Глава Минэкономики Латвии: Приватизации стратегических активов не будет

Рига, 1 ноября 2011, 10:52 — REGNUM  Задача руководства любой структуры - указывать направление и осуществлять контроль, считает новый министр экономики Латвии Даниэл Павлютс (ПРЗ). О том, как он сам видит эти направления Павлютс рассказал в эфире передачи "Действующие лица" Латвийского радио, сообщает сегодня, 31 октября, корреспондент ИА REGNUM.

"Если человек работает в госуправлении, а такой опыт у меня есть (я стал госсекретарем [министерства культуры] в возрасте 26 лет), то можно быстро приучиться к мышлению в широких масштабах, надо следить за взаимосвязями на разных уровнях - международном и местном. Такой шаг (пойти в министры экономики - ИА REGNUM) для меня логичен. Я себя в культуре не видел, потому и не остался пианистом. У меня достаточно разносторонние интересы, меня привлекала организационная работа, менеджмент и т.п. Я на руководящих должностях (в разных сферах и разных ролях) с 20 лет. А с тех пор, как я закончил Гарвард, у меня вся жизнь крутилась вокруг экономики. Я работал в Латвийской торгово-промышленной палате (ЛТПП), формировал позицию ЛТПП, которую та представляла обществу, правительству, нашим зарубежным партнерам - МВФ и т.д.", - начал Павлютс с того, что объяснил, почему он, выпускник Латвийской консерватории по классу фортепиано и магистр управления обществом по версии Правительственной школы Кеннеди Гарвардского университета, оказался в кресле главы Минэкономики

Одной из главных своих задач на посту министра Павлютс видит достижение баланса между идеями развития экономики, которые выдвигает бизнес, и взглядом на управление экономику, присущий госаппарату. "Задача министра - не быть лучшим экономистом и лучшим предпринимателем Латвии - я не являюсь ни тем, ни другим, а в том, чтобы собрать их за общим столом и договориться об общем направлении, куда мы идем", - сказал Павлютс.

Самую большую проблему Латвии министр видит в недостаточной внутренней эффективности, понимая под этим недостаточную конкурентоспособность и продуктивность латвийского бизнеса, нехватку знаний у отечественных предпринимателей, с одной стороны, и недостаточную эффективность госуправления - с другой. Зафиксированный статистикой рост экономики - это результат эффекта отскока, считает Павлютс.

"Мы ударились об пол и отскочили. Это результат сверхреагирования рынка. И правительство тоже не сидело сложа руки. Оно делало много правильных вещей. Но в то же время мы растем медленнее наших соседей при примерно одинаковых исходных данных. Конечно, наш контекст сложнее. Поэтому мы должны работать больше и умнее наших соседей. Мы обогнали их по показателю качества предпринимательской среды, но они не будут стоять на месте. Чтобы остаться на 21 месте по этому показателю, мы должны будем бежать очень быстро. Моя цель подняться еще выше и войти в топ-15", - сказал он.

Отвечая на вопрос ИА REGNUM, в чем заключается неэффективность госуправления, Павлютс отметил, что за два года проведения консолидации, т.е. снижения дефицита бюджета, самые очевидные недостатки госуправления устранены. "То, что меняется не так быстро - культура сотрудничества, общения, производительности госуправления, то здесь причина лежит в исторически сложившейся феодальной структуре госуправления, когда каждое министерство является отсеченной от целого вертикалью", - сказал министр, заверив, что постарается изменить такой традиционный подход. На вопрос, как этого добиться, Павлютс четкого ответа не дал, заметив лишь, что правительственная декларация впервые не выделяет сферы ответственности министерств, а разделена на 6 межведомственных блока. Придерживаться межотраслевого принципа в работе предполагается и на заседаниях правительства. В качестве примера Павлютс привел проблемы демографии и безработицы, затрагивающие разные отрасли госуправления. Он также выразил надежду на создание партнерских отношений с министерством финансов, без чего, по его словам, дальнейшие улучшения (в режиме налогов, например) просто невозможны.

По вопросу налогов, Павлютс сказал, что пониженные ставки НДС повышаться не будут и выразил надежду на то, что консолидация госбюджета на 2012 год - последняя. Он также считает, что консолидацию нужно проводить таким образом, чтобы способствовать экономическому росту, т.е. путем снижения административной нагрузки на бизнес. В частности, обдумываются меры стимулирования предпринимателей, чтобы заинтересовать их обучением и приемом на работу долговременных безработных, причем, не увеличивая при этом расходов и не снижая доходов казны. Предвыборное обещание ПРЗ о снижении налогов на рабочую силу окажется на повестке дня только после того, как будет решена проблема консолидации бюджета на 2012 год. "Резких изменений основных ставок налогов в 2012 году не будет. это обещание мы намерены исполнять", - заверил Павлютс.

"Мы будем поощрять (снимать препятствия для) предпринимателей, промышленников-производителей, которые работают здесь. Но также мы должны обеспечивать более привлекательную инвестиционную среду в Латвии. Главный метод - диалог с бизнесом на меж- и внутриотраслевом уровнях", - сказал министр. По его мнению, эра еврофондов подходит к концу. Больших денег уже не будет, а те, что будут, уже поделены. Денег маловато, но мы можем делать вещи, которые не требуют большого финансирования - процедуры, координация информации, тот же самый диалог. Но есть и проблемы, нуждающиеся в срочном лечении - уколах, как выразился министр. Это недостаточно быстрый по сравнению с соседями рост экономики и безработица, оставшаяся в наследство от кризиса.

Есть способы, позволяющие "культурно, нормально, понятно" поддерживать местный латвийский бизнес, не вступая в противоречие с теми международными конвенциями, которые подписала Латвия, считает министр. "Эти возможности я собираюсь использовать. Это будет одним из первых моих вопросов представителям отраслей: где они видят эти возможности?", - сказал Павлютс.

В то же время, приватизация объектов госсобственности стратегического характера, таких как ГАО Latvijas valsts mēži ("Латвийские государственные леса") и Latvenergo, включая каскад гидроэлектростанций на Даугаве, ожидать не следует. "Пугать народ не надо. Никто не собирается их трогать и открывать дебаты на эту тему", - сказал министр. Продажу других активов, например в сфере телекоммуникаций, по мнению Павлютса, обсуждать надо, но здесь все зависит от того, какую цену может государство. С другой стороны управление активами, которые принадлежат государству и самоуправлениям должно подчиняться единым стандартам, став более прозрачным. Он не исключает активизации лоббистов, недовольных переменами в этой сфере, но отступать не намерен: "Лишнее надо продавать, а тем, что остается - управлять хорошо, сконцентрировав управление этими активами в руках одного ведомства".

Отвечая на вопрос ИА REGNUM, следует ли Латвии стремиться в еврозону с учетом тех трудностей, с которыми та сталкивается, Павлютс заявил, что преодоление кризиса еврозоны сделает Европу сильнее в конкурентрной борьбе с США и стремительно развивающимся в супердержаву Китаем. Опасений рецессии в 2012 году он не разделяет.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail