Количество выявленных нарушений природоохранного законодательства с каждым годом увеличивается.

Как сообщил директор ФГУ "Северный территориальный фонд геологической информации" Владимира Дрюпина, в 2002 году количество проверок источников загрязнения окружающей среды осталось на уровне 2001года. Количество проконтролированных источников загрязнения, оснащенных газоочистными установками, количество отобранных проб и проведенных исследований возросло по сравнению уровнем 2000-2001 года.

Анализ результатов проведенных проверок источников сброса сточных вод показывает, что основными загрязнителями рек Северная Двина, Вычегда, Онега продолжают оставаться предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, гидролизного производства и ЖКХ. На этих предприятиях лабораторией неоднократно выявлялись превышения установленных нормативов сброса загрязняющих веществ.

Проверками выявлено, что из 98 проконтролированных очистных сооружений- 47% работают неэффективно. В основном это очистные сооружения коммунального хозяйства муниципальных предприятий. При передаче очистных сооружений в муниципальную собственность качество очистки сточных вод ухудшилось. Причины неэффективной работы очистных сооружений: низкая квалификация специалистов, систематические нарушения технологического режима очистки сточных вод, слабая материально-техническая база. Так на протяжении ряда лет неэффективно работают очистные сооружения MKП-11, MKП-9, МПЖКХ пос. Катунино; Талажской, Матигорской, Уемской, Приморской. Коскогорской. Вилегодской сельских администраций.

В летний период лабораторией контролируется качественный состав ливневых стоков города Архангельска, которые сбрасываются в реки Юрос, Соломбалка и Северная Двина. Анализ результатов аналитического контроля ливнестоков показывает, что они загрязнены неочищенными хозяйственно-бытовыми стоками и содержат высокие концентрации органических веществ (до 3 ПДК), поверхностно- активных веществ ( до 2-5 ПДК), ионов аммония (от 6 до 46 ПДК), фосфатов (от 2 до 9 ПДК).

Из 20 выпусков ливнестоков только 3-5 можно отнести к типу ливневых (25%). Наблюдения показывают, что на протяжении ряда летка качественный состав ливнестоков не улучшается.

По состоянию аналитического контроля газовых выбросов в 2002 году наблюдался рост по сравнению с 2000 годом, проверяемых источников загрязнения атмосферы и источников, оснащенных газопылеулавливающими установками.

2003

В 2002 и первом полугодии 2003 года в районах Архангельской области расширен контроль источников загрязнения атмосферы (ИЗА). Если до 2000 года контроль ИЗА проводился в 4-5 районах области, то в 2002 году - в 11.

Анализ результатов аналитического контроля газовых выбросов в атмосферу показывает, что на протяжении ряда лет систематически выявляются превышения установленных лимитов загрязняющих веществ (3В) на всех проконтролированных предприятиях асфальтобетонных заводах области (АБЗ) области. Это АБЗ ДРСУ работающие в Холмогорском, Плесецком, Вельском, Виноградовском районах области. Превышение выбросов загрязняющих веществ, происходит из-за неэффективной работы газопылеулавливающих установок, низкой культуры производства. По этим же причинам выявлены превышения выбросов загрязняющих веществ на муниципальных котельных Коношского, Вельского. Устьянского и Приморского районов.

Из всех проконтролированных газопылеочистиых установок 50% не обеспечивают нормативную очистку.

Актуальным остается вопрос по контролю бензапирена (БП) в газовых выбросах. БП - вещество 1 класса опасности, супертоксикант, концероген.

По данным наблюдений Севгидромета среднемесячная концентрация БП в атмосферном воздухе в г. Архангельске, Новодвинске, Северодвинске ежегодно увеличивается.

Максимальные концентрации бензапирена в отопительный сезон в этих городах достигают до 6 ПДК.

Учитывая это, лабораторией проведена работа по количественному определению БП в выбросах предприятий от 138 различных источников загрязнения атмосферы, из них на 90 источниках выбросы БП выявлены и в значительных концентрациях на котельных средней мощности, на предприятиях ОАО "Архэнерго", на АБЗ. По словам В.Дрюпина, эти выбросы не предусмотрены "Разрешениями на выброс загрязняющих веществ" (т.е. не нормируются).

С целью сохранения уровня аналитического контроля за источниками загрязнения окружающей среды (после ликвидации Госкомэкологии, значительною сокращения штатной численности и объемов финансировании специнспскции) с 2001г. работы по специализированному контролю источников загрязнения окружающей среды включены в областные природоохранные программы. На проведение указанного контроля было запланировано выделение средств в 2001г.- 1260тыс. рублей, в 2002г.-700 тыс. руб. Работы но спсцконролю источников загрязнения, выполнены в полном объеме, а профинансированы на 61,5% в 2001 г.и па 66.4% в 2002г. Выделяемых средств лаборатории хватило только на непосредственные производственные расходы (приобретение хим. реактивов, ГСМ, командировочные, поверку средств измеренное ), а средств на развитие материально- технической базы лаборатории нет.

Вместе с тем, следует отметить, что в 2001г. по результатам аналитического контроля источников загрязнения дополнительно в областной бюджет было взыскано 25,3 млн. руб. - это платежи за сверхнормативные сбросы и выбросы загрязняющих веществ. В 2002г. платежи за загрязнение окружающей среды были приостановлены. По природоохранным нарушениям, выявленным при осуществлении аналитического контроля, выдавались предписания, составлялись протокола службами госконтроля I "УПРпо Архангельской области.

В 2003г. на проведение специализированного контроля источников загрязнения, за планировано выделение средств в объеме 999тыс. руб. По состоянию на 01. 08.03. средства не выделялись. Аналитический контроль источников загрязнения предусмотренный областной природоохранной программой ведется за счет средств, получаемых от платных услуг.