21 октября МИД Армении опроверг информацию, озвученную пресс-секретарем президента Грузии Мананой Манджгаладзе о готовящемся в первых числах ноября визите президента Армении в Тбилиси.

Отметим, Манджагалдзе анонсировала визит армянского президента как "значительное событие". Но, как заявил пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян, зарубежных визитов главы армянского государства в первой половине ноября не предусмотрено. Примечательно, что в первых же числах ноября в Тбилиси запланировано заседание Совета НАТО с участием генерального секретаря Альянса Андерса фог Расмуссена.

23 октября президент Армении отправился с государственным визитом в Москву, а в Ереване и Тбилиси остался вопрос - планировалась ли в реальности его поездка в Грузию сразу после Москвы и если да, то почему она отменена? Вопрос профпригодности Мананы Манджгаладзе, то есть ситуация, когда она официально озвучила ложную информацию, нами разбираться не будет в силу отсутствия в ней здравого смысла.

Первая версия, которая мгновенно возникла в армянском медийном поле - версия "демарша армянской стороны". Дело в том, что несколько дней назад грузинский президент в очередной раз решил поднять собственную самооценку за счет соседней Армении. Комментируя трагические последствия оползня в районе армяно-грузинской границы, Саакашвили весьма нелицеприятно отозвался об эффективности государственного аппарата Армении, что якобы и стало причиной гибели грузинских граждан. Мол, грузинские чиновники и спасатели в аналогичных ситуациях действуют куда эффективнее армян.

Грузинский президент и ранее комментировал внутренние дела Армении в достаточно фривольном стиле. В частности, он периодически критикует состояние армянской экономики, непосредственным образом связывая ситуацию с фактом тесной кооперации Армении с Россией. Официальный Ереван предпочитает игнорировать "камни в свой огород" от грузинского соседа. В случае с оползнем вместо жесткой реакции как минимум со стороны МИДа прозвучали оправдательные объяснения министра чрезвычайных ситуаций Армении Армена Ерицяна, который, почему-то, не поверил, что "Саакашвили мог такое сказать". Видимо, Ерицян не слышал ранние заявления грузинского президента об эффективности армянской экономики.

Есть и вторая версия. Армянская сторона решила на этот не прощать развязанной манеры Саакашвили и отменила визит президента в Тбилиси. Тем более, что перед госвизитом в Россию это в какой-то мере стало определенным позитивным для Москвы сигналом. Но эта версия крайне маловероятна, поскольку не укладывается в текущую внешнеполитическую конъюнктуру региона и просто традиции протокола. А вот рабочий визит в Тбилиси после государственного в Москву - точное с дипломатической точки зрения обозначение приоритетов Еревана.

Третья версия ведет обратно в Тбилиси. Могло случиться так, что грузинская сторона публично анонсировала визит армянского президента без согласования с Ереваном. Подобная информация могла изменить атмосферу визита Саргсяна в Москву, и поэтому была на корню опровергнута армянской стороной. Если принять ее за основу, то и грузинская сторона могла выпустить "утку", чтобы насолить армяно-российскому союзу. Не к тому ли заявление Сержа Саргсяна 23 октября в Москве: "Подчеркнуто теплый прием армянской делегации - свидетельство союзнических армяно-российских отношений и ответ тем, кто пытался или пытается вбить клин в отношения между двумя странами". Кому надо вбивать клин в армяно-российские отношения? Кроме Азербайджана, видимо, только Грузии и ее спонсорам. А если это была не "утка", то Ереван, очевидно, не планировал разглашать информацию о поездке в Грузию до визита в Москву, поэтому и опроверг ее от расстройства.

В любом случае, визит Сержа Саргсяна в Тбилиси не состоится и если верна хотя бы одна их этих трех версий, то Ереван, наконец, посылает внятный сигнал своим грузинским партнерам - что не собирается становиться на уровень подмастерья и тупо копировать "путь Грузии" и ее "реформы". Как справедливо отмечает ереванская газета "Лрагир", "грузинским властям все еще кажется, что они находятся на Кавказе в привилегированном положении, что предоставляют для Запада большую ценность. Это - опасное и чреватое своими возможными последствиями заблуждение. Саакашвили стоит пошире взглянуть на армянский фактор в регионе и быть аккуратнее в отношениях с Арменией. Эффективность внутренних реформ грузинского президента, мягко говоря, еще не достигла такого международного масштаба, чтобы эта страна могла играть в отношении Армении роль судьи". Данная мысль верна при любой версии, даже самой невероятной, в частности той, что Манана Манджгаладзе просто соврала. Тогда нет и уверенности в ее словах относительно проведения в Тбилиси заседания Совета НАТО.