Размышления о "человеческом измерении" на Варшавской конференции ОБСЕ

К увеличению отдачи в работе с обеспечением соблюдения прав человека и в том числе в собственном доме - в Евросоюзе, призвала ОБСЕ представитель МИД РФ - начальник отдела по правам человека и нацменьшинств в странах СНГ и Прибалтики Татьяна Шлычкова. Она выступила на завершившейся в начале октября в Варшаве двухнедельной ежегодной конференции ОБСЕ. Увы, но и на этот раз оперативно в Евросоюзе среагировали лишь на призывы "навести демократизиацию" в Белоруссии.

"Неофициально" на совещании рассмотрели не только состояние демократии в этой стране, но и план удушения правящего там ныне "режима".

В целом встреча в столице Польши предстала забюрократизированным и занудливо многодневным марафоном. Для широкой публики встреча в Варшаве - это внушительный самотчет ОБСЕ. Действо получило громоздкое и казенное название: "Совещание по рассмотрению выполнения обязательств, посвященное человеческому измерению (СРВИЧ)". За десять рабочих дней - 17 заседаний и два пленарных (открытие и закрытие) вместили в себя солидный перечень тем: от свободы выражения мысли и прозрачности законодательства, до терпимости, недискриминации и гуманитарных вопросов.

Всего лишь выпуск "пара"?

У этого совещания есть свои плюсы. Основные доклады и содоклады - это результат большой и профессиональной работы чиновников и экспертов ОБСЕ по сбору информации, сравнительного анализа ситуаций в разных странах. На форуме представлены все страны-участницы ОБСЕ. По собственной инициативе в конференции участвуют самые разные неправительственные организации. Они вправе самостоятельно, в рамках конференции проводить т.н. дополнительные мероприятия на различные темы, посвященные правам человека. Демократичен регламент. После основного доклада посла и Верховного комиссара или иного эмиссара ОБСЕ объявляется "открытый микрофон", причем доступ к нему осуществляется в порядке живой очереди, которую составляют за час до начала каждого заседания. Выступить может любой записавшийся участник конференции.

Впрочем... Вот такая деталь: если на "свободный микрофон" записывается очень много желающих, то стандартный лимит времени выступления - 5 минут, тут же сокращают. На одном из заседаний набралось полсотни выступающих, так что каждому досталось всего по 2 минуты. А случается, этот лимит сокращают и по ходу дискуссии, что ставит выступающих в неравные условия. И само урезание времени выступления, сколь вынужденно и оправданно оно не было бы, превращает "свободный микрофон" в формальность, когда оратор читает по тексту со "скоростью звука", превращая синхронный перевод в фарс. Или отказывается от половины заготовленного текста. Но голь на выдумки хитра: чтобы "выдать" побольше фиксируемой конференцией информации (организаторы учитывают выступления только на рабочих и пленарных заседаниях), его участники часто выступают консолидированно. Например, на одном из заседаний так поступили представители турецких общин и организаций этнических турков из разных стран. Разумеется, это ущемляет остальных участников.

Все это вроде бы мелочи, но насторожило то, что "свободный микрофон" невольно превращает свободу слова в ее некий эрзац, формальность. Более того, прения сводятся по сути к публичному доносительству, когда представители различных стран и этносов жалуются друг на друга: узбек на киргизов, таджик на Россию, турки на Германию, армяне на турков... Кстати, "исключение" составляют россияне - они пренепременно жалуются на свою Родину, очевидно в силу особенности национального характера, впрочем формируемого и за счет опеки Западом российских диссидентов и правозащитников. Среди них числился и "д-р Александр Кынев (Россия)", который был озабочен тем, что Москва создает юридические помехи в участии мигрантов в политической жизни России.

Неприятный осадок оставляет и то, что "униженные и оскорбленные" из стран, не входящих в Евросоюз и находящиеся от него в тысяче и более километров, напоминают жалких просителей и невольных жалобщиков у некрасовского "парадного подъезда". Это превращает "свободный микрофон" в лучшем случае в некое подобие "стены плача" в ОБСЕ, в худшем - в пар, уходящий в "свисток". Причем, если присмотреться, то причины этого "плача" во многом являются следствием экспорта стандартов западной демократии, без учета местных реалий, а то и при прямом вмешательстве Запада, НАТО и Евросоюза во внутренние дела стран, котооые находятся от восточных рубежей Евросоюза, что говорится, за тридевять земель, но включенных Западом в орбиту своих интересов.

