Визит Хиллари Клинтон в Таджикистан, поиски пути мира в Афганистане, новый интеграционный проект Путина, Пентагон увеличивает закупки товаров в Центральной Азии, половина малых ГЭС в Таджикистане не работают, а Иран намерен закупать воду в Таджикистане, запрет на прием чиновниками на работу близких родственников, где есть голод, там нет места морали - основные темы еженедельных изданий Таджикистана

Политика

"Азия плюс" под заголовком "Третий визит американского госсекретаря" пишет, что визит Хиллари Клинтон стал третьим по счёту в таджикско-американских отношениях посещением республики руководителем американского внешнеполитического ведомства. "Не будет лишним подчеркнуть, что американские госсекретари посещали Таджикистан в рубежное, если так можно выразиться, время как для Таджикистана, так и для самих США. Первый подобный визит состоялся в феврале 1992 г. Тогда Джеймс Бейкер, руководитель госдепартамента США в администрации президента Джорджа Буша-отца, прибыл в Душанбе в очень непростое для Таджикистана время. Как известно, республика вступила в независимость, пребывая в глубочайшем политическом кризисе. Она была расколота ожесточенной борьбой за власть, вспыхнувшей ещё в феврале 1990 г. и постоянно набиравшей обороты на фоне развивавшегося процесса деградации общесоюзного государства. Тогдашний президент Таджикистана Рахмон Набиев рассчитывал на поддержку США. В условиях, когда новые демократические власти в Москве практически не скрывали своей сильной антипатии к нему, именно диверсификация этих отношений объективно могла стать одним из важнейших факторов обеспечения устойчивости его власти... Важным рубежом в развитии таджикско-американских отношений стал 2005 г. В этом году в результате "тюльпановой" революции с политического олимпа Кыргызстана был низвергнут Аскар Акаев. С тех пор и по настоящее время эта республика пребывает в состоянии перманентной напряжённости. В том же году в Узбекистане имели место известные андижанские события. В этих условиях состоявшийся 13 октября 2005 г., второй в истории таджикско-американских отношений визит госсекретаря США Кондолизы Райс, объективно был направлен на поддержание достигнутого уровня отношений между двумя странами и предотвращения воздействия на них негативных последствий неудачного переноса эксперимента с цветными революциями на центральноазиатскую почву. Визиты К. Райс в Таджикистан и другие страны региона, а также визиты министра обороны США Дональда Рамсфельда и других высокопоставленных американских чиновников позволили тем, кто принимал решения в Вашингтоне, прийти к выводу, что национальным интересам США в большей степени отвечает не продвижение в центральноазиатских странах демократии по "разноцветным" сценариям, а содействие поддержанию в них стабильности. По крайней мере, до тех пор, пока они ведут свою не очень успешную "борьбу с международным терроризмом" в Афганистане. Визит Х.Клинтон в Душанбе прошёл в непростое для США и администрации Барака Обамы время. Страна сталкивается с трудностями, порождёнными и порождаемыми нынешним глобальным финансово-экономическим кризисом. Одновременно она всё больше и больше вязнет в афганской трясине... Не будь избыточной вовлеченности США и их западных союзников в Афганистане, а затем и в Ираке, вряд ли Россия, их потенциальный конкурент в мире, сумела бы столь быстро при В.Путине преодолеть хаос 90-х годов, упрочить свою государственность и вернуться на международную арену в качестве политически сильной державы, способной защищать свои интересы и оказывать влияние на ход событий в мире. Более того, в сложившихся ныне реальных условиях сама возможность американцев и их союзников вообще предпринимать что-либо серьезное в Афганистане зависит, во многом, от благосклонного отношения России, через территорию и воздушное пространство которой осуществляется немалая часть логистической поддержки сил западной коалиции, к их планам и действиям".

Как заявил "Азия плюс" эксперт Рустам Хайдаров, визит Клинтон в Таджикистан и Узбекистан означает, что у США возникли серьезные проблемы в Афганистане. По мнению эксперта, США нуждаются в понимании и поддержке со стороны стран-соседей Афганистана. Визит такой особо важной персоны, как Хиллари Клинтон, свидетельствует о высокой значимости этой поездки для политического руководства США. "Во время переговоров в странах Центральной Азии, как я считаю, будут обсуждаться как тактические цели и задачи США в регионе, как, к примеру, транспортировка грузов по северному маршруту, так и стратегические цели США, как дислоцирование военных баз США в странах Центральной Азии после их частичного вывода из Афганистана", - считает политолог. По мнению Хайдарова, США в Центральной Азии начали разыгрывать афганскую карту. "Сейчас в этой игре участвуют США, Таджикистан и Узбекистан. Выйти из этой игры Таджикистан и Узбекистан могут как победителями, так и проигравшими. Все зависит от того, насколько грамотно воспользуется политическое руководство РТ и РУ сложившейся ситуацией", - подчеркивает эксперт. США, по его словам, уже ведут переговоры по этому поводу с Узбекистаном. "Опыт взаимодействия США и Узбекистана в прошлом показывает, что США и Узбекистан будут торговаться. В обмен на размещение войск США в Узбекистане, политическое руководство этой страны может потребовать, во-первых, поставки современного вооружения для армии Узбекистана, которое они уже получают", - убежден таджикский политолог. Он считает, что США, чтобы не поддаваться политическому давлению руководства Узбекистана по региональным проблемам, должны иметь альтернативу, которой является Таджикистан. "Поэтому Клинтон сначала посещает Таджикистан, для того чтобы иметь на руках дополнительные политические козыри на трудных переговорах с Узбекистаном", - говорит Хайдаров.

