Интервью ИА REGNUM с главой делегации Международного Комитета Красного Креста (МККК) в Армении Лоренцо Караффи.

ИА REGNUM: Г-н Караффи, в связи с нагорно-карабахским конфликтом МККК работает в Армении и Азербайджане с 1992 года. Как вы оцениваете проделанную за этот 20-летний период работу представительств МККК в деле решения проблем, возникших в результате конфликта?

МККК начал свою деятельность по оказанию поддержки жертвам нагорно-карабахского конфликта почти двадцать лет назад. Это была открытая фаза военных действий, и МККК оказал помощь десяткам тысяч лиц пострадавшим вследствие конфликта. Сегодня, спустя 17 лет после подписания договора о прекращении огня в 1994 году, все еще ощутимы гуманитарные последствия в семьях без вести пропавших, у людей, живущих вдоль линии соприкосновения, а также у пострадавших от мин граждан. Все эти годы МККК осуществлял оперативную деятельность в регионе посредством своих делегаций в Армении, Азербайджане и миссии в Нагорном Карабахе. Очевидно, что свою деятельность МККК адаптировал к нуждам пострадавших от конфликта. Мы уверены, что наше долгосрочное присутствие, а также близость к пострадавшим, помогли нам в разрешении их нужд должным и эффективным образом.

ИА REGNUM: Исполняя роль нейтрального посредника, насколько эффективно и независимо от внешнего влияния МККК удается действовать в направлении решения вопросов между конфликтующими сторонами?

Я бы хотел подчеркнуть, что МККК не вовлечен в процесс разрешения политических вопросов. Миссия организации исключительно гуманитарная: помощь и защита жертвам вооруженных конфликтов и прочих ситуаций насилия. Где бы не осуществлял свою деятельность МККК, его нейтральность, а именно не принятие какой-либо из сторон, находящихся в военных действиях или разногласиях политического, идеологического или религиозного характера, является условием принятия организации сторонами конфликта и как следствие возможности осуществления своей гуманитарной деятельности. Благодаря этому принципу МККК также может играть роль нейтрального посредника по просьбе сторон. В случае с нагорно-карабахским конфликтом МККК, к примеру, участвует в облегчении процесса репатриации военнопленных и гражданских интернированных лиц или останков.

ИА REGNUM: Как известно, в конце августа этого года при посредничестве офиса Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Международной организации миграции Армения освободила азербайджанского пленного Романа Хусейнова Новрузоглу, передав его по его предпочтению третьей стране. Как нейтральный посредник ведет ли сейчас МККК переговоры о репатриации Азербайджаном армянских пленных в ближайшее время?

На основании обращений, полученных с обеих сторон, МККК может действовать как нейтральный посредник в случае освобождения и репатриации военнопленных и гражданских интернированных лиц. Самая последняя из подобных операций при посредничестве МККК была осуществлена 17 мая текущего года, во время которой были репатриированы один азербайджанский военнопленный и один гражданский интернированный. Однако МККК не вовлечен в дела по переселению военнопленных и гражданских интернированных лиц в третью страну. Это является обязанностью других организаций, в частности, Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, и зависит от воли военнопленных или гражданских интернировнных лиц. В случае переселения и до отбытия МККК проводит интервью с военнопленным или гражданским интернировнным лицом в условиях конфиденциальности, дабы удостовериться в его действительно добровольном желании на переселение.

ИА REGNUM: В начале октябре представители Международного Комитета Красного Креста посетили армянских пленных в Азербайджане (3 военнопленных и 5 гражданских интернированных лиц-членов одной семьи). Как Вы оцениваете их состояние и условия их содержания?

Посещение организацией военнопленных и гражданских интернированных лиц во время международных вооруженных конфликтов предусмотрены международным гуманитарным правом. В частности, это четко изложено в Женевских конвенциях 1949г., которые подписаны как Арменией, так и Азербайджаном. Целью посещения военнопленных и гражданских интернированных лиц в обеих странах является оценка условий их содержания и отношения к ним. В соответствии со стандартами порядка действий организации все наблюдения и рекомендации МККК, сделанные в ходе посещений, в конфиденциальном порядке направляются исключительно тюремным властям. По той же причине, как правило, МККК не делится своими данными с другими организациями и не делает общественных заявлений на эту тему.