Говорильня в стиле "нон-стоп"?

Обратил внимание и характер отчетов эмиссаров ОБСЕ. За редким исключением (например, Посла и Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнута Воллебека) доклады, написанные быть может даже и в изящной и комплиментраной манере, носили декларативный характер. Горячие темы и проблемы подавались запредельно округленно. Это напомнило Колобка из русской сказки, известного своей привлекательностью, но и недоступностью одновременно, на которого в ОБСЕ еще не нашлось своей Лисы. Так что, в целом, несмотря на добротную организацию мероприятия, от совещания остался неприятный осадок, вызванный безудержной говорильней в стиле нон-стоп. Слишком много поверхностности и недосказанности: "А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо..."

Но что такого "хорошего" испытывает годами та же русская и русскоязычная Прибалтика? Сопредседатель Союза граждан и неграждан Латвии Владимир Соколов говорил о возможностях повышения статуса русского языка в своей стране. Он заметил, что еще 9 декабря 1999 года в его стране русский язык официально признали иностранным. Это противоречит обычаям, традициям и здравому смыслу. Во-первых, в довоенной Первой республике русския язык имел статус языка нацменьшинства, что закрепляло за ним определенные права. Но хотя восстановление независимости в 1991 году осуществили на основе континуитета, и, к примеру, вопрос собственности был решен на основе этого же принципа, то есть преемственности права, это никак не коснулось статуса русского языка. Во-вторых, у этнологов есть негласное правило: если носители языка проживают на данной территории более ста лет и их численность составляет не менее 20%, то такому языку в добропорядочной Европе присваивают статус регионального. На этом критерии базируется Охридское соглашение по Македонии, давшее не мало преференций тамошним косоварам. Но в отношении миролюбивого (не в пример воинственным косоварам) русского населения Латвии (да и Эстонии, и Литвы), проживающее компактно и удельный вес которого по регионам намного превышает половину населения, такая европейская норма почему-то не применяется. И в третьих, игнорируется статья 22 Европейской хартии о фундаментальных правах, которая заявляет, что Евросоюз уважает культурное, религиозное и языковое разноообразие. Очевидно, что все это противоречит упомянутой 22-й статье хартии, но демонстративное игнорирование Латвией этой европейской нормы продолжается безнаказанно уже более десяти лет?!

Голосом вопиющего в пустыне (если не считать невнятные и малоубедительные возражения представителей США и Норвегии) оставались убедительные выступления Уполномоченного МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константина Долгова. И это при том, что он приводил постыдные для цивилизованного Запада факты. Это - ежегодные марши легионеров СС или марши ветеранов дивизий "Ваффен-СС", осквернение еврейских кладбищ, могил и памятников советским воинам. Далее, это - действия в этом году бесчинствующих молодчиков, сорвавших возложение венков по случаю празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне 9 мая во Львове, организация при государственной финансовой поддержке Национальным союзом молодежи Литвы - страны, председательствующей в ОБСЕ (?!), - летнего лагеря в Девянишкесе - месте компактного проживания нацменьшинств и под националистическими лозунгами "Литва для литовцев" и "очищение от славянских и германских языков". Наконец, в августе, в Эстонии при финансовой поддержке Минбороны была проведена ежегодная военно-спортивная игра "Эрна-2011", по существу прославляющая действия абверовской диверсионной группы в тылу Красной Армии в августе 1941 года.

При попустительстве Евросоюза такое происходит в Прибалтике из года в год.

20 лет ОБСЕ всё "слушает, да ест"

А ведь так хочется услышать не только абстрактные рекомендации, но и серьезные, предметные советы, адресованные самим странам-участницам ОБСЕ, особенно молодым ее членам, демократия в которых все еще не выросла из коротких штанишек, как самокртично призналась года три назад спикер эстонского парламента Эне Эргма (Ene Ergma). Иначе говоря, не чувствуется решительной и категоричной позиции ОБСЕ, обратной связи - исправления подвергнутых ею критике случаев и явлений с нарушением прав человека в той или иной стране. В Варшаве на это указали, к сожалению, только представитель одной неправительственной организации этнических турок из Германии и уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.