Главной непубличной целью визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в Центральноазиатский регион является обсуждение вопроса о размещении американских военных объектов на территориях Таджикистана и Узбекистана по мере перемещения американского военного контингента на север Афганистана и частичного его вывода. Такое мнение в интервью "Азия плюс" высказал один из видных экспертов по Центральной Азии и Афганистану, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской Академии наук Александр Князев. Он убежден, что сегодня США хочет прочно закрепиться в ЦА, и стратегической задачей американской региональной политики является создание сети своих военных объектов в странах региона. "США решили в целом перенести основную мощь своего военного присутствия в регионе севернее. Вот с целью выполнения этой задачи и происходит постепенная передислокация войск в Афганистане. Также следует ожидать, что США будут добиваться открытия новых военных объектов, баз в каких-либо республиках Центральной Азии. Самые вероятные кандидаты на размещение на их территории объектов США - Таджикистан и Киргизия", - считает эксперт. По его мнению, Центральная Азия для США - стратегически крайне важный регион. "Ведь отсюда Соединенные Штаты могут сдерживать сразу три крупные державы - Китай, Россию и Иран. При этом основная цель, скорее всего, это все же именно Китай. Россия уже не тот конкурент для Вашингтона, - считает Князев. - Если говорить конкретно по поводу того, какие "точки" на карте представляют большой интерес для США - это расположенный на границе Таджикистана и Китая Мургаб, это великолепное место для размещения пункта радиоразведки, чтобы "простреливать" очень большую территорию Китая". "В Таджикистане, помимо Мургаба, США заинтересованы в аэродроме "Айни", - поясняет эксперт. Александр Князев считает, что, скорее всего, это будут не полноценные военные базы, а объекты военной инфраструктуры, которые в любое время будут готовы принять большое количество солдат и вооружений. Князев считает, что в ходе своего визита в Таджикистан, намеченного на конец этой недели, Хиллари Клинтон может сделать таджикскому руководству предложение, "от которого в Душанбе не смогут отказаться в условиях неопределенности российской политики, отстраненности Китая от всего, что напрямую не связано с их экономическими интересами".

Пентагон увеличит закупки товаров и услуг у центральноазиатских компаний, чтобы сократить расходы, пишет EurasiaNet. "Пентагон решил активнее подключать к работе центрально-азиатские компании, расширив спектр использования региональных грузоперевозчиков на дальние расстояния и производителей продуктов питания в процессе осуществления поставок для войск, сражающихся в Афганистане. По словам чиновников в Вашингтоне, новые деловые возможности благотворно скажутся на экономиках стран региона. В июле представители вооруженных сил США инициировали региональную тендерную программу Центрального командования Surface Tender CENTCOM Region. Задачей программы является закупка грузов для американских баз в Афганистане на территории стран Центральной Азии и Закавказья. Проект призван активизировать перевозки по так называемой Северной сети поставок - сети железнодорожных, воздушных и автомобильных путей, соединяющих Западную Европу с Афганистаном. Объявив о том, что большая часть товаров будет приобретаться непосредственно в Кыргызстане, представители Пентагона охарактеризовали программу как "одно из наиважнейших предприятий на территории данного региона". Только на пути следования между Кыргызстаном и Афганистаном лежит Таджикистан. Вашингтон давно сетует, что американские подрядчики раздувают цены на свои услуги по подрядам для Афганистана. На взгляд политиков и стратегов США, программа Центрального командования поможет сэкономить средства. Об этом говорится во внутренней записке военного ведомства от 26 апреля 2011 года, с которым Центральное командование разрешило ознакомиться EurasiaNet.org. В этом документе говорится, что американские подрядчики работают на основе "раздутых расценок на транспортные перевозки, превышающих коммерческие рыночные цены", привлекая в качестве субподрядчиков местные компании. В октябре 2010 года по северному маршруту в Афганистан перевозилось 30 процентов всех грузов невоенного назначения. К концу 2011 года Пентагон надеется довести этот показатель до 75 процентов.

