ИА REGNUM публикует поступивший 27 октября в редакцию текст выступления директора Института истории, государства и права Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, профессора Ильи Галинского на состоявшейся в Москве научной конференции "История новой России: 20 лет спустя (1991-2011)".

Цивилизационно-геополитические константы постсоветской приднестровской государственности и современные тенденции политического развития

Осмысливая механизм причинно-следственной связи, определивший образование постсоветской приднестровской государственности необходимо в первую очередь понять сложную диалектику взаимодействия субъективных и объективных факторов в ее становлении, соотношение цивилизационных и геополитических составляющих в развитии этого процесса.

Окидывая взглядом события последних двух столетий определивших судьбу Приднестровья, с неизбежностью приходишь к выводу, что эти столетия являются планомерным выражением одних и тех же мировоззренческих и геополитических констант: принадлежности Приднестровья к восточно-славянской православной цивилизации и перманентной геополитической ориентации его населения на "Русский Мир", неразрывной связи яприднестровского социума с Россией. Неслучайно многие историки и политологи именуют Приднестровье "Суворовской Землей", которой оно стало в 1792 г. после освобождения этой территории от османских завоевателей русскими войсками под командованием Александра Суворова.

Современное приднестровское государство собственно и создавалось волей своего народа для защиты на этой территории "Русского Мира", своих ментальных исторических ценностей, с последующим вхождением в политическое пространство новой России.

Когда в конце 80-х годов прошлого века хорошо организованные и политически активные националистические силы тогдашней Молдавской ССР начали "победное" шествие на пути к созданию национального государства Республики Молдова, одновременно пытаясь избавиться от всего советского, российского, русского, что по их мнению мешало самоопределению молдавского народа, население левобережных районов (Приднестровье), отдавая себе отчет и осознавая всю глубину возможного цивилизационного катаклизма в случае попадания в государственно-политическое поле нового национального государства, стремящегося к тому же к объединению с Румынией, воспользовалось своим суверенным правом на самоопределение и образование самостоятельного независимого государства.

Первые шаги по пути создания новой приднестровской государственности были чрезвычайно осторожными и выверенными. Проблема государственного строительства осложнялась тем, что Приднестровье, как правопреемник Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики, лишилось своей государственности в 1940 г. в ходе реализации Пакта Молотова-Риббентропа, когда в нарушение всех существующих законов СССР, УССР, МАССР, оно было объединено с не имеющей своей государственности Бессарабией и просуществовало 60 лет в составе союзной республики Молдавия как ее левобережная часть. Вновь воссоздать свою государственность, причем, на принципиально новой основе и в совершенно новых политических и геополитических условиях было задачей не просто сложной, а архисложной.

Ситуация осложнялась еще и тем, что воссоздавать свою государственность, реализовывать процесс государственного строительства приходилось в рамках разваливающегося Советского Союза, в ситуации когда союзный центр уже был не в состоянии справляться с центробежными тенденциями, понять и осмыслить складывающиеся новые государственно-политические реалии, в силу чего процесс образования Приднестровской Молдавской Республики был в его глазах чем-то незаконным и нелегитимным.

Тем не менее, опираясь на массовую поддержку приднестровского народа, используя совершенно новые формы народной инициативы в лице Объединенного Совета трудовых коллективов (ОСТК), Съездов депутатов всех уровней, института всенародных референдумов впервые в СССР в полной мере задействованного в Приднестровье, процесс создания приднестровского государства был успешно завершен. 2 сентября 1990 г. является датой рождения Приднестровской Молдавской Республики.

Необходимо уяснить, что данный государствообразующий процесс в Приднестровье осуществлялся в условиях жесткого противодействия тогдашних партийных структур. Однако массовое народное движение, стоящее в авангарде государственного строительства, сумело преодолеть партийное сопротивление, фактически отстранить от реальной власти местные аппараты коммунистической партии, заменив его властью народных самодеятельных органов Советов трудовых коллективов.

Разумеется, создавая свое государство в качестве вынужденной меры для защиты своих ценностей, своего будущего, сохранения на левобережье Днестра Русского мира, русского языка, российской духовности, приднестровский народ не помышлял о выходе из состава Советского Союза. Настоящими сепаратистами были, отнюдь не приднестровцы, не Приднестровская Молдавская Республика, а политический класс Республики Молдова, который грубейшим образом нарушил закон о выходе союзной республики Молдавия из СССР.