Вот слова российского дипломата: "Несмотря на последовательное включение вопросов прав защиты нацменьшинств и недопущения агрессивного национализма и шовинизма в число приоритетных направлений деятельности ОБСЕ, мы наблюдаем и "к западу, и к востоку от Вены" беспрецедентный рост ксенофобии, расизма и нетерпимости, исламофобии, антисемитизма, а в последнее время - христианофобии, "антицыганизма" и, как следствие, популяризацию ультраправой риторики, которая постепенно встраивается в политические платформы целого ряда партий и движений. В России также имеются определенные проблемы в данной сфере, над решением которых мы активно работаем. Однако их масштабы не сопоставимы с тем, что происходит в других частях пространства ОБСЕ".

Также Константин Долгов выразил обеспокоенность "глорификацией нацизма, причем в тех странах, которые сами непосредственно пострадали от национал-социализма и фашизма во время Второй мировой войны". Он подчеркнул, что речь идет и "о молодежи, т.е. фактически о будущем Европы". Российский дипломат выразил недоумение сдержанной реакцией на этот счет европейских властей.

Особую озабоченность вызывает сохранение беспрецедентной проблемы массового безгражданства в центре Европы - в Латвии и Эстонии, где вопиюще нарушаются основополагающие политические и социально-экономические права нацменьшинств. Представитель России призвал Верховного комиссара Кнута Воллебека (Knut Vollebaek) в своих публичных выступлениях называть вещи своими именами и прямо упоминать об этой нетерпимой в правочеловеческом отношении ситуации. И это несмотря на многочисленные призывы и рекомендации ОБСЕ, направляемые Риге и Таллину со стороны практически всех международных правозащитных институтов. Процесс натурализации так и не упрощен для стариков, а детям "неграждан", многие из которых проживают в этих странах уже в четвертом поколении, гражданство по рождению автоматически (без дополнительных условий) так и не предоставляется. Но разве русские дети в Европейском союзе - не его будущее? Наконец, деятельность так называемых языковых инспекций продолжает по сути носить репрессивный характер.

Константин Долгов призвал латвийские и эстонские власти отказаться от политики полумер. Он обратился к ОБСЕ принять действенные меры по обеспечению в этих странах русскоязычного меньшинства равными с титульным населением правами. Он подытожил: "Показателем приверженности государств демократическим стандартам и обеспечению прав человека должно быть реальное, а не формальное положение национальных меньшинств, а чтобы слова и дела не расходились, необходимы адекватные и эффективные пути их решения".

Из пустого в порожнее. Хватит!

Действительно, зачем переливать из пустого в порожнее? К чему годами, да еще и впустую, "пачками" заваливать чиновников ОБСЕ фактами о массовых нарушениях прав человека в той же Прибалтике, и, которые, кстати, немыслимы в самой Западной Европе, когда и тут, и там, демонстративно безразличны к дискриминации русского и русскоязычного населения Эстонии и Латвии? Запад, отстаивая права человека, беспрерывно ведет игру в одни ворота и, уже не стесняясь, демонстративно открыто применяет двойные стандарты.

Когда в тридцатые годы Гитлер лишил избирательного права евреев Германии, то это стало прологом Холокоста, который осуждает весь мир. Но когда сегодня в Эстонии, где треть населения составляют неэстонцы (это в основном - русские), только один из трех имеет право участвовать в парламентских выборах, то это ОБСЕ считает естественным.

Могут возразить: немецкие евреи были гражданами Германии, а неэстонцы оказались в Эстонии в результате, правда, очередного мифа - "советской оккупации", и стало быть не могли и не могут по мнению эстонской политэлиты рассчитывать, как потомки граждан довоенной ЭР, на "автоматическое" предоставление эстонского гражданства в нынешней Эстонии. В оправдание этого неэстонцы, в худшем случае, считаются в Евросоюзе "оккупантами" и "колонистами" или их потомками, в лучшем случае - эмигрантами, которые должны получить гражданство на общих основаниях, как любой иноземец, желающий постоянно жить в Эстонии и стать гражданином ЭР. Но в том и дело, что неэстонцы, жившие в Эстонии в советское время, не являются ни потомками неких оккупантов, ни эмигрантами. Образно говоря, в августовский день 1991 года они заснули в одной стране (Советском Союзе) и на следующее утро проснулись в другой (Эстонской Республике). Этот исторический факт полностью игнорируется ОБСЕ, зато признаются специально придуманные для этого случая т.н. облегченные "копенгагенские критерии", дававшие Эстонии "сертификат" на вступление в Евросоюз.