ИА REGNUM: На данный момент какие программы по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим осуществляются в зоне нагорно-карабахского конфликта?

МККК уже много лет работает над вопросом без вести пропавших лиц. В течение 2008-2010 гг. организация была занята сбором детальных сведений о лицах пропавших без вести в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Между тем, ввиду специфических нужд семей без вести пропавших МККК предоставляет им материальную помощь, в частности, посредством микроэкономической программы - это раздача скота или ремонтирование домов. Совместно с местными партнерами МККК также обеспечивает семьям психологическую помощь для того, чтобы они смогли справиться с травмами, полученными в результате потери и отсутствием информации о судьбе родного человека. Более того МККК помогает властям Армении и Азербайджана в принятии национального закона о без вести пропавших, что расширит рамки правовой защиты, предоставляемой семьям.

Кроме того, в 2012 году действия МККК будут направлены на улучшение ситуации общин, живущих вдоль линии соприкосновения с обеих сторон, чьи жизни подвержены опасности вследствие близкой расположенности к границе. Работа будет направлена на укрепление их безопасности и улучшение условий жизни. В Армении программа будет осуществлена в некоторых пострадавших общинах Тавушской области. В 2012 году МККК совместно с Армянским обществом Красного Креста осуществит программу по поддержке жертвам наземных мин в Армении путем сбора информации для лучшего понимания нужд пострадавших и соответственного реагирования на них.

Эта деятельность будет осуществлена в сотрудничестве с новосозданным Армянским центром по разминированию и экспертизе. Соответственно в Азербайджане Азербайджанское общество Красного Полумесяца (АОКП) при поддержке МККК осуществило оценку экономической ситуации семей, потерявших своего кормильца вследствие несчастных случаев, связанных с минами. Начиная с 2009 года, мы оказали помощь 35 наиболее уязвимым семьям из 5 приграничных районов. Каждой семье была подарена корова и запас фуража на один год. Учитывая имеющиеся нужды, АОКК вместе с МККК продолжит процесс оценки и оказания помощи подобным семьям. И, наконец, в 2012 году в Нагорном Карабахе МККК начнет оказывать непосредственную помощь жертвам наземных мин.

ИА REGNUM: МККК также занимается поиском пропавших без вести в результате конфликта людей. Сколько людей зарегистрировано на данный момент в вашем списке в качестве пропавших без вести в результате нагорно-карабахского конфликта?

На сегодняшний день в списках МККК числятся имена 4592 лиц пропавших без вести в результате конфликта. МККК работает над созданием условий для выяснения их судеб. В настоящее время полученные сведения вводятся властями в базу данных, которая будет использована для идентификации тел после их эксгумации. Вероятность идентификации возрастет со сбором образцов ДНК у родственников без вести пропавших в 2012 году.

Необходимо напомнить, что МККК собирает данные лишь в том случае, когда семья без вести пропавшего связывается с организацией для того, чтобы зарегистрировать без вести пропавшего родственника. По этой причине указанные цифры не называют точного числа лиц пропавших без вести в результате конфликта. Эти цифры относятся к тем без вести пропавшим лицам, семьи которых обратились к МККК для заполнения так называемых нами "запросов о розыске".

Вопрос без вести пропавших - это гуманитарная проблема, отражающаяся на людях, живущих по обе стороны линии соприкосновения. С обеих сторон есть семьи, которые просыпаются каждое утро в неизвестности о судьбе родного человека, и эта неизвестность бесконечна. Страдания равнозначны для семей, находящихся по обе стороны конфликта. По этой же причине МККК обращается к властям с просьбой отнестись к делу так, как оно обстоит: чисто гуманитарный вопрос, который не следует связывать с политическими взглядами.

ИА REGNUM: Не считаете ли Вы, что Армения выполняет все свои обязательства по соответствующим конвенциям, но адекватного отношения от Азербайджана не получает?

Являясь нейтральной гуманитарной организацией, МККК не имеет права комментировать позиции сторон конфликта. Подобные вопросы обсуждаются исключительно во время двухстороннего и конфиденциального диалога с соответствующей стороной. Еще раз отмечу, что обязательство соблюдения закона принадлежит сторонам, а МККК в случае необходимости всего лишь может помогать им в осуществлении их обязательств согласно международному гуманитарному праву.

Беседовала Нане Саргсян