Первые годы государственного строительства в Приднестровье оказались самыми сложными и трудными. Катастрофически не хватало так необходимых строящемуся государству квалифицированных кадров-управленцев для нормального функционирования государственных учреждений разного профиля. Фактически с нуля следовало создавать жизнеспособный механизм государства, обустраивать общественную жизнь социума, обеспечивать нужды и потребности приднестровского населения. Процесс этот осложнялся непрекращающимися провокациями и силовыми акциями со стороны Республики Молдова, которые весной и летом 1992 г. переросли в полномасштабную военную агрессию против Приднестровской Молдавской Республики.

Однако, ощущая безоговорочную поддержку абсолютного большинства приднестровского населения, ориентируясь цивилизационно и геополитически на Россию, получая моральную и профессиональную поддержку со стороны различных политических и общественных сил Российской Федерации, приднестровский народ смог в тяжелейших условиях выстоять, отстоять свое молодое государство, более того, наполнить его новым содержанием и смыслом. По линии народной дипломатии, в целях получения действенной многосторонней помощи в организации и функционировании органов государственной власти Приднестровья, были установлены тесные контакты с различными российскими ведомствами, структурами и институтами, в том числе и на региональном уровне. Сотни и сотни приднестровских специалистов и управленцев смогли пройти повышение квалификации в соответствующих российских центрах, подтвердить профессиональную квалификацию, необходимую для деятельности в приднестровских государственных учреждениях различного уровня и направленности.

Огромная поддержка со стороны образовательных и научных учреждений России была оказана образовательной системе Приднестровья, которая функционировала на базе российских образовательных стандартов. В первую очередь, это касается Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, который фактически взял шефство над Приднестровским государственным университетом им. Т.Г. Шевченко, оказывая ему многостороннюю помощь кадрами, учебными материалами, методическим обеспечением учебного процесса, предоставляя необходимые ресурсы для повышения квалификации преподавателей и научных работников. В настоящее время вся образовательная система Приднестровья интегрирована в образовательную систему Российской Федерации. В рамках сотрудничества с российскими университетами, осуществляются десятки совместных образовательных программ, подписаны и эффективно реализуются около сотни договоров о сотрудничестве с ведущими университетами, научно-исследовательскими институтами и научными институтами Российской Академии Наук. Аттестаты о среднем образовании и дипломы о высшем образовании выдаваемые приднестровскими образовательными учреждениями официальными органами Российской Федерации признаются эквивалентными аттестатам и дипломам, выдаваемым средними и высшими учебными заведениями России.

Даже формирующаяся партийная система Приднестровской Молдавской Республики с самого начала была целиком ориентирована на политическую жизнь и партийную систему Российской Федерации, что проявилось в создании в Приднестровье политических партий, как филиалов партий, действовавших тогда в России: Демократической партии Приднестровья, Либерально-Демократической партии, Партии экономической свободы и др. Сегодняшняя партийная система Приднестровья также функционирует в тесном единстве с политическими партиями Российской Федерации, например, приднестровская партия "Обновление" заключила партийный союз с партией "Единая Россия", партия "Справедливая Республика" с партией "Справедливая Россия", Коммунистическая партия Приднестровья с Коммунистической партией Российской Федерации, Либерально-демократическая партия Приднестровья с ЛДПР.

Ориентация на Россию, российские цивилизационные константы, исторические традиции и ценности особенно значимо, в концентрированном виде, проявилась в принятой всенародным голосованием Конституции Приднестровской Молдавской Республики, которая заимствовала из Конституции РФ все основополагающие стержневые положения и максимы, чуть адаптировав их к специфике государственного устройства Приднестровья. Стремясь быть ближе к России, подготавливая правовую систему к будущей адаптации к правовой системе РФ, руководство Приднестровья инициировало процесс гармонизации приднестровского законодательства с законодательством Российской Федерации. Другими словами, все законы Приднестровской Молдавской Республики в максимальной степени стали приводиться в соответствие с действующими законами Российской Федерации. Они не унифицируются, а именно гармонизируются с учетом государственной специфики и различий унитарного и федеративного устройства двух государств. Делается это в соответствии с четко выраженной волей приднестровского народа на всенародном референдуме 2006 г., когда приднестровский народ подтвердил свой цивилизационный выбор и проголосовал (97,2%) за государственную независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее вхождение в состав Российской Федерации. Этот выбор приднестровского народа неоднократно подтверждался результатами периодически проводимых социологических исследований. Так, по результатам масштабного социологического исследования "Суверенитет Приднестровской Молдавской Республики в зеркале общественного мнения", проведенного приднестровским центром социальных и политических исследований "Перспектива", с 14 по 19 февраля 2011 г. на всей территории Приднестровья - 30,5% опрошенных приднестровцев высказались в поддержку курса на строительство исключительно независимого государства; 28,2% - на строительство самостоятельного государства в зоне влияния России; 24,5% - на включение Приднестровья в состав России; 4,55% - на включение Приднестровья в состав Украины и 8,3% готовы видеть Приднестровье в составе Республики Молдова.

