Ситуация, складывающаяся в правящей парламентской коалиции Армении, все активнее обсуждается в местных СМИ. Как уже сообщало ИА REGNUM, оппозиционная печать утверждает, будто президент Серж Саргсян "предъявил ультиматум" лидеру партии "Процветающая Армения" (ПА), депутату-олигарху Гагику Царукяну, который до конца недели должен определиться: покидает он ряды коалиции, или предпочитает идти на предстоящие парламентские выборы вместе с партнерами - Республиканской партией Армении (РПА) во главе с самим Сержем Саргсяном и партией "Оринац Еркир". От этого зависит и позиция Царукяна в ходе будущих выборов главы государства, которые должны состояться в 2013 году.

Ньюсмейкеры от РПА утверждают, что ПА из коалиции не выйдет, называя подобную идею "несерьезной". В то же время не отрицается, что в политсовете партии происходят "обсуждения внутриполитических проблем", содержание которых не раскрывается. Тем не менее, косвенно признается, что правящая коалиция в преддверии начинающейся парламентской кампании может быть "переформатирована". Пикантность ситуации в том, что сам Царукян не раз говорил, что, даже оставаясь в коалиции, ПА будет участвовать в выборах самостоятельно. "Переиграть" это решение, принятое не менее полугода назад, уже, скорее всего, невозможно. Поэтому интрига будет сохраняться, а дальнейшая позиция Царукяна в немалой степени будет зависеть от итогов выборов и количества мандатов ПА в Национальном собрании. Пока же Царукян, скорее всего, попытается как можно дольше "держать паузу". Ведь официальный выход из коалиции автоматически будет означать и уход министров, губернаторов, их заместителей и других высокопоставленных чиновников - членов ПА из структур исполнительной власти, куда они были включены "по партийной квоте" именно благодаря коалиционному соглашению. Вряд ли Царукяна вдохновляет перспектива идти на выборы, лишившись удобных властных рычагов. Но, кстати, именно это обстоятельство может подвигнуть власть "поставить вопрос ребром" - если, конечно, этого до сих пор не произошло.

Вероятное развитие событий и намерения олигарха занимают, видимо, и оппозицию в лице Армянского национального Конгресса (АНК) во главе с первым президентом республики Левоном Тер-Петросяном. Некоторые источники утверждают, будто недавно Тер-Петросян встретился с Царукяном. Отсюда делается поспешный вывод, что речь может идти едва ли не о предвыборном союзе АНК с ПА, тем более что Тер-Петросян в одном из своих недавних выступлений достаточно позитивно отозвался о ПА, которая. по его словам, является "партией, сложившейся естественным путем благодаря экономическим возможностям и популярности ее лидера", в то время как правящая РПА - это "не партия, а группа оппортунистов". Кроме того, лидер АНК подчеркнул, что ПА не свяжет себя с Робертом Кочаряном. Но это заявление, скорее, отражает желания Тер-Петросяна, нежели реальное состояние дел.

Возникшая в 2005 году "Процветающая Армения" создавалась и набирала политический вес под патронажем и при поддержке Кочаряна, который в ту пору был руководителем государства. И уже тогда сложилось убеждение, что Кочарян тем самым готовит для себя политический инструмент, который при случае может ему понадобиться. Возможно, второй президент решил, что такой момент настал, поэтому и заявил о вероятности своего возвращения в политику. А представить, что Тер-Петросян идет на союз, пусть даже и ситуативный, с партией, за которой четко просматривается фигура Кочаряна, совершенно невозможно. Это по определению исключено. Поэтому естественным союзником ПА остается правящая коалиция, другой вопрос, пожелает ли Царукян продолжать союзнические отношения с РПА на вторых ролях.

