"Нагорно-карабахский конфликт никогда не являлся территориальным спором между Азербайджаном и Арменией, как это часто пытается представить Баку, злоупотребляя текстами и толкованием четырех соответствующих резолюций Совета безопасности ООН от 1993 года. На самом деле, правовой аспект конфронтации лежит в основополагающем принципе равенства народов и права на свободу и самоопределение", - пишет американский аналитический журнал Foreign Policy Journal в материале под названием "Нагорно-Карабахская Республика: Первые 20 лет де-факто независимости".

В статье говорится, что и мирное обращение Нагорного Карабаха к Советскому правительству о воссоединении с Арменией и провозглашение независимости в 1991 году стали "примером стремления людей воспользоваться своим правом на самоопределение и управлять своей судьбой".

"Азербайджан ответил на это военной агрессией против народа Нагорного Карабаха, пользуясь при этом поддержкой афганских моджахедов и прочих сил, связанных с международными террористическими организациями, которые также воевали против этнических армян. В конце концов, Баку и определенным сторонникам Азербайджана не удалось завоевать Карабах, и тогда Баку вынужден был просить о прекращении огня, соглашение о чем было подписано в мае 1994 году Азербайджаном, Арменией и Нагорно-Карабахской республикой. Впоследствии, сопредседатели Минской группы ОБСЕ неоднократно заявляли, что Азербайджан нарушает провозглашенный режим прекращения огня", - отмечается в публикации.

"Так, представитель России в группе с 1992 по 1996 годы Владимир Казимиров много раз заявлял, что реваншистски настроенный Азербайджан всегда был ответственным за нарушение резолюций ООН, подрывая усилия международного сообщества по установлению мира в регионе", отмечается в статье.

Суть в том, пишет Foreign Policy Journal, что независимость Нагорно-Карабахской республики не имеет ничего общего с территориальной целостностью Азербайджана, который является правовым преемником независимой Азербайджанской Республики 1918-1920 годов, в состав которой Нагорный Карабах никогда не входил. "А для тех, кто отказывается принимать реалии в регионе, международное сообщество неоднократно подтверждало свое видение нагорно-карабахского урегулирования, которое основано на трех принципах международного права: право на самоопределение народов, территориальная целостность государств и отказ от применения или угроз применения силы", - пишет издание.

"Как бы то ни было, но Арцах (Нагорный Карабах) выжил, и с момента провозглашения независимости в 1991 году состоялся как свободное и демократическое государство с эффективным демократичным управлением, активным гражданским обществом и развивающейся рыночной экономикой", отмечается в статье. "Таким образом, в течение последнего десятилетия, Арцах, будучи лишенным международной финансовой помощи, за исключением ежегодной гуманитарной помощи Конгресса США, оказался в состоянии восстановить из руин свою экономику и инфраструктуру", - констатирует издание, отмечая, что "углубление демократических ценностей остается важной задачей для органов власти республики, которые были избраны путем голосования под контролем международных наблюдателей, оценивших выборы как свободные, демократические и прозрачные".