Для того, чтобы не решать простую задачу естественного огражданствления Эстонии и Латвии придумываются всевозможные политические абракадабры, вроде переписывания истории Второй мировой войны или мифа о "советской оккупации". Любопытно также, как иезуитски изворотливо представитель делегации Эстонии опровергла в ходе рабочего заседания в Варшаве только что сказанное. Мол, за годы восстановленной независимости страна добилась выдающихся успехов в устранении безгражданства: число неграждан удалось существенно снизить. Когда-то их было около трети населения, сегодня - 7%! Мол, какие еще тут претензии?!

Но, во-первых, не учитываются 125 тысяч постоянных жителей, которых фактически добровольно-принудительно понудили взять гражданство РФ, чем их сознательно изолировали от общественно-политической жизни Эстонии. Во-вторых, без права голоса остаются еще около 125 тысяч неграждан, т.н. серопаспортников, имеющих уникальный статус иностранца, и которые как раз и составляют эти самые, заявленные 7%. И только 125 тысяч неэстонцев, имеющих гражданство ЭР, могут полноправно участвовать в парламентских выборах, то есть только одна треть неэстонского населения или на каждые шесть голосующих граждан-эстонцев приходится лишь один русский и русскоязычный житель Эстонии. Как видно, эквилибристика с процентами безгражданства ничуть не отменяет проблемы и ее серьезность.

И еще. Официально пропаганда трубит о том, что для получения гражданства достаточно написать заявление, сдать экзамены на знание эстонского языка и Конституции ЭР. Но реально в стране создана такая атмосфера (русофобия), которая уже не одиин год подталкивает неэстонцев-неграждан скорее брать российское гражданство, чем эстонское. И такую тенденцию власти поддерживают сознательно, ибо увеличение числа граждан ЭР за счет неэстонцев увеличивает электорат считающейся прорусской и пророссийской ведущей оппозиционной силой - Центристской партии Эстонии (аналогия с латвийской партией "Центр согласия"). Естественно, это никак не устраивает правящую, проамериканскую парламентскую коалицию, состоящую из ультралиберальных и националистических политических партий.

В этой немудреной подоплеке и скрывается сегодняшняя причина безгражданства. Об этом знают в ОБСЕ, но молчат.

Истинные цели доброхотов Запада

На дополнительном мероприятии, в ходе которого по инициативе Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ обсуждалось участие мигрантов в политической жизни на "подконтрольной" ОБСЕ территории, аналитик программы Migration Policy Group Томас Хаддлестон (Thomas Huddleston) признал, что в Эстонии безгражданство во многом объясняется "очень плохими законами в Эстонии". Ему задали вопрос: "Тогда почему ОБСЕ, Евросоюз не в силах принудить ту же Эстонию и Латвию гармонизировать свои законы с европейскими правовыми и неписаными нормами, с добрыми европейскими традициями?".

Ответ был традиционный: мол, как правило, страны-члены Евросоюза решают проблемы своих стран на основе внутреннего законодательства. Им можно давать всего лишь рекомендации. При этом эксперт видит проблему в дилемме "традиция (или готовность) страны к соблюдению прав - готовность проявить политическую волю блюсти эти права". Многие молодые страны-члены Евросоюза спекулируют своей незавидной, порой трагичной историей, мол, не могут они проявить политическую волю - еще не созрели применять в отношении инородцев своей страны в полном объеме принятые в Европе правовые нормы, например, в области гражданских и политических прав.

Но вспомним, при вступлении в Евросоюз прибалтийские страны считались вполне зрелыми в государственном отношении и политически готовыми для вступления в Евросоюз (они поставили подписи, обязуясь не только пользоваться правами, но и выполнять соответствующие обязательства). Сегодня же от них исходят стенания и плач о неготовности искоренить тот же дефицит демократии в своих странах.

Так почему в Евросоюзе принимают за чистую монету демагогические заверения прибалтийских стран о своей неготовности предоставить инородцам равные с гражданами права? Не потому ли, что прибалты имеют полную поддержку заокеанского наставника? Но как бы там ни было, резонно задаться вопросом: почему до сих пор не разработаны индикаторы и механизмы контроля, которые позволили бы ОБСЕ, как на рентгене, проверять достоверность сведений и искренность заверений о неготовности обеспечить всеобщее равноправие для своих жителей?