Появившаяся 3 октября в газете "Известия" статья российского Премьера В.В.Путина "Новый интеграционный проект для Евразии: будущее, которое рождается сегодня", наделала много шума, как в мировых экспертных кругах, так и СМИ. Как пишет "Бизнес и политика", "почему так обеспокоились этой статьей наши доморощенные и зарубежные скептики? Просто дело в том, что за идеей Евразийского союза стоят вполне узнаваемые контуры Евразийского Проекта, разработанного в 1998-2001 гг. российскими неоевразийцами. Не вдаваясь в подробности этого цельного и объемистого плана объединения Евразии и выстраивания на основе этого нового миропорядка, упомяну только, что он включает несколько уровней интеграции вокруг России, первый из которых начнется с создания мощного геополитического блока, территориально совпадающего с СССР. Что же до всего этого Таджикистану? Первое и главное - Таджикистан во всех формах евразийской интеграции последние двадцать лет играл заметную и вполне определенную роль последовательного проводника идеи использования экономического, культурного и научного потенциала распавшегося Советского Союза. Именно Республика Таджикистан первая откликалась на любые интеграционные инициативы, как в регионе, так и в СНГ в целом. Это не удивительно: для страны это был реальный шанс выхода из транспортного тупика и экономической блокады, которую регулярно устраивал для неё северный сосед. Тем более, в условиях обострения военно-политической обстановки, последующей за выводом к 2014 г. американских войск из Афганистана, любые формы евразийского сотрудничества будут спасительны в первую очередь для среднеазиатских государств. Американские планы создания новых интеграционных структур вокруг "брошенного" ими Афганистана, сулят окружающим странам "постоянную головную боль" за неблагополучного соседа, выраженную не только в постоянном участии в тлеющем военном конфликте по новому американскому сценарию, но и отвлечение на это гигантских материальных ресурсов - классический образчик претворения теории "управляемого хаоса" созданного высоколобыми интеллектуалами Пентагона и Браунского университета! Если такой путь и есть "европейский выбор" некоторых стран СНГ, то остается только посочувствовать их гражданам... Именно создание Евразийского союза, эффективная интеграция - это и есть тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе страны Евразии - колыбели человечества, - способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания!"

Таджикские СМИ обсуждают тему возможности создания партии трудовых мигрантов. Председатель Общероссийского общественного движения "Таджикские трудовые мигранты" Каромат Шарипов в интервью "Озодагон" относительно планов лидера ПИВТ Мухиддина Кабири усилить деятельность партии среди трудовых мигрантов заявил, "лично я к Мухиддину Кабири, и как к политику, и как к человеку, отношусь с большим уважением. Мне импонирует его интеллигентность. И программа ПИВТ вполне демократична. В ней предусмотрено разделение властей, создание условий для гласности, свободы вероисповедания и прессы. Но сегодня Партия исламского возрождения имеет только два места в парламенте. Этот факт говорит о том, что партия не пользуется большим авторитетом у народа, поэтому не может конкурировать с правящей НДПТ. Я же, как человек, на протяжении 10 лет занимающийся судьбой таджикских мигрантов в России, убежден, что их судьбу необходимо решать на государственном, республиканском уровне и обязательно в конструктивном диалоге с принимающей стороной - Россией. Интересы трудовых мигрантов в парламенте должны лоббировать сами мигранты, а не профессиональные политики, правительственные чиновники, ученые, банкиры, судьи, муниципальные служащие и т.п. Как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Когда я говорю о создании политической партии трудовых мигрантов, то я имею в виду ее создание на территории республики. И состоять партия должна из граждан Таджикистана, имеющих опыт пребывания в миграции. Из тех, кто "на своей шкуре" испытал все трудности и подводные течения жизни на чужбине. Я уверен, что партия наберет достаточное число сторонников и получит значительное число мест в парламенте. Инициатором создания партии мигрантов был я, но я не претендую на лидерство в данной партии. Речь может идти о тесном сотрудничестве Движения и этой партии... Сейчас на территории Российской Федерации в качестве мигрантов, в число которых входят и иностранные студенты, временно проживают более 2 миллионов граждан Таджикистана. Нельзя подавлять их гражданскую активность и лишать их права избирать и быть избранными в парламент республики... Сегодня интересы Общероссийского общественного движения "Таджикские трудовые мигранты" и интересы бывших или потенциальных мигрантов, граждан Таджикистана, совпадают. Поэтому решено провести съезд в два этапа: выездной съезд мигрантов в РФ - в его работе примут участие мигранты, находящиеся на территории РФ, - затем съезд продолжит свою работу в Таджикистане, где и будут избираться руководящие органы партии. Регистрироваться политическая партия мигрантов должна в Министерстве юстиции Таджикистана. Предвыборная кампания должна проходить как в республике, так и в России. Необходимо обеспечить возможность всем мигрантам проголосовать на предстоящих парламентских и президентских выборах. Таковы наши планы".

Политолог Иззат Аман на страницах "Азия плюс" под заголовком "Популизм и мигрантофобия" пишет, что депутат из "Справедливой России" перенимает эстафету ЛДПР. Эксперт предлагает объявить Семена Багдасарова персоной нон грата. "Раньше эта тема была козырной картой партий с националистическими идеологиями, таких, как - ЛДПР Жириновского, Национал-большевистская партия Лимонова, партия "Родина" Дмитрия Рогозина и т.д. Сегодня эстафету переняли такие респектабельные, на первый взгляд, партии, как "Единая Россия" и ее "дочка" - "Справедливая Россия". Ну, если считать угрозы главного стратега "Единороссов" в Государственной думе Бориса Грызлова о введении визового режима с Таджикистаном нормальными, то постоянные вопли депутата "Справросса" Семена Багдасарова о том, что мигранты угрожают национальной безопасности страны, кажутся не совсем понятными... Но по каким-то причинам, мы и сами не знаем, по каким, депутат-популист среди других стран - экспортеров рабочей силы больше всего почему-то недолюбливает Таджикистан. Видимо, ему мало было того, что он совершил, находясь на таджикско-афганской территории в период с 1993 по 1996 годы. Хотя ведущий Первого канала и член Общественной палаты Максим Шевченко в одном из своих интервью напомнил ему о его деяниях, совершенных в те годы. Прав был Максим, когда сказал депутату, что "таджики Вас запомнили". Да, господин депутат, таджики Вас помнят и не забыли. Совершенно очевидно, что с каждым годом Россия теряет свое влияние и авторитет в странах Центральной Азии, и её место стараются занять другие государства. Одной из причин этого являются заявления подобных лжепатриотов. Со своей стороны, хотел бы предложить правительству Таджикистана объявить Семена Багдасарова персоной нон грата, запретить ему, а также всем тем депутатам, которые постоянно настаивают на введении визового режима, въезд на территорию нашей страны. Именно с помощью таких мер, я думаю, мы и впредь можем защищать честь и достоинство своей страны и мигрантов".

