В мэрии Казани нашли очередной способ привлечь внимание к столице Татарстана. Градоначальник Ильсур Метшин отдал поручение начать "подготовку к празднованию 400-летия со дня прославления Казанской иконы Божией Матери", которое намечено на 2012 год.

Интересующиеся вопросом знают, что бренд "Казанской иконы Божией матери", о которой местные власти совсем недавно имели смутное представление, уже был однажды использован благоустроителями из команд экс-президента республики Минтимера Шаймиева и экс-мэра Казани Камиля Исхакова. В 2005 году был завершен стратегический проект под условным названием "Возвращение Казанской", позволивший заявить о себе на международной политической арене - выступить посредниками в переговорах между Московским патриархатом и Ватиканом.

Суть истории можно свести к оригинальной идее - использовать один из списков Казанской иконы Богородицы, попавший в результате долгих перипетий в ризницу к понтифику Иоанну-Павлу II, для поднятия реноме татарстанского руководства. Добиваясь аудиенций в Ватикане, Камиль Исхаков решал попутно еще одну задачу - повысить туристическую узнаваемость столицы Татарстана.

После долгих переговоров и просьб "вернуть икону на Родину", которые Татарстан по личной инициативе и без участия РПЦ вел с представителями Ватикана, папа согласился отдать драгоценный список. Правда, условием передачи этой поздней копии (которую в католическом мире объявили чудотворной, а в Казанской мэрии вообще старались выдать за оригинал), Иоанн Павел II назвал свой приезд в Россию. Это не устроило руководство РПЦ, категорически отказавшее в приеме, и в итоге икону вернули "просто так" - сначала в Москву, а потом в Казань.

21 июля 2005 года Казань посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который в присутствии республиканских и городских властей передал Казанской епархии список "в ознаменование 1000-летия города и 450-летия учреждения Казанской епархии". Перед этим казанским стратегам было поставлено условие: им следует возвратить РПЦ отнятый и полуразрушенный Казанский Богородицкий монастырь - место хранения первоначальной святыни (которая была обретена в 1579 году, а в 1904 году была украдена и сожжена в печке казанскими жуликами) и, по возможности, восстановить его.

Камиль Исхаков торжественно пообещал выполнить пожелание патриарха, однако, как сообщало ИА REGNUM, ничего из обещанного выполнено не было - монастырь так и не вернули церкви. И теперь, спустя шесть лет после передачи иконы, он по-прежнему находится в плачевном состоянии.

Таким образом, новое руководство Казани в лице Ильсура Метшина (которое периодически сетует на необходимость расплачиваться "по старым счетам") получило хорошую возможность поправить репутацию. Тем более, что под проект могут быть выделены немалые федеральные и республиканские средства. Понимая это, мэрия Казани объявила сегодня, что "обретенная в Казани икона остается главным символом одного из ключевых событий в российской истории", поэтому событие необходимо отметить.

Как сообщает пресс-служба, мэр Казани дал поручение в ближайшее время вместе с представителями Казанской епархии и Министерством культуры республики разработать "ряд предложений относительно празднования этой даты".

"400-летие прославления Казанской иконы Божией Матери при освобождении Москвы от поляков - это событие общенационального масштаба. Поскольку оно непосредственно связано с нашим городом, мы должны выработать свои предложения по участию в праздновании. Мы давно планируем создать паломнический центр, и у нас появился хороший повод обратить на это внимание федеральных властей и объединить все ресурсы внутри республики", - вполне конкретно пояснил свое видение перспектив Ильсур Метшин.

Принимая во внимание положение нынешнего епархиального руководства в лице архиепископа Анастасия (в епархии, кроме неудовлетворительного процесса окормления паствы, уже не удается гасить скандалы со священниками), можно предположить, что проект "Казанская-2" потребует от него хотя бы минимальной активности с возрождением Казанского Богородицкого монастыря. Либо, как это бывало до сих пор, вся инициатива, не говоря уже о материальных ценностях, будет записана в активы светской власти.