Часть вторая

В целом, для США важно держать Азербайджан не только в приемлемом "идеологическом" статусе, как указывалось в первой части статьи, но и в определенном ситуативном состоянии, благоприятствующем осуществлению стратегических планов Вашингтона. В принципе Азербайджан, находящийся в "зоне бифуркации" различных геополитических потоков, может оказаться в трех состояниях:

долговременное сохранение авторитарного режима как гаранта негативной стабильности, при сохранении псевдодемократических намерений, но с реалиями бюрократического произвола, масштабной коррупции и т.д.

форсированние процесса демокpатизации Азербайджана - формирования пpавового государства и гpажданского общества, осуществляющих выбор стратегии развития самостоятельно и с учетом свободного волеизъявления народа,

неконтролируемые охлократические пертурбации с угрозами войны, переворотов, смены стратегических ориентаций страны и возможным разрушением "геополитической инфраструктуры" с доминирующей ролью США.

Наиболее нежелателен для США третий вариант хотя бы по той причине, что дестабилизация ситуации может разрушить проамериканское гомеостазное состояние, привнести сильный импульс неопределенности, затруднить контроль, катализировать процесс актуализации иных стратегических ориентаций (речь, прежде всего, идет о возможности усиления роли России или Ирана). Неприемлемость данного варианта не исключает возможности особых экстремальных ситуаций (в контексте коллизий масштабной кавказской или каспийской геополитики), когда интересы США могут допустить на короткий период контролируемую раскачку ситуации в Азербайджане (вплоть до эскалации геополитически приемлемой для США региональной войны).

Второй вариант, с учетом декларативных намерений, кажется, вписывается в общие стратегические планы США. Но прежние реалии поведения США пока не дают основания верить в искренность ее продемократических устремлений относительно Азербайджана. Возможно, в скором времени у США появится прагматическая заинтересованность в демократизации Азербайджана. Пока же в силу ряда тактических причин демократичный и прогрессирующий в сторону процветания Азербайджан может заметно осложнить осуществление стратегических планов США. На протяжении последних 15-16 лет стратегию Азербайджана определяет авторитарный президент, порой игнорирующий даже национальные интересы. И для США на данный период тактически более удобно и выгодно было решать свои стратегические проблемы, потакая амбициям авторитарного лидера Азербайджана. Между тем демократичный Азербайджан, как бы не зависел он от США, будет вынужден учитывать волеизъявление народа и отстаивать национальные интересы. В этом случае всегда есть риск, что активный электорат может в любое время усомниться в преимуществах ориентации страны только на США. Словом, для США пока более приемлем авторитарный Азербайджан, но в некой демократической упаковке.

К сожалению, именно манипулируемый авторитарный Азербайджан был и пока остается наиболее приемлемым для США вариантом. Сегодня в планы США гармонично вписываются умеренно авторитарный режим с сохранением "правой" оппозиции и их последующий симбиоз в форме авторитарной демократии. Для США важно не допустить чрезмерного усиления (или ослабления) как авторитаризма, так и "правой" оппозиции: интересы США успешно реализуются при сохранении авторитарной демократии в "гомеостазном состоянии". На данном этапе усилия США направлены, с одной стороны, на ограничение роста авторитаризма (угрозы его трансформации в деспотию и тоталитаризм), с другой, - на ограничение (дозирование) темпов демократизации (угрозы возможности дестабилизации ситуации). При явном крене в любую сторону возникающие коллизии могут нарушить гомеостаз системы и перевести ее в экстремальное состояние с угрозами провоцирования опасных пертурбаций.

По сути, все ключевые параметры негативной авторитарной демократии в большинстве стран СНГ (масштабная коррумпированность власти, блокирование подлинно рыночных и демократических новаций и т.д.) формируются и функционируют благодаря "незримому" внешнему манипулированию. Дозированно "инвестируя" эти режимы, США как бы катализируют коррупцию и тем самым формируют надежный механизм контролирования стратегии развития данных стран. Этот опыт был успешно апробирован в афро-азиатском и панамериканском регионах: в течение длительного времени наиболее верными сателлитами США являлись коррумпированные авторитарные режимы. Таким образом, между планами США и интересами таких режимов устанавливался своеобразный симбиоз: США закрывали глаза на коррумпированность и недемократизм властей и взамен получали открытый доступ к ресурсам этих стран. Аналогичной "дозированной долларовой инъекцией" США контролируют зачастую и поведение "правой" оппозиции. Одновременно, по всевозможным каналам гуманитарной миссии в "гомеостазном состоянии" (между иллюзией процветания и угрозой социальной катастрофы) поддерживается и значительна часть населения этих стран.

