Что подразумевал Медведев, говоря о "принципиально новой системе коммуникации для Армении"?

Москва, 24 Октября 2011, 22:20 — REGNUM  В ходе встречи президентов России и Армении Дмитрия Медведева и Сержа Саргсяна в Москве в ходе государственного визита в Россию армянского руководителя, российский лидер сделал весьма примечательное заявление.

Медведев отметил, что Россия "понимает, насколько важны для наших армянских друзей проекты в сфере инфраструктуры: как реальной, так и виртуальной. Под реальной инфраструктурой я имею в виду железнодорожный транспорт, там целый ряд проектов реализуется, и сегодня в ходе переговоров они обсуждались, в том числе и возможные новые идеи, связанные с выходом из сложной ситуации, в которой в настоящий момент пребывает Армения. Мы надеемся, что совместными усилиями, включая и усилия некоторых третьих стран, мы сможем всё-таки добиться более современной и, может быть, даже принципиально новой системы коммуникаций для Армении".

Напомним, что в плане возможностей восстановления железнодорожного сообщения Армении с миром в последние годы публично муссируются лишь две идеи, которые трудно назвать новыми. Во-первых, речь идет о строительстве магистрали Армения-Иран, которая, по задумке, призвана связать порты Персидского залива с Черноморским побережьем Грузии. Однако это - крайне затратный проект, стоимость которого, по оценкам, может составить $5-6 млрд. И хотя в создании этого коммуникационного пути выражают заинтересованность Азиатский Банк Развития (АБР) и Китай, дальше разговоров и выделения небольших средств на создание технико-экономического обоснования речь пока не идет. И вряд ли в ближайшее время зайдет, учитывая известное состояние дел в мировой экономике, а также санкции против Ирана. По тем же причинам трудно предположить, что Москва готова всецело взять на себя финансирование проекта. К тому же строительство этой дороги потребует слишком долгого времени из-за большой сложности рельефа, необходимости преодоления многочисленных горных преград, возведения мостов и туннелей.

Второй вариант относится к возможности реанимации железнодорожной ветки Гюмри (Армения) - Карс (Турция), что дало бы возможность превратить Армению в одного из основных (если не самого главного) региональных железнодорожных транзитеров. Однако для этого необходимо деблокировать закрытую Анкарой с 1993 года армяно-турецкую границу. Как известно, несмотря на подписанные два года назад в Швейцарии протоколы, более известные под названием Цюрихских, - о нормализации двусторонних отношений и открытии границ, этого пока не произошло: турецкая сторона готова ратифицировать документы лишь после уступок армянской стороны в карабахском урегулировании, Ереван категорически отрицает подобный подход, считая данное требование не имеющим никакого отношения к армяно-турецкой нормализации.

Возможен, правда, и третий вариант: открытие железнодорожного движения через Абхазию. Некогда это был самый короткий путь, связывающий Ереван с Москвой. Но Абхазская железная дорога также бездействует с 1992 года из-за конфликта Сухума с Тбилиси. Армения неоднократно призывала реанимировать эту трассу, обещая всю возможную помощь в ее реконструкции после многих лет простоя. Но грузинско-абхазские противоречия не позволили осуществить эту идею. Трудно предположить, что в условиях известных отношений с Грузией президент Медведев мог иметь в виду именно такую перспективу.

Скорее всего, речь идет, все-таки, о возможностях деблокады армяно-турецкой границы. А это означает, что до конца года активность посредников Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху (Россия, США, Франция) будет лишь расти, поскольку, как показывает практика, оба этих процесса, пусть и косвенно, но взаимосвязаны. Кстати, завершив 24 октября свой очередной региональный визит, послы-сопредседатели Минской группы заявили, что в ноябре снова посетят стороны противостояния, включая, кстати, и непризнанную Нагорно-Карабахскую республику. Одновременно в ходе переговоров с Сержем Саргсяном президент Медведев специально подчеркнул, что Москва будет по-прежнему вести активную миротворческую политику, в том числе - и в плане организации трехсторонних встреч президентов Саргсяна и Ильхама Алиева под эгидой руководителя России. Тем самым было дано понять, что Кремль не собирается мириться с фактическим провалом последней такой встречи в Казани 24 июня нынешнего года и намерен "дожать" стороны конфликта, чтобы получить их подписи под проектом базовых принципов урегулирования, что даст возможность приступить и к подготовке всеобъемлющего мирного соглашения. Некоторые высказывания высокопоставленных представителей азербайджанской дипломатии о том, что Баку стремится к скорейшей разработке такого документа, свидетельствуют, что события развиваются именно в указанном направлении.

Трудно сказать, насколько удачной окажется очередная попытка Кремля, поскольку она потребует от сторон уступок, способных стать причиной внутренней дестабилизации и в Армении, и в Азербайджане. Причем в Армении - в первую очередь, поскольку не секрет, что в числе иных условий в проекте соглашения говорится о начале отвода армянских сил из районов вокруг Карабаха. Эта идея в Армении и НКР, мягко говоря, непопулярна. На фоне начинающейся предвыборной парламентской кампании такой шаг способен дать в руки оппозиции и попутчикам правящей Республиканской партии Армении (РПА) очень сильный козырь в борьбе за власть. Представляется, что эти обстоятельства в целом не являются секретом для Москвы. Поэтому Кремль, требуя от своего стратегического союзника, Еревана, определенных шагов в карабахском вопросе, должен одновременно гарантировать поддержание внутриполитической стабильности в стране. Без этого реализация любых "принципиально новых" транспортных конфигураций в регионе нереальна.

Ануш Левонян - политический комментатор (Ереван)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
22.01.17
Фийон: Россия — великая страна
NB!
22.01.17
Большая часть Абхазии осталась без электроэнергии
NB!
22.01.17
«Челси» легко одолел «Халл Сити» — 2:0
NB!
22.01.17
Условие пересмотра «закона Димы Яковлева» — ответственная позиция США
NB!
22.01.17
Коррупционный скандал в Эквадоре
NB!
22.01.17
Гризманн на последних минутах спас «Атлетико» от поражения
NB!
22.01.17
Впервые состоится татарская секция в рамках Рождественских чтений
NB!
22.01.17
The Daily Mail: Россия уничтожит британскую армию за сутки
NB!
22.01.17
Серж Саргсян: В закупке вооружений Армения не должна повторять Азербайджан
NB!
22.01.17
Новые «старые» документы ЦРУ: Как воевали против СССР
NB!
22.01.17
Трамп отреагировал на марши протеста в США
NB!
22.01.17
«Злука»: Западная Украина боится исходящего из Киева «русского мира»
NB!
22.01.17
Саакашвили обиделся на украинские СМИ за его фото «в кустах»
NB!
22.01.17
ЦСКА одержал уверенную победу над «Пястом»
NB!
22.01.17
Медведев: антироссийские санкции отменены не будут
NB!
22.01.17
«Ещё никогда армянская сторона не была так близка к своей цели по Карабаху»
NB!
22.01.17
СМИ: британская ядерная ракета Trident провалила испытание
NB!
22.01.17
Порошенко: Украина не откажется от Донбасса
NB!
22.01.17
Нагорный Карабах: Алиев не готов повторить «подвиг» Додона
NB!
22.01.17
Инаугурация Трампа: выиграно сражение, но не битва
NB!
22.01.17
Папа Римский: о Трампе судить преждевременно
NB!
22.01.17
Забытый, но открытый для всех путь к бессмертию