Политолог: Комплиментаризм поможет Армении избежать ревности и Москвы, и Брюсселя, и Вашингтона

Москва, 27 октября 2011, 00:01 — REGNUM  В своей внешней политике Армения вот уже 20 лет реализует то, что принято называть комплиментаризмом. При этом формат взаимоотношений Армении как с европейскими странами, так и с США, понятен и приемлем для Москвы. Возможно, у отдельных российских экспертов и ученых бывают принципы ревности в этом отношении, но, в целом, политическая элита России с пониманием относится к действиям официального Еревана. Об этом заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM замдиректора Института Кавказа, армянский политолог Сергей Минасян, комментируя точку зрения главного редактора ИА REGNUM Модеста Колерова относительно безрадостных перспектив интеграции Армении в евроатлантические структуры.

По словам Минасяна, Армения, являясь членом ОДКБ, имеет некий формат отношений с НАТО. "Соответственно, с тем же успехом Армения, правда, в не совсем близкой перспективе имеет возможность стать членом Европейского Союза, что также никоим образом не будет сказываться на его привилегированных и особых отношениях с Россией и с ОДКБ. Если же идея Евразийского союза даст свои плоды, то и с этой структурой Армения вполне может сотрудничать", - отметил политолог.

Как он полагает, для официальной Москвы представляет несомненный интерес "возможность и даже роскошь Армении, наряду с российскими отношениями на высоком уровне, выстраивать не менее хорошие взаимоотношения и с европейцами, и с американцами". "Естественно, при таком раскладе принципы ревности могут быть и в Москве, и в Брюсселе, и в Вашингтоне. Только не надо забывать, что люди, которые принимают решения и в Москве, и в Брюсселе, и в Вашингтоне. очень хорошо понимают позицию Еревана. Самое главное - Армения, в отличие от некоторых постсоветских стран, никогда не пыталась использовать свои партнерские отношения с одной стороной в ущерб другим. То есть Армения никогда не играла на противоречиях, и поэтому имеет в результате прагматическое восприятие и со стороны своих внешних партнеров", - пояснил Минасян.

Он указал, что о вступлении в Евросоюз как приоритетной и стратегической задаче внешней политики Армении было заявлено еще при президентстве Роберта Кочаряна, но и в настоящее время "более чем рано говорить о полноправном членстве". По утверждению эксперта, программа "Восточного партнерства", которая призвана интегрировать постсоветские и не только постсоветские страны из Европы, не предоставляет какого-либо статуса членства в ЕС. "Сейчас начались переговоры по так называемому ассоциированному членству Армении в ЕС, однако это абсолютно не обозначает, что страна, которая имеет или получит этот самый формат, обязательно станет членом Евросоюза", - подчеркнул Минасян.

Он отметил, что при успешном исходе переговоров ассоциированное членство сулит выгодные позиции для Армении по нескольким направлениям - облегчение визового режима, выход армянских товаров на европейский рынок, новый этап взаимоотношений со странами ЕС. "Это будет иметь важное значение в урегулировании региональных конфликтов. Очевидно, что это и карабахская проблематика, это и армяно-турецкие отношения, это и Южный Кавказ в целом", - сказал эксперт. Как он особо отметил, этот формат сотрудничества никоим образом не соприкасается и не перекрывает членство Армении в других международных структурах и военно-политических союзах.

Эксперт исключает возможность того, что ЕС сможет оказать силовое давление на Армению с целью ослабления ее позиций в карабахском вопросе, поскольку у международной европейской структуры очень мало собственных ресурсов. "Как показывает практика, в случае более серьезных, глобальных конфликтов ЕС не в состоянии что-либо сделать вне сотрудничества с НАТО и США. Однако те программы, которые они осуществляют, направлены либо на поддержание уже достигнутого перемирия, либо для применения превентивных мер. Соответственно, сотрудничество Армении с Евросоюзом в сфере безопасности связано, скажем так, с невоенной компонентой. И уж совершенно точно - не в ущерб членству Армении в ОДКБ", - пояснил Минасян. В качестве примера "невоенной компоненты" он указал на содействие европейских экспертов в работах по установке контрольно-пропускных пунктов на армяно-грузинской и армяно-иранской границах.

Как отметил эксперт, несмотря на то, что в настоящее время в Закавказье присутствует миссия европейских наблюдателей на границе Грузии с Абхазией и Южной Осетией, "этот формат стал возможным лишь в силу того, что ЕС смог договориться с Россией". "Грузия решила сыграть на противоречиях великих держав, и мы все стали свидетелями, как все это завершилось. Армения не станет так рисковать ", - заключил Минасян.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.