Эксперты "Наджот" обсуждают заявление российского посла в Таджикистане о наличии центра в этой стране, который дает указание "фас" для начала антироссийской кампании в СМИ. Как заявил Абдугани Мамадазимов, "когда человек болен, он не должен обижаться на врача. А в таджикско-российских отношениях явно видны симптомы болезни. Поэтому мы стараемся установить причины этой болезни и улучшить наши отношения. И могу опровергнуть мнение уважаемого посла и заявляю, что в Таджикистане нет антироссийского "центра". Просто политологи стараются сказать правду. И когда мы говорим о национальных интересах, естественно, что это не всегда совпадает с интересами России". Парвиз Муллоджонов считает, что "каждый раз, когда Таджикистан делает определенные шаги в сторону Запада и Востока, Россия эмоционально начинает комментировать эти действия таджикских властей. Так было, когда принимали и Закон "о государственном языке". Поэтому, считаю, что российский посол просто преувеличил проблему. Хотя между Россией и Таджикистаном имеются определенные проблемы, но не в таком объеме, как пытается представить Юрий Попов".

В канун 20-летия Независимости Таджикистана 201-я российская военная база передала представителям Минобороны последнюю партию бронетехники, полностью выполнив свои обязательства в рамках Соглашения о военном сотрудничестве между Россией Таджикистаном от 2005 года. Однако, как пишет "Азия плюс", в последнее время в некоторых СМИ нередко говорится о неполном выполнении Россией своих обязательств. При этом авторы тщательно стараются преуменьшить влияние партнерских отношений между Россией и Таджикистаном в сфере развития энергетической инфраструктуры РТ, народно-хозяйственного комплекса, трудовой миграции, развития профессионального образования, а также инвестиций в социально-экономическую сферу, упрекая российскую сторону в отсутствии конструктивности и проявлении политической "негибкости". Отдельные претензии адресованы России также в сфере военного сотрудничества, и прежде всего, касаются они 201-й военной базы Министерства обороны РФ, присутствие которой в Таджикистане даже западные политики и независимые эксперты считают гарантом мира и стабильности в Центрально-Азиатском регионе в целом и в самой республике. И в этом вопросе сознательно умалчивается, что Российская Федерация, несмотря на наличие собственных внутренних нерешенных вопросов в Вооруженных Силах, находящихся в процессе реформирования, продолжает твердо выполнять Соглашение с Таджикистаном, подписанное между странами в октябре 2005 г. В рамках этого Соглашения и согласно Федеральному закону "О ратификации Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Республики Таджикистан о составе и организационно-штатной структуре Российской военной базы на территории РТ" 201-я военная база с 2005 года ежегодно осуществляла безвозмездную передачу вооружения и военной техники таджикской стороне. Так, начиная с 2005 г. по 2010 г. российская сторона передала Таджикистан 317 единиц бронетанкового вооружения, 256 единиц ракетно-артиллерийского вооружения, 275 автомобильной техники, 13.882 стрелкового оружия и средств ближнего боя (СББ) и сотни другой боевой техники. Учитывая отсутствие собственных производственных мощностей для производства вооружения и военной техники, а также нестабильную внутреннюю обстановку и наличие "неспокойных" государств-соседей, помощь, оказываемая Российской Федерацией Таджикистану в военной сфере, является более серьезным подспорьем, нежели тренинги и конференции других партнеров.

"Таджикская сторона, особенно подразделения АКН и пограничные войска Республики Таджикистан профессионально, ответственно и успешно ведут борьбу против незаконного оборота и контрабанды наркотических средств, особенно на границе". Как пишет "Тоджикистон", об этом заявил журналистам в Душанбе заместитель министра внутренних дел Афганистана генерал-полковник Бозмухаммад Ахмади. "Он подчеркнул, что однако сегодня существуют сложности в отсутствие совместных и скоординированных действие двух сторон на границе, а также отсутствие обмена информации между афганскими и таджикскими силовыми структурами. Но совместными усилиями стороны намерены устранить эти сложности. Также заместитель главы МВД Афганистана подверг критике высказывания о неспособности Таджикистана противостоять наркоугрозам, приведя в пример десятки тонн изъятых наркотических веществ. "В течение двух дней я посетил все государственные участки госграницы и изучил обстановку, таджикские пограничники сами сумеют охранять государственную границу, но другие государства и страны имеют возможности оказать им техническую помощь, физическую охрану госграницы таджикские пограничники осуществляют на профессиональном уровне", - подчеркнул Б.Ахмади. Он добавил, что в течение 30-летней войны Афганистан превратился в страну, которая производит самое большое количество наркотиков в мире. Однако в течение последних десяти лет, с момента создания нового государства, страна достигла определенных успехов. "В частности мы прекратили производство наркотиков в 20 областях Афганистана. В настоящее время наркотики производятся только в 9 областях, которые также являются нестабильными в общественно-политическом плане. Но учитывая тот факт, что Бадахшан является горным и труднодоступным участком, преступные элементы именно через эти провинции осуществляют переправку наркотиков в Таджикистан. Мы в ближайшее время в провинции Бадахшан откроем представительство полиции по борьбе с наркотиками, что значительно будет препятствовать наркотрафику", - подытожил Б.Ахмади.

