Опубликованная в "Известиях" статья Владимира Путина "Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня" уже удостоилась в российской печати самых различных комментариев - начиная от скептических, нацеленных на выпячивание ее предвыборной подоплеки, и кончая по-прохановски отчаянными оптимистическими оценками возможности скорейшей практической реализации этого действительно весьма амбициозного проекта геополитического переустройства постсоветского пространства. Спустя двадцать лет после распада Советского Союза - события, названного им еще до публикации этой статьи "величайшей геополитической катастрофой ХХ века", - Владимир Путин впервые ясно и четко сформулировал программу последовательных шагов по преодолению негативных геополитических последствий крушения одного из важнейших государственных столпов послевоенного миропорядка. При этом Путин ни в коей мере не ставит под сомнение позитивный смысл становления на руинах бывшего Союза новых суверенных государств, отстаивающих собственные долгосрочные национальные интересы. Речь идет о предложении совместной работы над созданием наиболее эффективной, достойной интеграционной модели - консолидированной интеграции постсоветских государств в Большую Европу, которая бы позволила им выступать не в уничижительной роли "вечных пасынков" цивилизованной Европы, а в качестве ее равноправных партнеров по обустройству нашего общего европейского дома. "Таким образом, вхождение в Евразийский союз, - как подчеркивает В.Путин, - помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу".

Путинский проект основывается на анализе насчитывающих уже немало лет попыток проторить пути к реинтеграции постсоветских государств и воссозданию на новой ценностной, политической и экономической основе их геополитического единства. Эти попытки предпринимались по мере осознания как широкими слоями российского общества, так и новой российской элитой эфемерности подогреваемых некоторыми недальновидными политиками надежд на "неизбежность и автоматизм" возвращения бывших "братских республик" под крыло "старшего брата". Однако ни жестокие экономические невзгоды, ни кровопролитные межнациональные конфликты и внутриполитические потрясения не могли заставить представителей образовавшихся новых национальных элит, вкусивших пьянящую прелесть государственных и официальных зарубежных визитов, дипломатических приемов на высшем европейском и американском уровне, лихорадочно скупающих дорогую недвижимость, предприятия и магазины для своих чад, жен и родственников в европейских столицах, серьезно отнестись к перспективам "совковой интеграции". Зато действительно разутыми, и голодными, пользуясь образным выражением Владимира Жириновского, "на костылях" в Россию ринулись миллионы обездоленных - сначала бывшие инженеры и квалифицированные рабочие загубленных советских предприятий, сотрудники научно-исследовательских институтов, а затем и самая разнородная городская и сельская масса. Участь граждан второго сорта, "прихлебателей с чужого стола" или даже влачащих жалкое существование и полностью бесправных гастарбайтеров для них сегодня предпочтительнее статуса полноправных граждан собственных национальных государств. Потому что на деле это "полноправие" является ничем иным, как невозможностью прокормить собственных детей и получающих пенсию значительно ниже минимальной потребительской корзины престарелых родителей....

Символично, что в те же дни, когда "Известия" опубликовали статью Путина, в октябрьском номере издающегося во Франции журнала "Новель де Армени" вышло в свет пространное интервью с Шарлем Азнавуром, в котором великий шансонье, ныне Чрезвычайный и Полномочный Посол Армении в Швейцарии, в самой нелицеприятной форме высказывается о повальном бегстве из Армении населения, прямо и недвусмысленно обвиняя в этом "правящую в стране мафию". При этом Азнавур сетует на псевдопатриотическую риторику правящей элиты, которой последняя прикрывает свою несостоятельность или, по определению Национального Героя Армении, "ничегонеделание".

Высказанные Азнавуром беспрецедентно резкие оценки социально-экономических условий жизни в Армении, казалось, станут дополнительным стимулом к серьезному обсуждению статьи Владимира Путина в республиканских СМИ и, прежде всего, со стороны представителей правящей политической коалиции. Ведь стержнем интеграционного проекта Владимира Путина является как раз экономическая интеграция, которая, в случае своей успешной реализации и участия в этом Армении, может стать противовесом предпринимаемым Турцией и Азербайджаном попыткам изолировать республику от участия в региональных интеграционных проектах. Однако ни в одном - правительственном или оппозиционном издании - я не увидел сколько-нибудь серьезного реагирования со стороны того или иного представителя нынешнего состава парламента или правительства на поставленные в статье В. Путина или в интервью Ш. Азнавура вопросы. Ни один из армянских телеканалов, - а их всего 18 - не попытался дать оценку этим важным, событийным публикациям.

Пусть читателя не удивляет, что я их объединяю. Дело ведь не только в том, что они увидели свет одновременно. Эти публикации связаны в смысловом, логическом отношении: одна из них описывает реальную трагическую действительность сегодняшней Армении, а в другой представлены возможные пути изменения существующего положения вещей. Можно привести десятки аргументов, которые ставят под сомнение возможность участия Армении в реализации путинского проекта - начиная с того, что у Армении нет общей границы с Россией, что Россия не имеет дипломатических отношений с транзитной для нас Грузией, кончая тем, что Армения является членом ВТО, тогда как Россия все еще нет. Но одно дело высказывать возражения или критические суждения и совершенно другое дело - игнорировать важность обсуждения этой программной статьи, необходимость формулирования правящей политической коалицией четкой позиции по обозначенному в ней кругу вопросов.

