"В отличие от Восточного Тимора, у Нагорного Карабаха сильные государственные институты, созданные без вмешательства извне, однако международного признания пока нет". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, об этом заявил председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности НКР Масис Маилян по итогам поездки группы аналитиков и журналистов из Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана по Юго-восточной Азии.

При этом эксперт отметил факт признания со стороны Индонезии Восточного Тимора и открытия там своего посольства. "Такая мощная страна, как Индонезия, ведет переговоры с Восточным Тимором, а Азербайджан отказывается от диалога с Нагорным Карабахом, тем самым препятствуя процессу урегулирования конфликта", - заметил Маилян. По его словам, в Восточном Тиморе на высоких уровнях было отмечено, что там питают симпатии к Нагорному Карабаху, что НКР имеет право на независимость и добьется этого.

"Вместе с тем в Восточном Тиморе утверждают, что Карабаху мало помогают, потому что мало знают о стране", - сказал Маилян, отметив, что в Восточном Тиморе изучают ситуацию в других регионах, с симпатией относятся к борющимся народам и стараются быть полезными им. "При грамотной работе с Восточным Тимором, членом ООН, эта страна может сыграть для Нагорного Карабаха полезную роль в различных международных организациях", - считает эксперт.

По итогам поездки Маилян сделал следующие выводы: "У международного сообщества имеются возможности для продвижения интересов той или иной непризнанной страны. С другой стороны, пример Восточного Тимора показывает, что слабые государственные институты не препятствуют международному признанию страны. В НКР все обстоит наоборот: институты государственности состоявшиеся, а международного признания нет.

Однако не стоит обращать внимание на это и следует последовательно развивать гражданское общество. Военная составляющая у нас сильная, армия - самый состоявшийся институт. По информационной и дипломатической части мы немного отстаем. Надо наращивать усилия в данном направлении и действовать синхронно. Необходимо совместить свои интересы с интересами крупных акторов. Тогда можно выиграть. Необходимо также улучшать демографию, создавать условия для того, чтобы уехавшие в годы войны люди вернулись на родину".

По словам эксперта, признание, как правило, способствует примирению и налаживанию сотрудничества между конфликтующими сторонами, приносит региону безопасность и стабильность, убирает препятствия для развития демократии в обществах сторон, создает предпосылки для развития, обретаются политико-дипломатические возможности и др. По утверждению Маиляна, отсутствие внутренних конфликтов в НКР содействует международному признанию республики.

Напомним, что вооруженный конфликт на территории острова Тимор начался в 1975 году вскоре после провозглашения независимости от Португалии и продолжался до 1999 года. После падения режима Сухарто в результате массовых выступлений, а также под давлением мирового общественного мнения новый президент Индонезии Хабиби был вынужден объявить о проведении референдума по вопросу самоопределения Восточного Тимора. 30 августа 1999 года 78,5 % населения провинции высказались за независимость, что привело к новой вспышке насилия в Восточном Тиморе. Проиндонезийская полиция развязала террор, в результате чего появились десятки тысяч беженцев. 12 сентября 1999 году в Восточный Тимор были введены силы ООН, под защитой которых началось практическое осуществление мер по становлению независимого государства. В ночь на 20 мая 2002 года бывшая португальская колония официально была объявлена независимым государством.