Эксперт газеты "Миллат" считает, что Таджикистану необходимо наладить связи со всеми политическими силами в Афганистане, и в том числе, с Талибами. "Еще не известно, кто в итоге придет к власти в Кабуле. Мы должны быть готовы к любому варианту. А потому необходимо уже иметь связи со всеми политическими силами. И ни в коем случае не оказывать поддержку одной из сторон, при этом выступая против другой. Что касается талибов, то мы должны настаивать на том, чтобы они начали переговорный процесс по достижению мира с центральными властями. Мы должны придерживаться такой линии, что все, что происходит в Афганистане, это дело афганцев, их война - их личное дело, мирный процесс также должен быть делом самих афганцев. Единственное, что мы можем им советовать, так это то, чтобы было поменьше войны и побольше мира".

Экономика

Депутаты нижней палаты таджикского парламента разработали новый проект закона "Об энергетике", который предусматривает создание специальной комиссии по установлению тарифов на электроэнергию и теплоснабжение. Об этом газете "Бизнес и политика" сообщил депутат нижней палаты таджикского парламента Шоди Шабдолов. "По его словам, на разработку данного законопроекта, в котором учтен опыт разных стран, в частности, Индии, Молдовы, Украины, Европы при установлении тарифов на услуги по теплоснабжению, ушло полтора года. "Не может одно государственное учреждение производить и продавать электроэнергию потребителям по своему усмотрению. Во многих странах, именно специальная комиссия изучает все материалы и научно доказывает реальную стоимость электричества и теплоснабжения для потребителей", - пояснил Шабдолов. Он считает, что создание такой комиссии в Таджикистане необходимо с учетом социально-экономической ситуации в стране. "Почему население, половина которого живет за чертой бедности должно платить по 9 дирам за киловатт электроэнергии, когда отдельно взятое предприятие платит гораздо меньше", - задался вопросом депутат. "Кроме того, данный законопроект затрагивает вопросы реструктуризации отрасли, в частности, ГЭС, ЛЭП, а также инвестиционные проекты сферы энергетики. Таким образом, себестоимость электро- и теплоснабжения будет изучаться, начиная с ГЭС, транспортировки, в частности, через ЛЭП", - отметил он. Депутат также отметил, что в "правительстве республики немало противников создания спецкомиссии. "Однако до 15 ноября время еще есть и мы намерены доказать правительству республики необходимость создания такой комиссии. Отступать мы не намерены" - резюмировал он.

Более половины построенных в Таджикистане малых ГЭС не работает, сообщает "Фараж". Двадцать три новых малых гидроэлектростанций общей мощностью 7 тыс. кВт построено за девять месяцев этого года в Таджикистане. Как сообщает министерство энергетики и промышленности РТ, данные объекты мощностью от 15 до 4,3 тыс. кВт обеспечивают электроэнергией 1,9 тыс. домохозяйств и 15 административных зданий. По словам источника, посредством финансирования правительства республики, Исламского банка развития, правительства Германии и ОАХК "Барки тоджик", а также отечественных инвесторов, продолжается возведение еще 14 малых ГЭС, общая мощность которых составит свыше 3,5 тыс. кВт. В Минэнергопроме отметили, что за годы независимости в республике построено 258 малых ГЭС общей мощностью более 22,8 тыс. кВт. Между тем, как сообщил информированный источник, более половины построенных в республике малых ГЭС сегодня не действует. "Проблема в том, что многие недобросовестные люди, получив гранты от международных организаций, устанавливают устаревшее, изношенное оборудование, которое быстро выходит из строя. В Гарме даже построили малую ГЭС за счет гранта одной международной организации в ущелье, где нет воды", - сказал депутат.