Важным фактором "российскости" Приднестровья безусловно является и дислокация на ее территории российского военного контингента (остатков знаменитой 14-й армии генерала Александра Лебедя), оставшегося со времен Советского Союза, и присутствие в качестве гаранта мира на Днестре российских миротворцев, которых население Приднестровья воспринимает не как миротворцев другой страны, а как своих "отечественных" российских миротворцев. Не случайно очень часто в общественном восприятии Приднестровье идентифицируется как "маленькая Россия": русский язык, российская история, российская идентичность, православие, интернациональное обустройство общества, принадлежность к "Русскому Миру" и др.

Ныне, спустя 21 год с момента образования приднестровского государства, Приднестровская Молдавская Республика представляет собой полноценное, нормально функционирующее государство: действующая демократическая Конституция, эффективно функционирующие органы государственной власти и управления, собственная правовая система, периодически проводимые демократические выборы органов государственной власти, действенная система защиты прав и свобод человека, своя армия, своя денежная единица, эффективный контроль правопорядка и государственных границ. Все это - результат ясно выраженной воли приднестровского народа и реальной действенной помощи и поддержки со стороны множества общественных и политических сил, различных структур гражданского общества Российской Федерации. Несомненно, что постсоветская государственность Приднестровья не просто состоялась, а является одним из успешных примеров построения на постсоветском пространстве государства самим народом, исходя из его базовых ценностей, цивилизационной и геополитической ориентации на Россию. Чем принципиально отличается от соседнего государства Республики Молдова, которая реализует совершенно другой политический проект.

Важнейшей проблемой, с которой сталкивается Приднестровье на всем протяжении своего 21-летнего существования, является его международная непризнанность, в том числе и со стороны России. Непризнанность крайне негативно сказывается на поддержании жизнеспособности приднестровского государства, удовлетворении насущных потребностей его граждан, приводит к существенному оттоку самого трудоспособного и квалифицированного населения, в основном в Россию, в результате угрозы со стороны Республики Молдова и ее союзников население Приднестровской Молдавской Республики сократилось с 750 тысяч человек до 600 тысяч.

К сожалению, на протяжении всего постсоветского периода правящий российский политический класс постоянно декларирует неизменность поддержки территориальной целостности Республики Молдова в границах на 1 января 1990 г. с включением в нее территории Приднестровья. Несмотря на эту позицию, Россия изначальна оказывала и оказывает Приднестровской Молдавской Республике постоянную политическую, экономическую, дипломатическую поддержку, тем самым укрепляя ее жизнеспособность и государственные основы. Однако в самое последнее время, на наш взгляд, в официальной позиции Российской Федерации по приднестровскому вопросу произошли видимые изменения. Это стало очевидным после тиражирования официальными российскими представителями призывов к обязательному вхождению Приднестровья в состав Республики Молдова на условиях предоставления ему гарантированного специального статуса. Более того, этот вопрос все в большей степени становится вопросом некой совместной "озабоченности" Российской Федерации и Евросоюза, причем Россия все в большей степени высказывает, как нам представляется, не свое собственное мнение, а некое "консолидированное" мнение. В этом контексте "приднестровская проблема" все чаще становится одним из главных вопросов повестки дня всевозможных международных форумов с участием России. В последнее время, некоторые политологи, ссылаясь на известный Меморандум по молдавско-приднестровской проблематике Меркель-Медведева от 2010 г. даже говорят о формировании некоего "российско-германского консенсуса" по молдавско-приднестровскому урегулированию.