Вот почему давно пора перенести критику с Прибалтики на сам Евросоюз и ОБСЕ, показать мировой общественности, что за учтивостью, комплиментарностью и дипломатией скрывается еще и меркантильный интерес Запада. Стоит расшифровать этот интерес. Прежде всего это - стремление включить страны Прибалтики и Восточной Европы, а также подале на восток, в сферу влияния западной цивилизации. Навязав при этом "покоренным" народам англо-саксонское и протестантское мировоззрение и образ жизни. Иначе говоря, поставлена цель: "оккупировать" страны бывшего СССР, разумеется, под флагом западной демократии, то есть в интересах "золотого миллиарда", в ущерб России. По сути, это - классическая колонизация. Увы, все старо как мир, новизна лишь в новых формах и методах достижения цели.

И потому остается только разводить руками в связи с тем, с каким цинизмом сегодня на Западе осуждают злополучный, но соотвествовавший международному праву своего времени "пакт Молотова-Риббентропа" 1939 года. Это напоминает известное поведение вора, кричащего "Держи вора!" Не равноправие и демократия, как выходит на поверку, заботит Запад, а "жизненное пространство", освоение новых террриторий, присвоение чужих природных ресурсов. Это - банальный "Drang nach Osten".

Вот и все объяснение тому, почему нет у ОБСЕ и Евросоюза политической воли прекратить дискриминацию русского и русскоязычного населения Прибалтики. Очевидно, что борьба за соблюдение прав человека сопровождается и выхолащиванием духовного стержня народов, живущих в странах, граничащих с Евросоюзом на его восточных и юго-восточных рубежах. А демократия - это "фиговый лист", нужный для для сокрытия от миллионов и миллионов обывателей истинных целей западных доброхотов.

"Вам нужна демократия? Мы вылетаем!"

В этом пришлось убедиться и в Варшаве на одном из дополнительных мероприятии с темой "Демократические изменения в Беларуси: рамки для действий". Не зря организаторы конференции подстраховались, предупредив его участников, что такие дополнительные мероприятия "не отражают в обязательном порядке точку зрения ОБСЕ".

Одно изних, посвященное "белорусской" теме, подготовили Центр анализа европейской политики (ЦАЕП) во главе с А.Весс Митчеллом (A.Wess Mitchell) и Freedom House под руководством Дэвида Кремера (David J. Kramer). Они и члены их команд выступали так, будто только что пришли с совещания, на котором принято решение о вводе войск в Белоруссию, воздух был столь наэлектризован, что было жуткое ощущение, будто в Минск уже стоят танки НАТО! Тон "инструкторов" был безапелляционный и назидательно-требовательный, чуть ли не командный.

Так что случилось? Далее приводятся выдержки из анонсированных резюме, приложенных к материалам, распространенным на конференции.

"Текущие политические репрессии в Беларуси усилили внимание Запада к "последней диктатуре в Европе"... Эти события требуют активного участия США и Европейского союза (ЕС), которое должно быть направлено на ускорение положительных, демократических преобразований и заложения основы для Беларуси после Лукашенко". Разве это не попахивает стремлением Гитлера прихватить Австрию, Чехоcловакию? Далее сказано, что ЦАЕП и Freedom House приведут на встречу "интересную и компетентную группу аналитиков, ученых и бывших политиков" и представят "1) эффективные стратегии политики поддержания членов оппозиции, гражданского общества и журналистов, 2) рекомендации с целью стимулирования демократических преобразований и создания основы для возможного переходного периода в Беларуси".

Оказывается "грех" Белоруссии в том, что она отказалась от предложенного ей Западом "Восточного партнерства", что делает невозможным для Евросоюза и США дальнейшее сотрудничество с ее властями, которые не выпускают на волю политзаключенных, терроризируют их и их родственников и адвокатов, короче, не прекращают "репрессии против гражданского обещества и прессы".

Была представлена и инструкция, с изложением десяти основных рекомендаций-наказов. Среди них прекращение финансовой помощи режиму Лукашенко, который окончательно убедил Запад, что еще не готов к реформам. Далее - агитация и проведение правильной приватизации, столкновение между собой представителей высшего руководства Белоруссии, которое ныне не так, как прежде, однородно и единодушно поддерживают Лукашенко. Еще были призывы прекратить политические контакты с представителями режима, отказ им в сотрудничестве с Западом - не приглашать Минс на международные мероприятия. Было заявлено также, что не стоит уповать на Россию, которая выказала неспособность направить Белоруссию по верному пути и произвести "правильную" приватизацию. И прочее, прочее, прочее.