Иран изучает проект по переброске воды из Таджикистана, сообщает "Авеста". "Реализация проекта по переброске воды из Таджикистана в Иран позволит в значительной мере решить проблему нехватки водных ресурсов в провинциях Хурасан, Систан и Белуджистан и Кирман. Об этом в ходе своей поездки в провинцию Кирман заявил глава планово-бюджетной комиссии меджлиса Исламского совета Абдуллахи. По его словам, первоначальное изучение проекта уже завершено, и в случае его утверждения будет предпринят очень важный и серьезный шаг. Он сообщил, что в проекте предусматривается переброска из Таджикистана в Иран до 30 млрд. куб. м воды. Ученые Таджикистана считают, что от рационального использования водных ресурсов Таджикистана выгоду могут получить все страны региона, в том числе и Иран. Профессор Яраш Пулодов отметил, если Иран заинтересован в рациональном использовании водных ресурсов РТ, то это выгодно не только Таджикистану, но и Афганистану и Ирану. "Официальное руководство Таджикистана неоднократно выступало с предложением о создании международного консорциума по использованию водных ресурсов Сарезского озера, где накопилось более 17 млрд. кубокилометров чистой пресной воды. Этот объем, при реализации очень хорошо продуманного проекта, позволит обеспечить на десятилетия чистой питьевой водой более 40 млн.. жителей региона", - считает Пулодов. По мнению профессора, использование воды Сарезского озера снизит риск техногенной катастрофы, решатся экологические и экономические аспекты вопроса, поскольку можно будет рассмотреть возможность возведения ГЭС на озере Сарез.

"Азия плюс" сообщает, что Всемирный Банк обнародовал данные свежего глобального обзора "Ведение Бизнеса 2012", который ежегодно оценивает бизнес-среду в 183 странах мира на основании ряда показателей таких, как регистрация бизнеса, налогообложение, защита прав инвесторов, прочее. "Нам дали 147 позицию и сказали, что мы на пять позиций поднялись, тогда как в 2011 году мы были на 139 месте??? Вы что-нибудь понимаете здесь? Я нет. После уточнения с рядом местных экспертов, оказывалось что в течении года, ВБ ввел новый индикатор (доступ к электричеству) и ретроактивно (т.е. задним числом) понизил нас до 152 позиции. Пересчет сделали по-тихому, никому не сказав, а наши чиновники весь год до сегодняшнего дня ходили с высоко поднятой головой, и гордились, что Таджикистан в десятке реформаторов. А вот нет, оказывается. Такого рода "медвежья услуга" вполне может привести к демотивации государства и нежелании далее проводить реформы бизнес-среды для галочки и высокого места в рейтинге Всемирного Банка. Кажется, имеется очень мало пользы от данного индекса "Ведение Бизнеса", который не имеет ничего общего с реальной ситуацией, с бизнес-климатом и уровнем инвестиций в экономике. Даже наоборот, индекс ВБ растет, а уровень частных инвестиций к ВВП уверенно падает. Например, в 2006 году у нас было 5% частных инвестиций к ВВП, а индекс ВБ оставался на 186 месте. В 2011 году нам дали 139 место, а частные инвестиции упали до 1,6% к ВВП. Многие эксперты отмечают, что методология ВБ крайне противоречива и непоследовательна, постоянно меняется. ВБ как правило отмечает успехи страны в части правовых реформ и нового законодательства, в то время как практики правоприменения и мнения самого бизнеса учитываются далеко необъективно. Многие эксперты также считают, что по некоторым индикаторам данные неверные, искаженные, не соответствующие практике и законодательству. Наши таджикские эксперты в течение последних трех лет поднимали вопрос о коррекции данных по Таджикистану. Всемирный Банк доказывал, что коррекция невозможна. В то же время мы видим, что оказывается это возможно, но только для самого Банка. Таким образом, сложно не согласиться с мнением таджикских экспертов о том, что Индекс Всемирного Банка по Ведению Бизнеса это просто фикция и игра. Только эта игра приводит к тому, что государство решает прекращать проведение реформ, поскольку усилия государства остаются не увиденными и не отмеченными. В данной ситуации просто необходима срочная реакция именно Госкоминвеста, Секретариата Консультативного Совета, аппарата Президента и его советников. Нужно обоснованное и отрезвляющее письмо в ВБ. Конечно, обидно за державу, но и реформы-то пошли на бумаге, если быть до конца объективными".

Высокие цены на хлопок-волокно и благоприятные условия способствовали выполнению обязательства по сбору хлопка в Таджикистане. Об этом, как пишет "Народная газета", заявил академик Академии Наук Таджикистана Нуриддин Каюмов. По его словам, цены на хлопок на мировых биржах в связи с дефицитом данной сельхозпродукции начали расти еще два года назад. "Этот факт стимулировал дехкан, для которых выращивание хлопка до этого было убыточным занятием", - отметил Каюмов. "Другой фактор - погодные условия. Такую погоду мы наблюдали в 1981 году, когда в республике объем производства хлопка достиг более 1 млн. тонн. Сбор такого объема хлопка останется в истории Таджикистана, и повторить тот рекорд теперь уже невозможно, поскольку отрасль нуждается в кардинальной реформе", - считает академик. По его мнению, реформы должны коснуться от соблюдения агротехнических норм, вплоть до заработных плат сборщиков. "При соблюдении всех агротехнических норм объем производства данной продукции можно довести до 32 центнеров с гектара. Чтобы достичь таких показателей, нужно приобрести современную сельхозтехнику, обеспечить дехкан минеральными удобрениями, и главное, стимулировать дехкан (сборщиков) материально", - подчеркнул Каюмов. "Последние годы были сданы в эксплуатацию несколько прядильных фабрик, но они не способны переработать весь хлопок, производимый в стране до конечной продукции. Кроме того, в том, чтобы программа осталась не реализованной, заинтересованы, те, кто вовлечен в хлопковый бизнес", - уверен ученый.