Создается впечатление, что в восприятии части российской правящей политической элиты независимое приднестровское государство, которое не просто цивилизационно и геополитически ориентировано на Россию, но и всеми силами стремится войти в состав России, является неким препятствием на пути Российской Федерации к перезагрузке отношений с Евросоюзом и США. Отражением такого восприятия Приднестровья за его пределами, стало часто употребляемое в журналистском дискурсе выражение "чемодан без ручки" применительно к Приднестровской Молдавской Республике - мол, Приднестровье для России - это "чемодан без ручки", его неудобно нести, вот поэтому Россия и пытается побыстрее от него избавится.

Однако, сегодняшние политические реалии демонстрируют нам, что так называемая перезагрузка отношений РФ с США и Евросоюзом явно пробуксовывает, заходит в тупик. США при активном участии стран Евросоюза продолжают свое геополитическое наступление на Восток, развертывая свою систему ПРО, несущую опасность российскому государству в странах, граничащих с Россией: Польше, Румынии, Турции, все жестче охватывают РФ, где "жесткой", а где "мягкой" силой. Географические соседи Приднестровья - Республика Молдова и Украина - все активнее заявляют себя как активные акторы, стремящиеся войти в Евросоюз и дистанцироваться от России, стать участниками системы безопасности НАТО.

А это означает, что единственно надежным и искренним союзником, геополитическим опорным пунктом России в этом важном юго-западном регионе СНГ, выступает именно Приднестровская Молдавская Республика. Президент Фонда "Русский" Леонид Шершнев, выступая на телеканале "КМ ТВ", очень четко выразил значение Приднестровья для современной России: "Безопасность Приднестровья и России тесно связаны. Рубеж, который удерживает Приднестровье - это рубеж безопасности России". В контексте изложенного становится очевидным, в силу каких обстоятельств президент Приднестровья Игорь Смирнов, официально предложил политическому руководству России разместить на территории Приднестровской Молдавской Республики ракетный комплекс "Искандер". Несомненно, как ответ на американское проникновение в этот важный геополитический регион.

В настоящее время усилия всех сторон молдавско-приднестровского урегулирования направлены на возобновление полноценного переговорного процесса в формате "5+2", где Российская Федерация выступает в качестве гаранта и посредника урегулирования. Иначе говоря, Россия должна гарантировать мир и справедливое урегулирование данного конфликта. Справедливость урегулирования, как это официально провозглашают российские представители в переговорном процессе - это равноправие Республики Молдова и Приднестровья в переговорном процессе. Вместе с тем, в последнее время предпринимаются попытки видоизменить сам смысл урегулирования. Упор в переговорном процессе усилиями РМ, ОБСЕ, США и Евросоюза делается на предоставлении Приднестровью особого защищенного статуса в составе унитарного государства Республики Молдова, против чего категорически выступает приднестровская сторона.

Конечной целью переговорного процесса, как это формулируют официальные представители Приднестровья, должно стать урегулирование молдавско-приднестровских отношений, разрешение конфликта между РМ и Приднестровьем, подписание Договора о нормализации отношений между двумя государствами. А в какой форме будут строить свои отношения Республика Молдова и Приднестровье - это уже собственно дело самих акторов: РМ и Приднестровья. В свое время представитель ОБСЕ в Республике Молдова Уильям Хилл, официально заявлял, что ОБСЕ примет любой выбор молдавского и приднестровского народов. Если это действительно так, и решить молдавско-приднестровский конфликт можно выявив и зафиксировав волю двух народов, следует инициировать проведение под эгидой ООН или ОБСЕ всенародного референдума, отдельно в Республике Молдова и в Приднестровской Молдавской Республике (как это было осуществлено в условиях разделенного Кипра: референдум в Республике Кипр и референдум в Турецкой Республике Северного Кипра) и по итогам этого референдума поставить окончательную точку в этом, тянущемся уже более двадцати лет, конфликте.

Выявленная в ходе референдума воля двух народов и будет положена в итоговое политическое решение. Мы уверены, что результаты легитимного референдума под международным контролем, в очередной раз послужат убедительным доказательством востребованности и обоснованности права приднестровского народа на образование своего независимого государства. Лишь после этого заключительного этапа Приднестровская Молдавская Республика сможет начать официальную процедуру присоединения, вхождения в состав Российской Федерации на правах ее субъекта.

И если, как заявил недавно премьер-министр Республики Молдова Влад Филат, национальной идеей Республики Молдова является евроинтеграция, вхождение РМ в Евросоюз, то национальной идеей приднестровского государства - Приднестровской Молдавской Республики - выступает ее полноценное воссоединение с материнской территорией - Российской Федерацией.