В федеральном Финно-угорском центре сегодня презентовали изобретение профессионального модельера-конструктора Ирины Арсентьевой. Журналисты атаковали модельера задолго до начала запланированной пресс-конференции. В результате спонтанного опроса, на который безропотно согласилась виновница события, супругу модельера, художнику-этнофутуристу Павлу Микушеву, выполняющему на мероприятии роль модератора, пришлось спасать ее от алчущих подробностей "акул пера".

Предмет изобретения Ирины Арсентьевой представляет собой возрожденный метод бесшовного конструирования одежды. По словам Ирины, со времен Средневековья ни один портной или кутюрье не додумался до столь простой вещи. Метод родился еще в 2001 году, однако широкой публике был представлен только сегодня.

Поводом послужила победа Ирины Арсентьевой на Международном конкурсе изобретений в Швеции. В номинации "Окружающий мир" она обошла конкурентов, завоевав серебряную медаль. "Золотым" призером стал модельер из Тайваня. Правда, по признанию Ирины, его победа могла стать "политическим шагом": скандинавам важны добрые отношения с Азией. По крайней мере, председатель жюри, пораженный гениальной простотой изобретения, уделил обладательнице второго места гораздо больше времени, чем победителю. Результатом этого общения, возможно, станет открытие в перспективе совместного коми-шведского предприятия. А пока швед подсказал Ирине один из способов применения ее изобретения.

Он заключается в лечебной и развивающей функции изготовления одежды, помимо утилитарной. Таким образом, изобретение Арсентьевой может быть трижды полезным: стать эксклюзивным предметом женского гардероба, служить средством реабилитации для людей со слабой моторикой в результате аварии или перенесенной болезни. Такие больные могут "плести" будущий гардероб, еще находясь на больничной койке. В-третьих, это великолепная развивающая игра для детей - она развивает пространственное мышление и тренирует моторику. Кроме того, плести модные вещи могут и слабовидящие люди.

На создание модульной одежды Ирину вдохновила, по ее признанию, лень. 13 лет мастер преподавала в сыктывкарском технологическом колледже историю моды, моделирование и эскизирование. В один прекрасный день она обнаружила, что стала забывать технику конструирования. Не желая возвращаться к лекалам и меркам, она придумала скреплять детали одежды между собой петлями, одновременно придавая ей нужную форму. Так, нарастить жакет при такой технологии можно за 6-8 часов, сплести простой шарфик - за 15 минут. На то, чтобы распустить изделие, в отличие от Пенелопы, которая тратила на уничтожение связанного ночь, модульный мастер тратит от пяти минут. После этого можно приступать к созданию новой вещи из того же сырья.

Сырье Ирина с коллегами использует исключительно отечественное. Правда, опасается, что за шелковыми нитями придется обращаться за рубеж. Из ленты, в составе которой 70 процентов шерсти, она создает фрагмент будущего изделия с помощью машинной строчки. В будущем планирует отказаться и от нее. Далее петли, из которого состоит лента, вдеваются одна в другую и закрепляются по низу изделия концами ленты, превращающимися в декоративный элемент. Один из мужчин-журналистов сравнил технику изготовления с "зипом". "Да, - обрадовалась изобретательница, - это действительно по принципу "молнии", только из текстиля и изготовленная вручную!".

Кроме лент, в качестве деталей конструктора модельер использует ромбовидные элементы. Правда, их изготовление - процесс трудоемкий, поэтому все средства, вырученные от продажи эксклюзива, Ирина откладывает на приобретение швейной машины. Ее покупка обойдется изобретателю в 700 тысяч рублей. В ее планах - открытие брендового и интернет-магазина, где можно будет приобрести не только готовую одежду, но и конструктор "сделай сам". В планах у модельера и налаживание франчайзинговой системы.

"Воровства" гениальной в своей простоте технологии Ирина Арсентьева не опасается: она уже получила российский патент и сейчас оформляет международный. "Мы были бы даже рады: в случае незаконного заимствования идеи наша юридическая защита позволит нам неплохо заработать на незадачливых воришках". На расставленных вдоль стен столов были представлены вещи, которые можно было купить тут же. Журналисты немедленно принялись примерять жилеты, пальто, береты, шарфики и капоры. Мнения потенциальных покупательниц о ценах, колеблющихся в диапазоне от пятисот до семи с половиной тысяч рублей, разошлись. Кто-то восклицал: "Как дорого!" Другие поражались низкой для ручной работы стоимостью. Третьи просто бормотали: "Вот это цены...". Понять в этом случае, смешными или заоблачными они кажутся, было сложно. Сама изобретательница склонна была к тому, что для местных покупательниц ее вещи дороговаты. - Но такова стратегия предприятия. Мастерицам приходится учиться в процессе создания одежды, в нем использован исключительно ручной труд. В будущем мы пойдем на понижение цены за счет автоматизированного труда и новых видов сырья, - объяснила Арсентьева. Кроме того, настоящие ценительницы, по ее мнению, должны быть готовы заплатить за обладание единственной в мире эксклюзивной вещи. Пока основная часть коллекции Ирины осталась в Швеции: у участниц и гостей конкурса изобретений она разлеталась "на ура".