "перешли по наследству" от Кочаряна к Саргсяну, вполне позитивно относятся к гипотетическому возвращению второго президента к власти, полагая не без оснований, что в этом случае они вряд и станут жертвой "кадрового обновления", готовящегося в недрах президентской администрации командой "молодых реформаторов". В этих условиях пребывание Карена Карапетяна на должности мэра столицы, от которого во многом зависят и организация, и, следовательно, результаты всех грядущих голосований, могло показаться довольно рискованным обстоятельством. К тому же у Карапетяна имеются определенные личные, а не зависящие от занимаемого поста, связи в политических и деловых кругах России. В условиях Армении это считается считается определенным "предвыборным ресурсом". Что еще более повышало риски, связанные с его дальнейшим пребыванием в должности.

Другое дело - Тарон Маркарян, который по определению является "твердокаменным" республиканцем, а кроме того - как бы символизирует своей фигурой "смычку" между старыми партийцами и "молодой порослью". В этой связи напомним, что Тарон Маркарян является сыном бывшего армянского премьер-министра Андраника Маркаряна. В советские годы Маркарян-старший был диссидентом, состоял в подпольной Национальной объединенной партии (НОП) и два года - с 1974 по 1976 - отбывал тюремное заключение за распространение антисоветской литературы. РПА, идейная наследница НОП, стала первой из зарегистрированных в независимой Армении партий (1992 г.). Андраник Маркарян, как "ветеран движения" уже год спустя был избран председателем совета РПА. После трагической гибели во время теракта в парламенте в 1999 г. лидера партии, премьер-министра Вазгена Саркисяна он не только возглавил партию, но уже через год занял также пост главы правительства, оставаясь на нем до самой своей смерти от инфаркта в 2007 году. Именно после этого премьер-министром и председателем РПА стал Серж Саргсян, которого связывали с предшественником крепкие деловые и дружеские связи.

Андраник Маркарян пользовался огромным авторитетом среди однопартийцев, что в немалой степени объяснялось также и его активным личным участием в боях в Карабахе в 1992-1994 гг. Кроме того, он весьма эффективно выполнял функцию балансира на внутриполитическом поле страны.

Отсвет его харизмы в определенной степени пал и на сына - Тарона, который, несмотря на молодость, несколько лет руководил одной из столичных общин (причем, по мнению многих жителей, руководил вполне успешно, был неплохим организатором и хозяйственником), а около года назад стал вице-мэром. Очередное повышение Тарона Маркаряна способно в какой-то степени примирить "старую гвардию" с планирующимися кадровыми новациями. "Монстрам РПА" как бы дают понять, что в результате такой преемственности поколений им оставляют "сильную руку" в верхах, на которую, при случае, можно будет опереться. В то же время лояльность нового мэра выше всяких подозрений - он если и будет временами колебаться, то, как говорилось в старом советском анекдоте, "исключительно вместе с линией партии".

Ануш Левонян - политический комментатор (Ереван)