Пенсионеров в Таджикистане за месяц стало меньше на 3 тыс. человек. Как сообщает "Авеста", сумма выплат пенсий и пособий за девять месяцев текущего года в Таджикистане составила около 602 млн. сомони (более $134,3 млн.). По данным Агентства по статистике страны, сумма средств, профинансированных государственным агентством по социальному страхованию и пенсиям министерства труда и социальной защиты населения страны в отчетный период, с учетом остатка начала года (более 20,4 млн. сом) составила более 593,1 млн. сомони. Численность пенсионеров по состоянию на первое октября текущего года составила более 547,2 тыс. человек (без численности работающих пенсионеров). По состоянию на 1 сентября по данным статистики, в Таджикистане насчитывалось 550,3 тыс. пенсионеров. То есть за месяц численность пенсионеров уменьшилась на 3 тыс. человек. Размер минимальной пенсии в Таджикистане составляет 80 сомони (около $17), тогда, как мешок 50-килограммовой муки стоит в среднем 130 сомони (чуть более $27).

Общество

Депутаты решили запретить чиновникам принимать на работу близких родственников. Эксперты "Азия плюс" не уверены, что это хоть как-то поможет бороться с коррупцией в стране, где кресла и влияние уже давно и четко поделены. "По словам директора Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией Фаттоха Саидова, принятие данных поправок вызвано растущим в обществе недовольством по поводу "распространения местничества, кумовства и непотизма в государственных структурах". Рахматилло Зойиров, лидер Социал-демократической партии Таджикистана, говорит, что проблема не в принятии или непринятии поправок, а в том, будет ли работать сам механизм. "Его можно обойти, - считает он. - Руководители министерств и ведомств на взаимовыгодной основе "трудоустроят" своих родственников, и к этому невозможно будет придраться. И это, кстати, будет еще страшнее, потому, что это будет уже не семейный клан, а срастание кланов. Другими словами, по мнению политика, если в стране "не будет вестись контроль над рычагами и механизмами работы закона, парламента. "Кумовство и семейственность - явление очень распространенное в министерствах и ведомствах Таджикистана. Думаю, внесенные поправки могут как-то приостановить эту нездоровую тенденцию. Но не нужно забывать, что это последняя и крайняя мера, - в то же время говорит политолог. - Человек, давно погрязший в коррупции и кумовстве, вряд ли так просто откажется от власти". Политолог Абдугани Мамадазимов полагает, что изменить ситуацию к лучшему не могут ни принятые поправки в Закон, ни сама структура, которая призвана бороться с коррупцией. - Во-первых, как может бороться с коррупцией ведомство, в котором работает всего пятьсот человек? Во-вторых, судя по исследованию Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана, проведенному в этом году, Агентство само является одним из лидеров по коррумпированности, - говорит Мамадазимов. - Изменить ситуацию может только политическая воля руководства страны. Вот когда один или два самых известных и "уважаемых" коррупционера-министра будут привлечены к судебной ответственности, тогда и начнется новый этап".

Эксперт Наби Юсупов в беседе с таджикской службой "Свободы" заявил: "мы слышим лишь поверхностную информацию - "раскрыто Н-ое количество дел на Н-ую сумму". Такая статистика не отражает всю полноту картины борьбы с коррупцией и не убеждает в её эффективности. Нет конкретных фамилий, перечня украденного, и не показано, насколько адекватно наказание. При этом мы видим, что благосостояние чиновников растёт, а взятки за поступление в наши вузы уже исчисляются в десятках тысяч долларов. Коррупция - это порождение системы управления. А как система может бороться против того, что сама же активно насаждает. Более того, она почти ничего и не предпринимает, чтобы серьёзно бороться с причинами коррупции. Пока мы лишь слышим лозунги о том, что нужно бороться со следствием. Нужно начинать работать с причинами, тогда должны появиться результаты и со следствием. У нас масса молодых менеджеров из числа сыновей, дочерей, зятьёв и племянников высокопоставленных чиновников. Чем вам не молодежь? Более того, у меня нет оснований сомневаться в том, что они умны. Удивляет другое - величина их ума! Ведь эти ребята чуть ли не сразу после поступления на госслужбу, получают кресла руководителей. Поверьте, это не злобная зависть. Я просто сомневаюсь, что эти люди занимают свои места по праву. Ведь каких-нибудь конкурсов или тестирований на замещение "вакантных" мест никто не объявлял и не проводил. Эти люди даже не были отмечены за какие-то сверхдостижения, из-за чего их могли бы назначить на руководящие должности. Я буду рад, если мои слова не найдут подтверждения и чиновники опровергнут их, проведя прозрачную процедуру назначений, а достижения этих "выдвиженцев" станут явны и бесспорны. Но ведь этого нет".