Возможно, Кочарян решил, что дальнейшее ухудшение социально-экономической ситуации, вполне вероятная вторая волна кризиса, растущие в связи с этим протестные настроения позволят ему вернуться к рулю государства. Надо учитывать, что личный рейтинг Кочаряна достаточно низок и тенденций к существенному росту не имеет - в отличие от личного рейтинга Царукяна и его партии. Но, во-первых, Царукян популярен, в основном, в своей родной Котайкской области, а за ее пределами картина выглядит уже не столь радужно. Во-вторых, основой публичной деятельности ПА и ее лидера является популизм, что свидетельствует об отсутствии фундаментальной программы общенационального масштаба.

Партийные документы достаточно эклектичны. Поэтому избирателей, сколь бы протестно они ни были настроены, вряд ли может вдохновить расклад "Кочарян - президент, Царукян - премьер-министр", поскольку это не обрисовывает перспектив развития. Как сказал в интервью ИА REGNUM председатель Христианско-демократического союза Армении (ХДСА) Хосров Арутюнян, "Серж Саргсян пришел чтобы провести евроремонт" в республике. И хотя это заявление относится, безусловно, к очень широкому кругу внутри - и внешнеполитической проблематики, оно выглядит тем более уместным на фоне явно крепнущего сотрудничества Еревана с ЕС в рамках программы "Восточное партнерство", развивающихся связей республики с Западом в целом. Речь не о пересмотре внешнеполитических приоритетов, а о попытке глубокого политико-институционального реформирования, попытке отказа от сложных постсоветских реалий в пользу более прогрессивных тенденций в сфере экономики и общественной жизни. Отсюда и нескрываемое стремление к обновлению и политических, и деловых элит, и комплиметарность внешней политики, и начавшиеся реформы в ряде важных сфер - судебной, правоохранительной и др. Другой вопрос, что разговоров пока больше, чем реальных дел, и это дает возможность оппозиции говорить об "имитации процессов", а не о предметных сдвигах.

Однако есть основания надеяться, что второй срок президентства Саргсяна может быть в этом отношении более плодотворным, потому что начавшиеся реформы, при их последовательном осуществлении, начнут давать плоды. Это, кстати, признают и в рядах АНК, лидеры которого не раз говорили, что власть сама по себе не является для них самоцелью, и если выборы пройдут честно и победит действующий президент, они первые будут готовы поздравить его. И в таком контексте очевидно, что приход к власти тандема Кочарян-Царукян неизбежно стал бы шагом назад для процесса развития страны уже хотя бы потому, что популизм не может быть основой для "евроремонта" и связанных с этим реформ, в том числе - и непопулярных. Популистскими методами можно оперативно "тушить" постоянно вспыхивающие "пожары" в экономике и проявления социального недовольства. Но преодолеть хозяйственную стагнацию и усовершенствовать политическое и правовое поле невозможно, и логика начинающихся процессов была бы нарушена. Между тем внятных сигналов о наличии альтернативных планов реформирования от ПА не поступает. Нет также оснований считать, что у партии имеется серьезный кадровый потенциал, скорее наоборот - госчиновники "от ПА" время от времени становятся фигурантами различных историй, никак не свидетельствующих о высоком уровне их управленческого мастерства. Очевидно, что ни Кочарян, ни Царукян не могут быть реформаторами - при том, что именно коренные реформы являются самым насущным требованием момента. К тому же недостаток грамотных кадров, размытость "команды" означает, что они могут опираться лишь на тех деятелей, которые по каким-то причинам недовольны действующей властью, но в то же время не сблизились и с оппозицией. В целом это вырисовывает не слишком радужную перспективу. Поэтому еще не факт, что более выгодно для Сержа Саргсяна - отказаться от союза с "Процветающей Арменией", пополнив взамен коалицию целым рядом более мелких партий, возглавляемых несколькими достаточно известными и в то же время вполне управляемыми фигурами, или оставить все как есть, постоянно ожидая каких-либо, мягко говоря, неприятностей о стороны склонного к преподнесению "сюрпризов" союзника.

Николай Торосян - политический комментатор (Ереван)