В последнее время, похоже, часть политической элиты Азербайджана начинает осознавать иллюзорность и опасность проамериканских ожиданий. Тем не менее, США продолжают подпитывать эти иллюзию и вера в США (новый геополитический опиум для власти, оппозиции и населения) мешает многим увидеть реалии - в планы США пока удачно вписывается лишь авторитарный Азербайджан, а не демократичный. Можно было бы привести достаточное количество примеров из опыта последних лет, подтверждающих эту версию. В целом на данном этапе интересы США в Азербайджане, видимо, эффективно реализуются при сохранении режима авторитарной демократии. Слабый Азеpбайджан с массой неpешенных пpоблем более зависим от США и в такой марионеточной ситуации стpана неизбежно обpечена на иллюзоpное ожидание амеpиканской поддеpжки. Возможно, в уже в скором времени планы США претерпят естественные коллизии и некотоpые из ожиданий Азербайджана в той или иной мере сбудутся. Hо даже в этом случае позитивные возможности Азербайджана вpяд ли будут в полной меpе pеализованы на благо всей нации, если стpана останется в полной марионеточной зависимости от какой-либо супердержавы - в данном случае США. Для Азербайджана, устремленного в достойное будущее, целесообразно вовремя пеpесмотpеть свои пpоамериканские иллюзии и попытаться найти пpиемлемую для себя (а не только для Запада) стpатегию своего pазвития.

Вместе с тем, наблюдаемая ныне тенденция дисстанциирования Запада от деспотических режимов призвана, вроде бы, положить конец прежней практике внешнеполитического манипулирования приоритетами и обеспечить зеленый коридор новой волне демократизации в мире. Перед лицом современных угроз и реалий США критически переосмыслили свой прежний опыт и продекларировали главным приоритетом своей внешней политики поддержку борьбы за свободу и демократию. Сегодня Запад (США и СЕ) открыто демонстрирует изменение своей стратегии в отношении государств, еще не ставших полноценными членами демократического сообщества. Прежняя ставка на политическую стабильность в этих странах, зачастую явно в ущерб демократии, абсолютно не оправдала себя. Даже по истечению десятка лет многие из этих стран ничуть не продвинулись в направлении демократии, но при этом весьма преуспели в насаждении коррупции, деспотии, узурпации власти и многократно попадали в полосу затяжной дестабилизации внутриполитической ситуации. Словом, путь от авторитарной стабильности к демократии оказался тупиковым для самих этих стран и малоперспективным для возросших интересов Запада (США). Теперь Запад (США) пытается апробировать в этих странах путь к стабильности и процветанию на базе определенного развития демократии.

В то же время было бы наивностью полагать, что в рамках новой тенденции официальные круги Запада (США) откажутся от геополитических амбиций, экспансионистских целей, энергетических замыслов и сугубо прагматических интересов. Политика есть политика и она не перестаёт быть таковой, даже когда вдохновлена на реализацию высоких целей. Не подлежит сомнению, что новые тенденции активной поддержки принципов открытого общества и демократии мотивированы в большей мере не гуманистическими, а сугубо политическими и прагматическими соображениями. Запад извлек некоторые уроки из прошлого и пришел к выводу, что в 21 веке прагматически выгоднее, геополитически целесообразнее и стратегически эффективнее иметь дело в протежируемых странах с предсказуемыми, открытыми и более либеральными режимами, чем с псевдопослушными и тотально коррумпированными автократиями.

Внешнеполитическая доктрина Запада (прежде всего, США) основана на рациональном прагматизме, в котором наряду с декларируемой линией поддержки свободы и демократии, важное место занимают геостратегические соображения, гегемонистские устремления и сугубо долларовые и энергетические интересы. Можно, конечно же, сокрушаться по поводу того, что Запад (США) не всегда последовательно и принципиально проводит свою демократическую миссию, что соображения политической целесообразности и прагматической выгоды заставляют его жертвовать порой интересами свободы, что его реальные дела не всегда соответствует декларируемым ценностям и ожиданиям либеральной общественности. Но не стоит при этом впадать в иную крайность и изображать Запад (США) в виде новой "империи зла", индифферентной к проблемам свободы и демократии.

Истина в том, что даже свои экспансионистские цели, глобализационные проекты и прагматические интересы Запад (США) может сегодня эффективно реализовать лишь на базе стратегического курса поддержки свободы, демократии и либеральных реформ. Взятая Западом на себя роль "сеятеля демократии" - это не только концептуальный мировоззренческий выбор, не только благородная гуманистическая миссия, а политически и технологически обоснованная система утверждения собственного лидерства и обеспечения нового глобализационного миропорядка. На каких-то отдельных этапах и применительно к отдельным странам Запад может временно переиграть свои приоритеты и, во имя геополитических соображений, политической стабильности или прагматических интересов, сотрудничать с авторитарными и деспотическими режимами, закрывать глаза на антидемократические и антигуманные действия местных властей, не спешить с форсированием либеральных реформ. Но в стратегической перспективе он не может долго мириться с существованием подобных режимов, поскольку это противоречит не только заявленной демократической миссии, но и глобальным интересам самого Запада (США). Так что, есть место для новых проамериканских иллюзий. Только не обмануться бы вновь!..