О степени политической состоятельности армянской правящей коалиции свидетельствует хотя бы тот факт, что ее представители и контролируемые ими СМИ в это же время усердно смаковали возможные последствия для внутриполитического предвыборного расклада в Армении перспективы возвращения в президентское кресло в РФ Владимира Путина и вероятность в связи с этим возвращения к активной политической роли бывшего президента Армении Роберта Кочаряна. Причем эти дискуссии велись на таком пещерном, провинциальном уровне, что по сообщениям армянской прессы, во время обсуждений проблем обеспечения региональной безопасности участвовавший в них советник посольства РФ Сергей Аверченко публично и в присутствии председателя Союза армян России Ара Абрамяна высказал секретарю Совбеза Армении Артуру Багдасаряну недовольство по поводу поднятой некоторыми нашими СМИ низкопробной "шумихи вокруг выдвижения кандидатуры Путина на пост президента РФ".

Очевидно, что вместо обсуждения проблем преодоления глубокого социально-экономического кризиса, предотвращения продолжающейся массовой эмиграции населения, армянская политическая элита в лице сторонников нынешнего и бывших президентов сосредоточилась на предвыборных интригах. Между тем, широкая общественно-политическая дискуссия, предметное обсуждение интеграционного проекта Владимира Путина может задать необходимые интеллектуальные параметры уже фактически начавшейся избирательной кампании по выборам в Национальное Собрание Армении. Кто, если не представители власти, несущие ответственность за судьбу Армении, должны проявить заинтересованность в том, чтобы предвыборная борьба у нас в очередной раз не вылилась в "перетягивание каната" между бывшими и нынешними чиновниками, между различными олигархическими группировками, одержимыми исключительно вопросом сохранения или завоевания вновь доступа к таящим на глазах материальным ресурсам страны? Кто, если не представители власти в первую очередь должны быть заинтересованы в том, чтобы уже начавшаяся предвыборная борьба действительно стала дорогой в будущее, которое должно родиться уже сегодня?

Когда весной 2008-го года премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выдвинул платформу безопасности и стабильности на Южном Кавказе, она удостоилась достаточно серьезного обсуждения и реагирования со стороны правящей в Армении политической коалиции. В итоге этого обсуждения президент Армении Серж Саргсян предложил так называемую "футбольную дипломатию", создавшую предпосылки для подписания уже в октябре 2009 года армяно-турецких протоколов. Хотя эти протоколы, открывавшие дорогу к установлению дипотношений между Ереваном и Анкарой и разблокированию армяно-турецкой границы, по вине Турции не были ратифицированы парламентами и не вступили в силу, был достигнут пусть отрицательный, но вполне определенный политический результат. Стало ясным, что без предварительных и совершенно неприемлемых для армянской стороны условий в карабахском вопросе Турция не пойдет на практическое воплощение подписанных соглашений, что в обозримой перспективе нынешнее положение вещей сохранится. Несмотря на свое критическое отношение к "футбольной дипломатии" Сержа Саргсяна и ее последствия, я считаю, что она в этом смысле себя вполне оправдала: положила конец всяким спекуляциям на предмет якобы отсутствия у армянской стороны политической воли в вопросе нормализации отношений с Турцией.

Почему я об этом вспомнил в контексте настоящей статьи? Потому что в те самые дни, когда в России политическая элита определилась по кандидатуре Владимира Путина и когда в "Известиях" была опубликована его программная статья, в прессе появилось сообщение о том, что правительство Эрдогана вернуло в парламент ранее отозванные армяно-турецкие протоколы. С другой стороны, во время своего государственного визита в Армению, состоявшегося в первой декаде октября, президент Франции Николя Саркози попытался вновь актуализировать тему необходимости скорейшей ратификации армяно-турецких протоколов. Эти совпадения вовсе не случайны, если учесть, что проблематику нормализации армяно-турецких отношений, так же как и реализацию благодаря этому таких региональных проектов, как эрдогановский проект стабильности и безопасности на Южном Кавказе, а также региональные объединения типа ГУАМ или "Восточное партнерство", Запад рассматривает как важнейшую альтернативу, призванную нейтрализовать возможность реализации всеобъемлющего интеграционного проекта, охватывающего все евразийское, а по сути - постсоветское пространство. Тем не менее, а возможно именно поэтому Россия вправе ожидать от Армении выдвижения некоего аналога "футбольной дипломатии", но только теперь уже в ответ не на эрдогановский, а в ответ на путинский интеграционный проект, что могло бы стать серьезным фоном для запланированного на ближайшие дни государственного визита президента Армении в Россию...

Геополитическая обстановка в современном мире такова, что в ближайшие годы надо быть готовым к отражению новых глобальных вызовов. Если такой мудрый, искушенный в мировой политике человек, как Генри Киссинджер бьет тревогу в связи с предстоящим уходом американцев из Ирака, а затем и из Афганистана, отмечая опасность заполнения образующегося там геополитического вакуума Турцией, то у России и Армении в преддверии этой мрачной перспективы куда больше оснований для беспокойства. Памятуя о воюющих в недавнем прошлом против армян в Карабахе афганских моджахедах, мы должны понять важнейший геополитический смысл реализации путинского проекта создания Евразийского союза. Когда Путин предлагает "модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира", он исходит из стратегических целей выстраивания эффективной и надежной системы нашей общей национальной безопасности. Именно поэтому статья Владимира Путина заслуживает самого серьезного внимания со стороны правящей в Армении коалиции, а формулирование четкой политической позиции по отношению к высказанным в ней предложениям, несомненно, должно стать центральной темой официально стартующей через четыре месяца кампании по выборам депутатов Национального Собрания Армении.

Амаяк Ованнисян - президент Ассоциации политологов Армении, доктор политических наук.