Собравшихся известили о том, что анализ ситуации в Белоруссии и соответствующие рекомендации воздействия на режим Лукашенко доведены до Белого Дома. А теперь-де настал черед Европы. Мол, все правозащитные и иные общественные организации должны действовать, как один. И незамедлительно, во имя спасения белорусов от диктатора Лукашенко. Невольно вспомнишь крылатую фразу "Вам нужна демократия? Мы вылетаем". Но вот что становится явью - прежде, чем "вылетать", гуманитарную "артподготовку" проводит ОБСЕ.

Клио учит тому, что ничему не учит

Если бы все сказанное касалось любой страны Евросоюза, то это было бы воспринято, как подрывная деятельность против иностранного государства, да что там, как вмешательство в его внутренние дела. Но собравшиеся считали происходящее естественным. Когда было сказано, что режиму Лукашенко пришел конец, и теперь надо действовать решительно, и кто-то из журналистов спросил о "дате и сроках", то ответ был по-армейски ясным: "Сразу, как только..." И после паузы следовало, что может, завтра или год, а может лет через десять. Мол, точной даты, конечно же никто не знает, но надо быть готовым выступить по первому зову. Это вызвало гул одобрения разгоряченной публики.

Но это навеяло и исторические аналогии - в 1938 году в Мюнхене, где Запад в надежде направить агрессию Гитлера на СССР отдал на растерзание Германии Чехословакию, тоже никто не знал, что именно 1 сентября 1939 года в Польше начнется Вторая мировая война. А потому неожиданно для докладчиков был задан еще один вопрос: "А кто следующий после Белоруссии, нпеужели Россия?". Это вызвало растерянность в президиуме. Возникшую паузу заполнил молодой (совсем еще мальчишка) белорусский оппозиционер: "До России будет черед Украины". Позже кто-то из его соратников говорил, как о доказанных фактах, пытках политзаключенных в Белоруссии. И он же после мероприятия заметил, что может... "убить человека одной ладонью". Тут вспомнились десятилетней давности недоумения эмиссаров ОБСЕ, которые тогда еще ужасались брутальности белорусских "демократов", грозивших репрессировать всех, кто окажет им сопротивление.

Обратили на себя внимание в Варшаве и распространявшиеся в рамках конференции брошюры. Например: "Промежуточная оценка событий 19 декабря 2010 года в Минске, Беларусь, с точки зрения прав человека". Тут по дням и часам расписаны хулиганские действия "стихийно возникшей" толпы, которая провела сразу после завершения выборов несанкционированный (незаконный) митинг, вылившийся в штурм здания правительства страны. Авторы исследования входят в Комитет международного контроля за ситуцией с правами человека в Беларуси.

И вот вопрос: а где же были все эти радетели демократии до и после 26-27 апреля 2007 года, когда в Таллине, в столице страны-участницы Евросоюза, полиция гестаповскими методами расправлялась с людьми, которые протестовали против сноса "Бронзового солдата"? Вся правозащитная общественность в Евросоюзе и за океаном молчала, набрав воды в рот. Ну, а Евросоюз и США с Канадой единодушно одобрили варварские действия властей, то есть никто не посчитался с правом людей (они же - русские и русскоязычные!) на их историческую память.

И все это притом, что только спустя три года был опубликован отчет одной европейской комиссии, которая сразу после апрельских событий 2007 года посетила Эстонию с целью изучения положения в тюрьмах, осмелилась скороговоркой записать в своем отчете, что при подавлении массовых беспорядков власти превысили-таки Закон.

... Буквально через два дня после Варшавской конференции политический комитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы поддержал инициативу докладчика ПАСЕ по Белоруссии, представителя Эстонии Андреса Херкеля (Andres Herkel) направиться в ближайшее время в Минск, чтобы помимо встреч с представителями власти посетить также политзаключенных, у которых есть проблемы со здоровьем.

Инициативу снабдили и декларацией, под которой подписались десятки парламентариев из разных парламентских групп и стран Евросоюза.

И снова лицемерие - никого не волнует, что "политзаключенные" нарушили общественный порядок сразу после президентских выборах 19 декабря 2010 года, игнорируя белорусские законы. Зато "контролеры" нагло и безапелляционно требуют освобождения всех политзаключенных Белоруссии. И вот уже совсем не странно, что эти же правозащитники не выступили с протестом в связи с жестоким разгоном недавнего стихийного уличного бунта в Лондоне или арестами сотен мирных демонстрантов в США, которые участвовали в происходящих там многотысячных акциях протеста против безумного диктата мирового финансового капитала.

Такая вот политическая бухгалтерия у западных демократов.