В середине октября разразился скандал вокруг якобы готовившегося иранскими спецслужбами покушения на посла Саудовской Аравии в США. Очень скоро эта история вылилась в еще один этап пока дипломатического наступления на Иран со стороны Соединенных Штатов. При этом осуществляется оно совместно с Эр-Риядом и носит крайне резкий характер.

За этим кризисом просматривается сложное переплетение саудовских и американских интересов. В первую очередь необходимо отметить нежелание допустить в какой-либо форме налаживание диалога между Вашингтоном и Тегераном. Непосредственно накануне скандала произошел ряд событий, продемонстрировавших наличие такой возможности. В частности стало известно о планах по созданию прямой линии связи между Вашингтоном и Ираном. В пользу этого высказался и глава Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) ВС США адмирал Майкл Маллен.

Ранее в сентябре Иран освободил из тюрьмы двух американских туристов, задержанных по подозрению в шпионаже в июле 2009 года, что также может рассматриваться как миролюбивый жест в отношении Вашингтона. До этого возможность налаживания диалога с Ираном неоднократно обсуждалась в США. В частности подобная рекомендация содержалась в докладе комиссии Бейкера-Гамильтона в 2007 году, и предполагала налаживание диалога с Ираном на основе частичного признания его интересов в регионе. Предложение о прямом диалоге выдвигалось Вашингтоном и в начальный период президентства Обамы.

Однако подобный вариант не устраивает в первую очередь Эр-Рияд, претендующий на собственную гегемонию в регионе, а также на роль ключевого партнера США среди арабских стран. Затем в срыве возможного американо-иранского диалога заинтересована и часть американских правящих кругов, прежде всего нынешнее руководство Госдепартамента, выступающее за изоляцию Ирана. Ранее на этой почве у Госдепа заметны были разногласия с Пентагоном, который при Роберте Гейтсе выступал за проведение более гибкого курса в отношении Ирана и вовлечение последнего в систему двусторонних отношений.

Похоже, что нынешний кризис в американо-иранских отношениях преследовал цель надолго похоронить эту идею. Об этом косвенно свидетельствует как жесткость американской риторики, так и попытки связать якобы готовящееся покушение непосредственно с высшим политическим руководством Ирана, что по крайне мере в настоящее время плотно закроет дверь для диалога между США и Ираном.

Второй аспект связан с внутренней ситуацией в Саудовской Аравии. Не секрет что Эр-Рияд перманентно подозревает Иран в стремлении разыграть шиитскую карту и дестабилизировать нефтеносную монархию. С начала "арабской весны" это привело к ухудшению отношений между Тегераном и Саудовской Аравией, накладываясь на традиционную конкуренцию между ними за влияние в регионе Персидского залива, прежде всего в Бахрейне и Йемене.

Ранее весной 2011 года руководству Саудовской Аравии главным образом за счет мер социально-экономического характера удалось погасить первую волну массовых выступлений в населенной шиитами Восточной провинции королевства. Однако в настоящее время проявляется тенденция к новому всплеску массовых выступлений в этом районе. Так, накануне шпионского скандала в начале октября стало известно о прошедших в Восточной провинции новых массовых выступлениях шиитов. МВД королевства обвинил в провоцировании эскалации напряженности некую "иностранную державу". На этом фоне разразившийся скандал может рассматриваться в качестве очередной попытки Эр-Рияда обозначить Тегерану своего рода красную черту, за которую последнему переходить не следует.

Еще один внутренний аспект связан уже с американской действительностью. В сентябре-октябре в США стремительно набирает обороты массовое движение "Оккупируй Уолл-стрит", которое быстро распространилось на крупнейшие американские города. В целом социальная обстановка в США достаточно напряженная, что связано как с воздействием мирового экономического кризиса, так и действиями американских властей, по сути начавших еще один жесткий этап неолиберальных реформ под прикрытием лозунгов о "жесткой экономии".

В этих условиях нельзя исключать, что часть американских правящих кругов пытается несколько сбить напряжение за счет ввода в оборот традиционного образа внешнего врага, на сей раз в лице Ирана. Другое дело - насколько в данном случае и в данной обстановке данная линия будет эффективной.

И, наконец, последний аспект имеет региональное, ближневосточное измерение. США и Саудовскую Аравию по нескольким направлениям беспокоит военно-политическая активность Тегерана в регионе. Это и кризис в Сирии, и стремление Ирана установить более тесные отношения с военными властями Египта, и курс Тегерана в отношении Ирака. Особенно важное в этом плане значение имеют события в Сирии. Положение дел там лишь ухудшается, и очевидно, что развязка в какой- либо форме близка.

Между тем, Саудовская Аравия играет в развитии сирийского кризиса и изоляции режима Асада достаточно важную роль. В частности велико ее значение в организации давления со стороны ЛАГ в отношении сирийского режима. В Эр-Рияде, похоже, стремятся содействовать отстранению от власти алавитского клана и делают ставку на исламистские суннитские организации сирийской оппозиции. Реализация этого сценария неизбежно приведет к резкому ослаблению влияния Тегерана в Сирии и как следствие в Ливане и Палестинской автономии.

Необходимо выделить и события в Йемене, которые также, похоже, приближаются к развязке. Любая активность Тегерана на йеменском направлении беспокоит Эр-Рияд, который рассматривает Йемен в качестве зоны своего влияния, тем более что нестабильность в этой стране может поставить под удар маршруты поставки энергоносителей из региона Персидского залива в Европу и Восточную Азию.

В силу этих факторов Эр-Рияд проявляет повышенную активность на йеменском направлении, активно, но пока безуспешно продавливая план разработанный странами - членами Совета сотрудничества государств Персидского залива, предусматривающий отставку действующего президента Йемена в целях стабилизации обстановки в стране.

В этих условиях очевидно, что и США и Саудовская Аравия заинтересованы в превентивной дипломатической изоляции Тегерана, до того как сирийский и йеменский кризисы вступят в решающую стадию. Не случайно что практически сразу же после разразившегося ирано-саудовского кризиса ЛАГ резко активизировала давление на Сирию.

Очевидно Вашингтон и Эр-Рияд делают попытку за счет дипломатического скандала лишить Иран возможности влиять на события в регионе, или хотя бы серьезно ослабить внешнеполитический потенциал Ирана. Насколько это им удастся - покажет время, однако очевидно, что усилия по изоляции Ирана никак не соответствуют обеспечению стабильности на Ближнем Востоке, а скорее наоборот толкают регион к дальнейшей дестабилизации.

Давид Арутюнов, Ереван