"По всей видимости, западные банки объявляли о прекращении сотрудничества с Белоруссией после того, как закрывали свои основные позиции (и позиции своих клиентов) по еврооблигациям. Для виду объясняя все ухудшением политической ситуации в Белоруссии", - заявил 27 октября корреспонденту ИА REGNUM эксперт bel.biz Владимир Артюгин, комментируя отказ ряда крупных западных банков от сотрудничества с Белоруссией.

Напомним, 26 октября британское издание "The Independent" сообщило о том, что "Deutsche Bank" и французский банк "BNP Paribas" отказались от дальнейшего сотрудничества с официальным Минском после обвинений правозащитных организаций в пособничестве массовым нарушениям прав человека в Белоруссии. В конце августа британский Royal Bank of Scotland (RBS) заявил о том, что по политическим причинам отказался от активного сотрудничества с властями Белоруссии.

По мнению белорусского экономиста, решения западных банков следует рассматривать в контексте деятельности лоббистских структур. Одна группировка лобби, стимулируемая белорусской прозападной оппозицией, противниками Александра Лукашенко, добивается ужесточения санкций в отношении официального Минска. Другая группа лоббистов - наоборот, стремится минимизировать давление на официальный Минск и, по возможности, улучшить имидж бессменного руководителя Белоруссии.

"То, что в Европе существует серьезное лобби по борьбе с "последним диктаторским режимом" в Белоруссии - ни для кого не секрет. Другое дело, что существует и серьезное лобби по сглаживанию последствий таких решений, - сказал Артюгин. - В политической сфере лобби по борьбе с "режимом Лукашенко" сделало достаточно много - те же политические санкции в отношении руководства Белоруссии. А вот в экономической сфере его возможности не так велики - до сих пор серьезных экономических санкций так и не принято".

Артюгин прокомментировал ситуацию с белорусскими евробондами, в которых представители западного бизнеса увидели, прежде всего, источник своих доходов, а не протянутую руку "последнего диктатора Европы". По мнению белорусского экономиста, данный пример прекрасно иллюстрирует принципы, которыми руководствуется бизнес-сообщество Запада: "Размещение евробондов в январе этого года, когда события декабря 2010 года были еще очень свежи, и участие в этом размещении всех трех западных банков, говорит о не слишком большой озабоченности нарушением прав в Белоруссии. И тут такая "принципиальность"!

"Дело, скорее всего, в интересе. В начале года доходность в 9% казалась участникам размещения достаточной, чтобы не замечать некоторые проблемы. Но ситуация вскоре изменилась: на смену политическим проблемам пришли экономические. Доходность белорусских евробондов значительно упала", - пояснил Артюгин.

"По неофициальной информации, белорусские финансовые власти уже с весны этого года начали выкуп своих облигаций. Причем для Белоруссии такая операция была в целом выгодной: цена покупки на вторичном рынке была ниже цены продажи на первичном рынке. До лета, когда ситуация с валютным балансом в стране была сложной, приходилось трудно, но как-то выкрутились, покупая валюту на БВФБ, да и не такие уж большие объемы приходилось выкупать. А уже с лета ситуация с валютным балансом в Белоруссии значительно улучшилась, и выкуп своих обязательств особых проблем уже не создавал", - продолжил белорусский экономист. По его мнению, западные банки хорошо рассчитали момент для объявления прекращения сотрудничества с Белоруссией - они сделали это после того, как минимизировали свои риски по еврооблигациям. Ухудшение политической ситуации в Белоруссии, полагает эксперт, не более чем предлог.

Комментируя перспективы сотрудничества европейских финансовых кругов с Белоруссией, Артюгин отметил: "По ставкам 14-16% осуществлять заимствования для любой страны не имеет смысла, поэтому новых размещений в ближайшее время точно не будет. А когда проблемы в экономике Белоруссии разрешатся, в том числе и с помощью МВФ, взаимовыгодное сотрудничество можно будет продолжить. Тем более что основной партнер Белоруссии по размещению евробондов - российский "Сбербанк" - сотрудничество с Белоруссией не прекращал. А имея такого партнера, разрешать проблемы на западных рынках не так уж и сложно. Главное, создать видимость, что все проблемы решены, а подписание нового договора с МВФ такую видимость создаст".

Как сообщало ИА REGNUM, в начале 2011 года Белоруссия приступила к размещению еврооблигаций на сумму около $1 млрд под 9% и сроком погашения в 2018 г. В качестве ведущих организаторов выпуска еврооблигаций выступили "BNP Paribas", "Deutsche Bank", "The Royal Bank of Scotland" (RBS) и российский "Сбербанк". Напомним, 25 октября Александр Лукашенко заявил о том, что пристальное внимание властей Белоруссии в ближайшее время будет обращено на работу коммерческих банков с иностранным, в том числе российским, капиталом. "Нынешняя ситуация - это лакмусовая бумажка во взаимоотношениях с банками, в т.ч. и с банками российскими, иностранными, - сказал Лукашенко. - Мы серьезно займемся коммерческими банками и очень аккуратно, рыночным образом, но попытаемся все-таки повернуть банки лицом к государству". Также напомним, что 9 сентября Александр Лукашенко заявил о неприемлемых политических требованиях МВФ - в частности, требовании освобождения политзаключенных. По его словам, МВФ "пудрит мозги" официальному Минску. Вскоре эксперты фонда опровергли наличие каких-либо политических требований к властям Белоруссии, но 20 октября председатель правления Национального банка Белоруссии Надежда Ермакова вновь заявила, что МВФ требует освобождения белорусских политзаключенных, что для представителей ряда стран, входящих в Совет директоров МВФ "важнее политика, а не экономика".