"Где есть голод, там нет места морали", пишет "Авеста", рассказывая об спецоперации сотрудников милиции по задержанию проституток в Душанбе. "Час езды по городу показал - проституток на улицах почти нет. Оперативник, как бы читая наши мысли, говорит вслух: "Это, наверное, дождь их распугал. Сегодня что-то мало. Да и вообще сейчас они все больше по ресторанам и гостиницам сидят, там клиентов ловят". Нас везут обратно на оговоренное место сбора - спецприемник УБОП напротив Минздрава. Здесь уже ждет пара машин из сегодняшнего эскорта "полиции нравов". Четыре проститутки стоят у стены, 10 допрашивающих и наблюдающих - напротив. Нужно отдать должное попавшимся в ту ночь проституткам - вели они себя с нравоучительницей вполне тактично, особо ее не перебивали, в чем-то даже пытались ей подыгрывать, соглашаясь, что все, что они делают это плохо и вполне намерены это прекратить. Лишь одна из них бросает в вдогонку: "Ну, правильно, закроете меня, дети не дождутся, останутся голодными, и через пару дней на панель пойдет уже моя школьница-дочь...". Настроение у присутствующих окончательно падает, мы все расходимся. Нас везут домой, а в голове крутится одна мысль - ведь это сцена нашей жизни. Эти проститутки - тот же измученный социально-экономическими проблемами народ, вынужденный сегодня переступать через все нормы морали и религии, делать много чего некрасивого в поисках хлеба насущного, а в милиции отображается лицо власти, которая не знает, как решить наши проблемы, ограничиваясь лишь какими-то формами наказания и порицания. Кто здесь прав или нет? Кто плохой или порядочный? Я поднимаю руки".

Необходимо ли проводить обследование мигрантов на инфекции? - задается вопросом "Дайджест Пресс". "Роспотребнадзор будет проверять мигрантов на инфекции ещё до въезда на территорию России. Об этом заявил глава надзорного ведомства, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Махмадали Ватанов, председатель Комитета по законодательству и правам человека таджикского считает, что из Таджикистана выезжает много мигрантов. У нас есть международные соглашения по этому вопросу, и мигранты получают медицинские страховки. Но, видимо, там, в России, не очень доверяют нашим справкам, которые имеют на руках мигранты при въезде в Россию, считают, что мигранты не прошли полноценный медосмотр. Вопрос прохождения медосмотра на родине, это очень сложный вопрос, на это необходимы значительные финансовые средства. Официального требования о том, чтобы наши мигранты проходили медосмотры в специальных лабораториях, пока в Таджикистан не поступало. Если оно поступит, то этот вопрос будет решаться на межгосударственном уровне. Назира Абдуллаева, региональный координатор "Центра по правам человека" РТ заявила, что согласна с тем, что мигранты должны проходить медосмотр. Но, с одной стороны, такое решение влечёт за собой дополнительные финансовые затруднения для мигрантов. Азимов Азалхон, координатор Центра содействия мигрантам МОМ по Согдийской области отметил, что каждый человек имеет право на въезд и выезд в любую страну. Запрет противоречит Международным нормам и Международным декларациям о правах человека. Как можно определить, кто есть кто? Или как определить мигрант он или простой гражданин, это невозможно. Едут в Россию все. И требовать медосмотра при проверке - это просто нарушение прав человека, ведь люди едут по разным причинам".

Институт уполномоченного по правам человека в Таджикистане должен зарегистрироваться в Международном координационном центре национальных правозащитных институтов совета ООН по правам человека, чтобы работать под зонтиком всех омбудсменов мира. Как пишет "Азия плюс", об этом заявил региональный представитель Управления Верховного комиссара по правам человека в Центральной Азии Армен Арутюнян. Для этого Таджикистану необходимо соответствовать так называемым "Парижским принципам", сказал он на проходящем в Душанбе региональном семинаре "Национальные институты по правам человека, в соответствии с Парижскими принципами и их роль в предупреждении пыток в Центральной Азии". По мнению Арутюняна, необходимо учитывать, что институт Омбудсмена действует в Таджикистане - стране, где ещё продолжается процесс становления демократии. "Поэтому не может Омбудсмен в Таджикистане, Узбекистане или Армении быть таким, как в Дании или другой европейской стране. В этих условиях не всегда всё удается, но главное - чтобы тенденция была правильной, чтобы Омбудсмен сотрудничал с общественными организациями и госорганами, продвигая тот или иной вопрос, - считает он. - Омбудсмен не может в одиночку осуществить в стране демократическую революцию, не надо переоценивать его возможности. Омбудсмен силен настолько, насколько сильно гражданское общество в стране, на которое он может опираться, насколько сильна и независима судебная власть. Все эти институты дополняют друг друга". По мнению правозащитницы Нигины Бахриевой, на сегодняшний момент можно выделить серьёзные продвижения со стороны Омбудсмена Таджикистана. "Во-первых, у Омбудсмена есть соглашение с генеральной прокуратурой о совместных проверках фактов пыток. Это хороший механизм, потому что органы прокуратуры в порядке надзора и независимый орган Омбудсмен могут дать наиболее качественную оценку существующим фактам пыток. Во-вторых, Омбудсмен является членом рабочей группы по гуманизации уголовного законодательства, и эта группа разработала отдельную статью по пыткам. Мы надеемся, что в ближайшее время это предложение уйдет в парламент, и в нашем уголовном кодексе появится отдельная статья по пыткам. В-третьих, сотрудники Омбудсмена прошли специализированное обучение по мониторингу закрытых учреждений - тюрьмах, психиатрических учреждениях, детских домах, где есть риск применения пыток и жестокого обращения", - сказала Бахриева.